Павел Кантышев
04.07.2016

В пятницу польский IT-холдинг Asseco довел свою долю в российском разработчике банковского софта R-Style Softlab до 100%, говорится в сообщении холдинга для инвесторов и подтверждает представитель российской компании.

В 2013 г. Asseco заплатила $28 млн за 70% R-Style Softlab, оценив, таким образом, всю российскую компанию в $40 млн. Пятничная сделка прошла по такой же оценке: Asseco сообщила, что выкупает оставшиеся 30% за $12 млн.

Сделка стала результатом реализации кипрской компанией Eransor Finance Limited опциона на продажу акций, сообщает Asseco. Через эту компанию R-Style Softlab владели ее бывшие акционеры, передал через представителя R-Style Softlab гендиректор компании Михаил Дробышевский. Он сообщил, что конечные бенефициары кипрской компании ему не известны. Собеседник "Ведомостей", знакомый с одним из основателей IT-интегратора R-Style Вячеславом Рудниковым, утверждает, что тот и является одним из основных акционеров R-Style Softlab. Другим бывшим акционером он называет Юрия Отрашевского, который согласно сайту R-Style Softlab является председателем ее совета директоров. О том, что Рудников – акционер R-Style Softlab, знает и собеседник "Ведомостей" в руководстве крупного системного интегратора. Отрашевский передал "Ведомостям" через представителя, что не владеет акциями R-Style Softlab с 2013 г., а Рудников никогда не был акционером. Сам Рудников в пятницу на звонок не ответил.

R-Style Softlab – одна из немногих компаний, официально начавших работать в Крыму после его присоединения к России в марте 2014 г. Спустя год после перехода под контроль польской компании R-Style Softlab зарегистрировала "дочку" в Севастополе – ООО "Р-стайл софтлаб юг". Материнская компания не возражала, объясняя свое спокойствие самостоятельностью дочерних компаний, которых у нее более 60 в 54 странах.

После ухода с крымского рынка IT-компаний с Украины освободились специалисты, объясняла свое решение R-Style Softlab. Но сейчас подразделение работает как центр разработки и тестирования софта, утверждает Дробышевский. Компания предполагала, что десятки российских банков начнут развивать свой банковский бизнес в Крыму, а R-Style Softlab поможет программными решениями, говорит он. Но этого не случилось, потому и проектов в Крыму компания не ведет.

В годовом отчете Asseco севастопольский филиал фигурирует под названием R-Style Softlab South LLC Ukraine. Представитель компании предположил, что наименование подразделений в отчете Asseco объясняется тем, что Европа не признала Крым российским, поэтому офис в Севастополе отнесен к Украине. Сейчас компания ликвидировала юридическое лицо, открыв в Севастополе филиал R-Style Softlab.

Согласно рейтингу российских IT-компаний от CNews, в котором R-Style Softlab занимает 60-ю строчку, ее выручка за 2015 г. составила 1,5 млрд руб., что на 4,8% больше результата позапрошлого года в 1,45 млрд руб. Группа Asseco в своем отчете за 2015 г. называет себя шестым по размеру софтверным производителем Европы с выручкой в 7,2 млрд польских злотых (135 млрд руб. по курсу злотого на 31 декабря 2015 г.). Хотя в 2015 г. финансовые результаты R-Style Softlab улучшались, на ее вклад в доход Asseco повлияло ослабление рубля, говорится в отчете Asseco за 2015 г. Холдинг также отмечает соглашение с Россельхозбанком на разработку онлайн-банкинга, которое российская "дочка" заключила в 2015 г.

R-Style Softlab также называет своими клиентами Сбербанк и ВТБ, однако представители названных банков сообщили "Ведомостям", что сейчас у них нет контрактов с этим разработчиком.

Полное поглощение R-Style Softlab польской компанией положительно повлияет на российского разработчика лишь в том случае, если его продукты будут продаваться за границей, считает предправления ГК "Айти" Тагир Яппаров. По его мнению, на российские продажи это поглощение в лучшем случае не повлияет, а в худшем – послужит причиной отказа госбанков от сотрудничества.

Сценариев два: это выход европейских продуктов в России с условием их доработки специалистами R-Style Softlab либо экспорт труда российских программистов и локализация продуктов R-Style Softlab за границей, полагает директор по маркетингу компании "Диасофт" (конкурирующая с R-Style Softlab компания по разработке банковских решений) Елена Ланге. Первый сценарий представляется ей менее вероятным из-за сокращения количества российских банков – потребителей программных продуктов и рынка IT-услуг для банков.