«Контроль автопарка»: как не потерять транспорт с радара
Российский рынок мониторинга подвижных и стационарных объектов покинул крупнейший игрок – белорусская фирма Gurtam. С 9 марта 2022 г. она прекратила подключение новых заказчиков, а поддержку имеющихся клиентов остановит 8 мая. За оставшиеся полтора месяца владельцы более чем 1 млн транспортных средств, подключенных к мониторинговой платформе Wialon этой фирмы, должны найти альтернативное отечественное решение. Одним из лучших вариантов на рынке является сервис "Контроль автопарка" от компании "МегаФон".
Об уходе Gurtam из России и заявленных причинах этого шага ComNews сообщил в новости от 16 марта 2022 г. Директор Wialon Александр Кувшинов в момент объявления о сворачивании деятельности в РФ заявил, что к платформе Wialon подключено более миллиона российских транспортных средств, которые принадлежат "тысячам и тысячам компаний".
По данным ежегодного исследования компании Omnicomm, фирма Gurtam занимала 48% российского рынка мониторинга транспорта в денежном выражении. Среднюю абонентскую плату у платформы Wialon компания Omnicomm в 2020 г. оценивала в 424 руб. в месяц. Таким образом, годовая выручка Gurtam в России превышала 5,1 млрд рублей.
Подставить плечо компаниям, чей автомобильный парк вот-вот лишится услуги мониторинга от фирмы Gurtam, готова компания "МегаФон". Наряду с мобильной связью, МегаФон продвигает целый спектр цифровых сервисов, среди которых – "Контроль автопарка". Этот сервис МегаФон вывел на рынок еще в 2012 году, и за прошедшие 10 лет он был доведен до высоких показателей качества.
Решение "Контроль автопарка" находится в Реестре отечественного программного обеспечения с 2017 года, и вся команда его разработки располагается в России. Все оборудование, задействованное в "Контроле автопарка", имеет сертификаты соответствия Ростеста и декларации о соответствии Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Дмитрий Антохин, руководитель направления "IoT Навигация" МегаФона:
"Мы можем переключить любого пользователя Wialon бесшовно: максимум, что потребуется – простая замена SIM-карты в каждом бортовом устройстве, если она уже не подключена к сети МегаФон. При этом все бортовое оборудование, включая поисковые маяки и датчики уровня топлива, которое использовали клиенты Wialon, можно сохранить – его замена не требуется". При необходимости дооснастить транспортные средства или подключить к мониторингу новые автомобили МегаФон предлагает широкий спектр оборудования, включая бортовые устройства российской разработки. Система "Контроль автопарка" может быть легко интегрирована с отечественными тахографами "ШТРИХ-ТахоRUS", "Атол Drive" и "Меркурий".
Не менее важным является простота миграции данных с платформы Wialon на решение "Контроль автопарка". "Мы можем ретранслировать весь архив данных, который был у клиента на платформе Wialon, в нашу систему, что сохранит возможность аналитики на их основе", – отметил Дмитрий Антохин. Для получения архивных данных МегаФон способен подключиться к серверу Wialon и скачать их в профиль, который создается для каждого транспортного средства. Решение для бесшовного перехода с разных ИТ-платформ у МегаФона уже было: компания разработала его для упрощения миграции в иные свои цифровые сервисы. "В идеале параллельная работа старой и новой систем нужна в течение трех недель – чтобы гарантированно перенести все данные. Важно понимать, что сервис Wialon с 8 мая перестанет работать в России, и до этого момента клиенты должны успеть перенести из него все данные – в ином случае эта ценная информация будет утрачена", – акцентирует внимание пользователей Wialon Дмитрий Антохин.
МегаФон гарантирует пользователям сервиса "Контроль автопарка" хранение архива данных с трехкратным резервированием. Помимо этого, компания поддерживает дополнительный 2-недельный буфер "сырых" данных от бортового устройства для диагностики, монтажных работ или восстановления информации при ее случайном удалении клиентом.
Среди особенностей решения "Контроль автопарка" – модуль аналитики (включая видеоаналитику), который, в отличие от многих конкурентов, разработали сами создатели сервиса, оснастив его мощными инструментами машинного обучения (ML). Не менее значимо то, что "Контроль автопарка" – это комплексное решение, которое охватывает широчайший перечень задач, а не отдельные блоки, как у некоторых конкурентов.
Базовыми картами в сервисе "Контроль автопарка" являются "Яндекс.Карты", но клиент по желанию может использовать и карты 2ГИС, и некоммерческий картографический веб-проект OpenStreetMap, и Google Maps. "Контроль автопарка" работает по всему миру. Для клиентов, которые занимаются зарубежной отправкой грузов или располагают автотранспортом, который ездит за границы России, МегаФон разработал специальные тарифы, выгодно отличающиеся от расценок на роуминг для физических абонентов. Мониторинговый сервис от МегаФона поддерживает и российскую спутниковую навигационную систему ГЛОНАСС, и GPS.
МегаФон предлагает "Контроль автопарка" в качестве облачного сервиса – по подписке, что снимает с клиента необходимость развертывания у себя серверной инфраструктуры. Сервис располагается в дата-центре МегаФона, который имеет международную классификацию Tier-3 и надежность 99,95, сертифицированную признанным во всем мире институтом Uptime Institute. МегаФон подтверждает, что его серверные мощности имеют большой запас ЗИП, что особенно актуально в текущей ситуации с ограничением поставок ИТ-продукции из-за рубежа. Хотя для тех заказчиков, которым по какой-либо причине хочется иметь полное решение в корпоративном периметре, МегаФон готов установить его и на выделенный сервер. Правда, в таком случае это обойдется клиенту существенно дороже.
По данным Omnicomm, средний тариф на российском рынке мониторинга – 450 рублей в месяц на каждую единицу транспорта. "Мы предлагаем сервис "Контроль автопарка" на 15-20% дешевле этого значения, а с крупными клиентами, парк которых насчитывает несколько сотен бортов и более, мы готовы обсуждать дополнительные объемные скидки", – говорит руководитель направления "IoT Навигация" МегаФона. При этом он отмечает, что добиться такого ценового преимущества МегаФон смог за счет наличия собственной сотовой сети с федеральным охватом, а также налаженной за годы работы на телеком-рынке системы обслуживания пользователей.
Решение "Контроль автопарка" позволяет добиться того, чтобы все водители соблюдали скоростной режим, экономили топливо, следовали по согласованному маршруту, не использовали автомобиль в личных целях и не забывали заполнять путевые листы. Диспетчер системы может видеть на карте точный маршрут автомобиля за заданный период, причем в отчете отображаются стоянки, движение и работа транспортного средства на холостом ходу. Также диспетчер задает на карте рабочие зоны и контролирует их посещение (например, приезд на базу). Диспетчер имеет возможность контролировать время и место, где прошла заправка или слив топлива, а система автоматически формирует детальные отчеты по расходу топлива.
"С помощью сервиса "Контроль автопарка" любой бизнес можно сделать более эффективным, – говорит Дмитрий Антохин. – При его использовании техника служит долго, объем штрафов минимизируется, топливо расходуется экономно, а доставка происходит в минимальные сроки".
Сейчас МегаФон предлагает пользователям Wialon не только быстрый и бесшовный, но и выгодный переход: при переключении со своим оборудованием клиенты могут пользоваться услугой "Контроль Автопарка" бесплатно три месяца!