Валерий Кодачигов
16.05.2016

"Ростелеком" просит своих партнеров, обслуживающих пункты коллективного доступа (ПКД) в интернет, приостановить исполнение договоров с 11 июня 2016 г.

Об этом говорится в письме "Ростелекома", направленного операторам (копия есть в распоряжении "Ведомостей"). Оператор объясняет это тем, что получает из бюджета на оказание универсальных услуг связи, к которым относится и интернет-доступ в ПКД, в 2016 г. меньше, чем предусмотрено его договором с Россвязью, следует из письма.

Получение письма подтвердили менеджеры двух компаний – партнеров "Ростелекома". По словам одного из них, пока "Ростелеком" задерживает плату за обслуживание ПКД за I квартал 2016 г., мотивируя это тем, что сам не получил от Россвязи денег по контракту с ней на оказание социально значимых (универсальных) услуг связи.

В России сейчас чуть менее 21 000 ПКД, расположенных в населенных пунктах с населением свыше 500 человек, рассказывает источник, близкий к "Ростелекому". По его словам, больше всего таких пунктов (около 15 000) расположено в отделениях "Почты России". В 2015 г. почта получила от "Ростелекома" за обслуживание своих ПКД 2,124 млрд руб.

Убытки от эксплуатации ПКД государство компенсирует "Ростелекому" (а тот в свою очередь – своим партнерам) из специального фонда универсального обслуживания. Все российские компании связи отчисляют в него 1,2% своей выручки. Из этого же фонда финансируется обслуживание универсальных таксофонов, а также проект по ликвидации цифрового неравенства, который также реализует "Ростелеком". В мае 2014 г. он заключил с Россвязью 10-летний контракт: по его условиям оператор должен организовать в населенных пунктах, где установлены таксофоны и проживает 250–500 человек, доступ в интернет на скорости не менее 10 Мбит/с.

О том, что замораживание работы ПКД обсуждалось, слышал представитель Россвязи Владимир Калинин. Причина – дефицит фонда универсального обслуживания, подтверждает он. Чем закончилось обсуждение, Калинин не знает. Из-за недостаточного финансирования программу ликвидации цифрового неравенства, возможно, придется корректировать, цитировал ранее "Интерфакс" руководителя Россвязи Олега Духовницкого.

В 2016 г. "Ростелеком" недополучит из федерального бюджета 6,9 млрд руб. по контракту на устранение цифрового неравенства, заявил в марте 2016 г. министр связи Николай Никифоров. В резерв универсального обслуживания, из которого финансируется эта программа, в 2016 г. должно поступить 13,8 млрд руб., но не все эти средства идут на расчеты с "Ростелекомом" – часть расходуется по статьям, не связанным с отраслью связи, объяснил министр. Представитель "Ростелекома" Валерий Костарев тогда говорил, что по контрактам на оказание универсальных услуг, заключенным до 1 июля 2014 г., задолженность государства перед "Ростелекомом" составляет 3,6 млрд руб. Ассигнования на погашение этого долга предусмотрены, в частности, в бюджете 2016 г., уточнил он.

В 2014 г. Россвязь собрала в универсальный резерв 14,3 млрд руб., в 2015 г. – 13,8 млрд руб. В 2015 г. "Ростелеком" по условиям контракта должен был получить из резерва 9,9 млрд руб., но в бюджете на универсальные услуги связи было предусмотрено чуть более 7,4 млрд руб., рассказывал ранее Калинин. В 2016 г. на универсальные услуги в бюджете предусмотрено чуть более 7,9 млрд руб. Кроме того, Россвязь обсуждает с Минкомсвязи и Минфином вопрос о внесении до конца весенней сессии Госдумы в закон о бюджете-2016 поправок, предусматривающих выделение на программу еще чуть менее 3,2 млрд руб., говорил он в марте.

В контракте с Россвязью говорится, что оператор в случае существенного недофинансирования имеет право сократить объем оказания услуг, и сейчас обсуждается, каким образом "Ростелеком" может воспользоваться этим правом, знает близкий к оператору источник. При этом программу строительства точек доступа в интернет на селе планируется сохранить, таксофоны также сохранятся, надеется он. Безболезненно может произойти только сокращение ПКД, из-за того что спрос на их услуги невелик (см. врез), считает он. В населенных пунктах, где они работают, как правило, есть альтернативные способы доступа в интернет, в том числе фиксированный или мобильный доступ, уверяет собеседник "Ведомостей".

Менеджер одной из компаний – партнеров "Ростелекома" не исключает, что будет обслуживать пункты коллективного доступа и после 11 июня. Спрос на их услуги есть – там, где работает компания, у пользователей зачастую нет альтернативного доступа в интернет, утверждает он.