Елизавета Серьгина
05.07.2016

Французский оператор Iliad – основной претендент на покупку беспроводных активов в Италии, которые будут использоваться для создания четвертого сотового игрока, пишет Bloomberg со ссылкой на собственные источники. Hutchison и Vimpelcom начали эксклюзивные переговоры с этой компаний, отказавшись от других вариантов, утверждают они.

Необходимость в создании четвертого оператора возникла после того, как Hutchison Holdings Ltd. и Vimpelcom Ltd. захотели объединить свои итальянские активы и стали добиваться согласия на сделку Европейской комиссии. Компания, образованная в результате слияния 3 Italia и Wind, стала бы крупнейшим сотовым оператором Италии, получающим около трети всей выручки на этом рынке – чуть больше нынешнего лидера, Telecom Italia.

Ранее Еврокомиссия заблокировала попытку той же Hutchison объединить принадлежащего ей британского оператора Three с конкурирующей компанией O2, и организаторы итальянской сделки пытаются избежать повторения этого сценария. Так, они намерены продать часть своих активов новому игроку, чтобы не допустить сокращения числа операторов в результате сделки, сообщали ранее FT и WSJ.

Если ЕС не будет возражать против сделки, то Еврокомиссия скорее всего одобрит ее раньше срока, выставив определенные условия, пишет Bloomberg. Еврокомиссия должна рассмотреть заявки Vimpelcom и Hutchison до 8 сентября 2016 г., замечает представитель Еврокомиссии. "Рассмотрение продолжается", – говорит он, но никаких подробностей не раскрывает.

Выход на итальянский рынок ознаменует собой значительное расширение для Iliad – она известна как дискаунтер в сегменте мобильного интернета (во Франции интернет от этого оператора стоит от 2 евро в месяц). Появление Iliad во Франции четыре года назад вызвало ценовую войну, которая подорвала прибыльность операторов.

В своем недавнем отчете, посвященном итальянской сделке, аналитики "ВТБ капитала" писали, что появление четвертого игрока, хотя и предоставляет возможность утвердить сделку у регулятора, ставит под вопрос весь ее смысл. Совместное предприятие Vimpelcom и Hutchison сможет получить больше денег от слияния, но эффект может быть нивелирован: в долгосрочной перспективе появление четвертого игрока вернет Италию в то же состояние жесткой конкурентной площадки, что и раньше, отмечает ВТБ.

Аналитик Газпромбанка Сергей Васин согласен, что стратегия Hutchison и Vimpelcom в отношении развития итальянского бизнеса выглядит довольно спорно. Но, напоминает он, Vimpelcom с помощью этой сделки преследует задачу не только развития итальянского актива, но и деконсолидации долга. Поскольку большая часть долга Vimpelcom приходится на Италию (на конец прошлого года у Wind долг был $12 млрд, а у Vimpelcom без Wind – $9,5 млрд), срыв сделки грозит тем, что инвесторы еще долгие годы не увидят от компании дивидендов. В случае же успешного исхода дивидендов можно ждать уже через 1–2 года после завершения слияния, считает Васин.