Ключ к успеху электронных услуг
Приложение
До появления мобильного приложения "Госключ" получение сертификата электронной подписи было для жителей РФ процедурой, требующей времени, специальных знаний и финансовых затрат. Необходимо было лично прийти в один из удостоверяющих центров с паспортом и получить записанный сертификат электронной подписи на USB-токен в виде флеш-карты, заплатив за это пару тысяч рублей, а потом еще и установить специальное программное обеспечение на компьютере для подписания.
С выходом в августе 2021 г. приложения
При этом "Госключ" позволяет получить сертификат как усиленной неквалифицированной электронной подписи (УНЭП), так и усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) – полного аналога собственноручной подписи. УНЭП достаточна, например, для подписания договоров с операторами мобильной связи, заявлений на портале "Госуслуги" или документов в рамках кадрового документооборота. УКЭП нужна для заключения ипотечных договоров, банковских услуг, регистрации бизнеса, подачи заявлений на развод или внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Для получения УНЭП – нужна подтвержденная учетная запись на портале "Госуслуг". Для получения УКЭП с учетом требований законодательства в сфере электронной подписи о дополнительной идентификации потребуется биометрический загранпаспорт нового поколения и функция NFC на смартфоне. В "Госключе" реализована еще одна возможность в удаленном режиме подтвердить личность пользователя при получении УКЭП - по подтвержденной биометрии в Единой биометрической системе. Все это занимает несколько минут и позволяет бесплатно получить сертификат электронной подписи, не выходя из дома и в любое время суток. За два года работы приложения "Госключ" пользователи скачали его около 5 млн раз. С момента запуска с помощью "Госключа" выдано более 4,7 млн сертификатов и подписано более 4,2 млн документов. Такое активное масштабирование по сути подтверждает слоган команды: "Госключ: закрывает вопросы, открывает возможности".
Кейс 1. Верификация аккаунтов на маркетплейсах
Первой онлайн-площадкой, которая задействовала
"Госключ" позволяет удостовериться, что продавец на маркетплейсе имеет подтвержденный профиль на портале "Госуслуги" (после подтверждения личности платформа автоматически добавляет ему соответствующий значок). Такой шаг позволяет снизить вероятность мошенничества и недобросовестных действий на платформе Avito.ru. При этом верификация аккаунта не является обязательным требованием Avito: это лишь дополнительная возможность, повышающая безопасность сделок.
Кейс 2. Купля-продажа автомобиля
В июле 2022 г. Минцифры совместно с МВД запустили на Госуслугах электронный сервис купли-продажи автомобиля. Он позволяет заключить договор о продаже машины полностью в онлайн-режиме, при этом он имеет ту же юридическую значимость, что и подписанный на бумаге. Для того, чтобы воспользоваться этим сервисом, у обоих участников сделки на смартфоне должно быть установлено приложение
По информации Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД) МВД России, за первый год работы этого сервиса, с его помощью было продано и на этом основании перерегистрировано более 7 тыс. автомобилей. С начала 2023 года на госуслугах, по данным Минцифры, заключено уже более 10 тыс. электронных ДКП.
"Электронный сервис купли-продажи автомобилей успешно функционирует в рамках расширения практики применения в деятельности Госавтоинспекции современных информационных технологий, - сообщил официальный представитель ГУОБДД. - Процесс оформления сделки через цифровой сервис, благодаря приложению "Госключ", прост и удобен. Заполнение и подписание договора обеими сторонами занимает в общей сложности не более 10 минут".
При этом в ГУОБДД отмечают, что в процессе сделки сервис автоматически проверяет, наложены ли ограничения на автомобиль, находится ли он в розыске или залоге. "При обнаружении таких обременений покупатель вовремя это увидит, а заключить договор в онлайн-режиме не получится", - подчеркнул представитель ведомства.
Пресс-служба Минцифры добавила, что в договор вносится информация из учетных записей продавца и покупателя машины на Госуслугах, что исключает возможность ошибок при заполнении и экономит время участников сделки. В сервис встроен текст типового договора купили-продажи, что также ускоряет всю процедуру.
Кейс 3. Дистанционная регистрация юридического лица
Также в июле 2022 г. ФНС России и Минцифры открыли возможность подписания документов о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя с использованием приложения
"Для этого сначала следует подготовить в сервисе ФНС России "Государственная онлайн-регистрация бизнеса" документы. Система сама подскажет, какие данные необходимо вводить, а при регистрации юрлица – поможет и с выбором типового устава, – пояснила пресс-служба налогового ведомства. – Сформированный пакет документов можно подписать, не выходя из дома, – в приложении "Госключ", усиленной квалифицированной электронной подписью".
После подписания в приложении "Госключ" документы автоматически направляются в ФНС. При регистрации ИП и ООО с типовым уставом результат можно получить в течение суток.
"Теперь, благодаря мобильному приложению
По данным ТПП Томской области, в 2022 г. только в этом регионе количество электронных заявлений на регистрацию бизнеса выросло на 9%, а их доля в общем объеме увеличилась с 71% до 86%. В целом по России за год, прошедший с момента запуска услуги дистанционной регистрации бизнеса предприниматели подписали при помощи приложения "Госключ" более 40 тыс. таких заявлений.
В 2023 году на сайте ФНС России появились еще две услуги с "Госключом": подача заявления о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений или возражение заинтересованного лица относительно предстоящей регистрации или заявления об исключении юридического лица, отнесенного к субъекту малого или среднего предпринимательства, из Единого государственного реестра юридических лиц.
Кейс 4. Сделки с недвижимостью
Среди значимых вариантов применения приложения
"Россельхозбанк стремится максимально упростить процесс получения кредитов для клиентов-физических лиц. Электронная подпись – это надежный, проверенный инструмент. Интеграция банковской площадки "Свое Жилье" с "Госключом" делает процесс оформления сделки на жилье еще удобнее и быстрее", – отметила директор Департамента развития розничных продуктов и процессов АО "РСХБ" Елена Волосевич.
Одну из первых ипотечных сделок, заключенных c использованием мобильного приложения "Госключ" зарегистрировал Калужский региональный филиал банка. По информации этого филиала, клиент приобрел жилой дом с земельным участком, подписав договор купли-продажи, кредитный договор и заявление на государственную регистрацию права, направленные банком в мобильном приложении "Госключ".
Возможности, которые предоставляет для ипотеки "Госключ", разработанный по
"У подавляющего большинства россиян есть подтвержденная запись на "Госуслугах", а действующим паспортом с биометрическими данными обладают примерно треть экономически активных граждан. Если раньше для дистанционной сделки заемщики должны были оформить УКЭП у застройщика, в офисе банка или удостоверяющего центра, то с появлением "Госключа" они могут сделать это полностью удаленно. Новая технология в разы ускоряет процесс получения ипотеки, причем как для первичного, так и вторичного рынка", – сообщил Анатолий Печатников.
"Госключ" – это удобный и безопасный сервис для пользователей портала "Госуслуг" с подтвержденной учетной записью. Он позволяет не только получить услуги, но и зарегистрировать бизнес и оформить сделку – в том числе и по ипотеке", - вторит пресс-служба филиала "Росбанк Дом" ПАО "Росбанк", который провел первую сделку по ипотеке с "Госключом" в начале 2023 г.
Активно внедряют
В настоящее время Минцифры совместно с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) разрабатывают суперсервис "Мое жилье", с помощью которого россияне смогут быстро и безопасно проводить любые сделки с недвижимостью. Суперсервис обеспечит возможность онлайн-взаимодействия для всех участников сделок: продавцов, покупателей, застройщиков, кредитных и страховых организаций, а также органов власти и нотариусов. Покупатели получат возможность быстро узнавать всю важную информацию об объекте недвижимости (в частности, наличие обременений, историю перехода прав, данные о зарегистрированных жильцах, наличие задолженностей по оплате ЖКУ), что позволит избежать рисков при сделке и неприятных сюрпризов после покупки.
"Суперсервис "Мое жилье" поможет искать и покупать недвижимость, регистрировать права, обеспечит интеграцию с агрегаторами и банками, предоставит конструктор договоров, который поможет превентивно исключать потенциальные причины приостановлений. Электронный формат сократит сроки на всех этапах сделки", - подчеркивает заместитель руководителя Росреестра, руководитель цифровой трансформации Елена Мартынова.
Как отмечает Росреестр, создание суперсервиса было единогласно поддержано профессиональными участниками рынка недвижимости (агрегаторами, банками, компаниями-застройщиками).
Кейс 5. Кадровый электронный документооборот под Госключ
В рамках изменений в Трудовой кодекс, принятых в 2021 г., у работодателей появилась возможность ведения кадрового документооборота в электронном виде в отношении сотрудников не только на дистанционной форме работы. Встал вопрос с массовым обеспечением работников сертификатами электронной подписи. В этом смысле бесплатный
Топфактор, WiseAdvice, СКБ Контур, VK и другие вендоры, предоставляющие кадровые информационные системы "под ключ", внедрили в свои решения подписание с использованием "Госключа".Например, в WiseAdvice разработали решение "EmplDocs" для цифровизации кадровых процессов на основе платформы "1С". Как отмечают в компании, функционал КЭДО в "Личный кабинет сотрудника" внедрили сразу после принятия закона о кадровом электронном документообороте. Одновременно с этим WiseAdvice приступили к интеграции Госключа в сервис "EmplDocs".
Решение EmplDocs состоит из расширения для 1С:ЗУП и веб-портала для сотрудников и руководителей, и для его установки не требуются интеграции. Благодаря этому системе не нужна синхронизация, все персональные данные в Личном кабинете отражаются напрямую из ЗУП и в то же время остаются в контуре работодателя, такая архитектура позволяет сохранить данные сотрудников в базе, где они были до внедрения.
Для кадровых специалистов вся работа ведётся в знакомом интерфейсе 1С, а пользователи видят веб-интерфейс с индивидуальным дизайном. "Если у заказчика есть специалисты по 1С, они по достоинству оценят гибкость системы, потому что в ней настраивается практически всё, а разработчики 1С, ещё и без проблем доработают под себя", - говорит Олег Филиппов, CTO WiseAdvice EmplDocs.
WiseAdvice использовали функционал 1С и сделали EmplDocs универсальным личным кабинетом, в котором доступны любые настройки, в том числе:
- автозаполнение и формирование печатных форм на основе заявления,
- последовательное и параллельное согласование заявлений,
- загрузка МЧД и других данных по сотруднику в 1С: ЗУП,
- составление и соблюдение графика отпусков,
- уведомления о кадровых событиях,
- массовое обязательное подписание ЛНА и политик.
"Всё это позволяет кадровому специалисту готовить любые документы и отчёты буквально день-в-день и успешно проходить проверки, а клиенту - повышенный уровень безопасности, юридическую чистоту кадровых документов, гарантию защиты от утечки персональных данных, закрытый доступ к данным ТОП-менеджмента. Только заказчик определяет состав конечного функционала и какие данные будут отражаться у сотрудников.
Сегодня российскому рынку важны решения, которые могут ускорить импортозамещение программного обеспечения. Для этого нужно разрабатывать IT-продукты, которые будут поддерживать отечественные системы", - подчеркивает Олег Филиппов.