01.12.2023
© ComNews
Поделиться:

Лидер Центра реинжиниринга ФКУ "ГосТех" Анна Васильева – об истории создания, задачах и планах Центра, а также о значении Методических рекомендаций по проектированию и оптимизации бизнес-процессов государственных функций, услуг и сервисов на платформе "ГосТех". Платформа "ГосТех" развивается по решению Президента благодаря национальному проекту "Цифровая экономика".

Что такое Центр реинжиниринга "ГосТеха"

Впервые идея о том, что на базе "ГосТеха" должно появиться структурное подразделение, которое возглавит работу по реинжинирингу, появилась в октябре прошлого года, и эта идея принадлежит вице-премьеру Дмитрию Чернышенко. Он дал соответствующее поручение о проработке, и в январе 2023 г. на базе ФКУ "ГосТех" появился Центр реинжиниринга. Физически это департамент в "ГосТехе", в котором работают директор, бизнес-аналитики, методолог, специалист по обучению и два стажера.

К настоящему моменту у нас сложилось видение структуры Центра реинжиниринга в будущем, Центр будет включать три крупных блока: бизнес-аналитический, методологический и блок руководителей проектов.

В фокусе внимания Центра реинжиниринга не только федеральный, но региональный и муниципальный уровни. Прямо сейчас идет большой региональный трек, который возглавляет Минцифры, и "ГосТех", в том числе Центр инжиниринга, принимает в нем активное участие. Это 17 отраслевых рабочих групп, в каждой из них иногда по нескольку сервисов (до пяти). Используя этот опыт, мы прорабатываем подходы к тому, чтобы навыки и знания в области реинжиниринга были доступны и применялись на уровне региональных и муниципальных органов власти, таким образом реализуя методологическую функцию Центра. У нас нет задачи совместно с органами власти проектировать каждую. Наша задача – дать им инструментарий, чтобы он гармонично лег в их внутренние центры компетенций и использовался уже на постоянной основе. Если эта функция будет всегда приданной и обеспечиваться другим звеном, она не сможет естественно встроиться в процесс.

Реинжиниринг процессов в федеральных органах исполнительной власти и в бизнесе очень сильно отличается. Хотя, по сути, мы используем те же самые инструменты и методы. Но нужно понимать: в коммерческом секторе больше гибкости. Возможностей оперативно поменять нормативную рамку, которая диктует течение процесса госуправления, гораздо меньше: на это либо нужно потратить много времени, либо это вовсе невозможно. Второе отличие: в государственных органах, в госуправлении мы привыкли оперировать терминами "функции, функциональный". А в коммерческом секторе более понятно, более применимо понятие "процесс".

В чем ценность Методических рекомендаций

В ноябре 2023 г. наш Центр выпустил Методические рекомендации по проектированию и оптимизации бизнес-процессов государственных функций, услуг и сервисов на платформе "ГосТех". Этот документ апробирован с несколькими федеральными органами исполнительной власти в ходе пилотных по разным направлениям - так, чтобы комплексно использовать весь пул инструментов. Методические рекомендации утверждены Президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию.

Мы запустили несколько пилотных проектов: с Министерством природных ресурсов России, Федеральной антимонопольной службой и Росимуществом. При этом, когда мы ведем проект с конкретным ФОИВом, в ходе проекта оптимизации сервиса сталкиваемся со смежными ФОИВами. Что касается возможностей принять участие в проектах для других органов - мы открыты для интересных задач. Прежде всего - задач повышения эффективности государственных услуг и функций при их переводе на платформу "ГосТех". Для любого государственного органа наши услуги, естественно, бесплатны.

Методические рекомендации, по сути, описывают три крупных блока. Первый - как организовать и построить сам проект по реинжинирингу и как его гармонично встроить в ту задачу, которая стоит перед ФОИВом (создание либо перевод сервиса или государственных информационных систем на "ГосТех"). Второй блок - как провести сам реинжиниринг процесса в зависимости от того, новая ли это услуга (функция), сервис, который проходит модернизацию или создание типового решения, подлежащего тиражированию. Третий крупный блок - это расчет целевого эффект а от внедрения такого сервиса. Ценность Методических рекомендаций состоит в том, что это инструмент, с помощью которого ФОИВ и исполнитель могут прозрачно обозначить задачу с точки зрения бизнес-требований и убедиться, что тот сервис, который будет существовать на "ГосТехе", действительно идет по оптимальному сценарию, действительно более эффективен.

До создания этих Методических рекомендаций подобного руководства для госуправления не было, то есть мы шли новым путем. Для нас при формировании Методических рекомендаций было также важно и мнение коллег из сообщества, и более зрелых процессных подраздений ОГВ, и процессных офисов из бизнес-среды. Но специфика проведения таких работ именно в госуправлении настолько не подсвечена и статистики так мало, что мы часто приходили и говорили: "Мы думаем вот так", а в ответ слышали: "Кажется, вы размышляете верно". Это абсолютно новая история, которая позволит органам госвласти также двигаться в сторону эффективности и клиентоцентричности. Не случайно мы внесли в методику понятие владельца бизнес-процесса, привычное бизнесу, но не государственным органам.

Откуда возьмутся владельцы бизнес-процессов в госорганах

Как и в бизнесе, в госуправлении есть более зрелые с точки зрения процессов органы государственной власти, и есть менее зрелые. Например, для Федеральной налоговой службы роль "владелец процесса" давно знакомо и активно используется. Есть и другие зрелые ФОИВы, в которых эта роль активно востребована, но по-другому называется. Появление такого понятия как "владелец процесса" - первый признак перехода от функционального управления к процессному, фокус внимания переключается от функции к процессу, от "что делать" к "как делать".

Сказанное вовсе не означает, что в каждом органе власти нужно немедленно назначить владельцев бизнес-процессов. Когда мы разрабатывали Методические рекомендации, то брали контекст шире. Мы понимали, что данный инструментарий необходим не только при создании государственных информационных систем (ГИС) и сервисов, которые будут переезжать на "ГосТех": он применим и к другим оптимизационным проектам. Поэтому мы старались дать коллегам подходы для того, чтобы в одной системе можно было реализовывать проекты оптимизации процессов - и для повышения клиентоцентричности, и для других трансформационных проектов. Как правило, и за цифровизацию в госоргане, и за повышение эффективности отвечает единый центр компетенций, так как наша методология обеспечивает повышение эффективности и клиентоцентричности, ее использование не должно вести к увеличению штатной численности и, соответственно, к дополнительным затратам. Поэтому мы предполагаем, что обладание данными навыками и знаниями уже существующей командой центра компетенций органа государственной власти позволит выйти на достижение нужных целей.

Где взять такие знания? "ГосТех" готовит дистанционный обучающий курс по этой тематике. Мы уже провели несколько очных курсов, и в таких обучающих мероприятиях принимали участие не только федеральные органы власти, но и региональные, и муниципальные. В том числе мы провели обучение для команды проекта по созданию типовых процессов с Росимуществом, этот проект призван апробировать методологию по еще одной актуальной задаче в области реинжиниринга - создание типовых процессов, которые позволят с помощью "ГосТеха" реализовать несколько задач. Среди таких задач - более эффективное обеспечение востребованными сервисами регионов и скорость охвата. Результаты апробации в ближайшем будущем дополнят методику.

Как измерить эффект от реинжиниринга процессов в государстве

Когда мы при создании Методических рекомендаций подошли к вопросу оценки целевого эффекта, нам пришлось переосмысливать все привычные в бизнес-среде показатели заново. И хотя тут трудно изобрести велосипед, каждый показатель, привычный нам при работе в бизнесе, нужно было пересмотреть, переосмыслить, перепридумать. Простой пример - экономическая эффективность. В коммерческом секторе говорят о соотношении доходов и затрат. В нашем случае есть целый блок показателей, которые касаются разных разрезов, при этом мы говорим о соотношении поступлений и затрат. И если с затратами все довольно просто, то поступления бывают разные. У некоторых госорганов есть дополнительная возможность заработать. К примеру, при анализе процесса организации доступа в особо охраняемые природные территории мы определили, что у Минприроды есть возможность влиять на поступления за счет дополнительных услуг для туристов. А, скажем, при работе с бизнес-процессами Федеральной антимонопольной службы таких возможностей выявлено не было. Плюс нужно понимать, что есть понятие сервиса, а есть понятие госфункции - и измеряются они абсолютно по-разному.

Мы определили три группы процессов, которые формируют целевой эффект от внедрения такого сервиса и проведения реинжиниринга. Можно вести такой подсчет на разных этапах. Мы предполагаем, что нужно считать эффект после того, как сервис был внедрен, чтобы полноценно видеть все изменение. Первая группа - это эффективность реализации государственного сервиса или функции (сколько ресурсов в разной форме было потрачено). Второй большой разрез – это повышение качества клиентского опыта: его тоже можно посчитать и оценить, замеряя индекс потребительской лояльности (NPV) и индекс удовлетворенности потребителей (CSI). Под каждую группу процессов мы составили большой перечень. В зависимости от сервиса или функции, применимы те или иные их сочетания. Мы постарались дать органам государственной власти максимум вариантов, чтобы они могли подобрать наиболее им подходящие. И третий разрез – это эффективность непосредственно проектирования и разработки, внедрения в эксплуатацию сервиса. Речь о создании типовых решений, которые подходят для тиражирования на другие регионы. И тогда регион-реципиент тратит средства регионального бюджета как максимум на небольшую настройку. Это, конечно, ощутимо меньше, чем если бы регион начал разрабатывать решение с нуля. Сочетание этих трех групп процессов дает комплексный целевой эффект.

Как тиражировать процессы

При тиражировании процессов нам приходится работать с предубеждениями и установками типа "так не работает" и "мы так не делаем". Хотя на самом деле – работает: достаточно лишь посмотреть под другим углом. "ГосТех" как следующая эволюционная ступень призван разбивать эти установки и добиваться эффективности и давать новые возможности для повышения эффективности, как в бизнесе. Ведь платформенная бизнес-модель не вчера придумана.

К слову, типовое решение и типовой процесс - это разные вещи, из типовых процессов можно создать типовое решение. У нас идет большой проект с Росимуществом по созданию типового решения. В нем участвуют 17 регионов, которые пока отличаются требованиями к оказанию услуг, закрепленными в региональных регламентах, но едины в своем желании переиспользовать будущее типовое решение. Как оно создается? На базе решения зрелого региона, которое также проходит реинжиниринг, и чьи оптимальные процессы по завершении проекта пополнят библиотеку типовых процессов. И после, внеся изменения в региональные регламенты, регионы смогут взять на вооружение готовое типовое решение, что позволит обеспечить регион информационной системой практически без затрат, а клиентам, в первую очередь, гражданам, получать услуги на уровне других регионов страны.

Как оптимизировать процессы

При выявлении типовых узких мест в построении процессов у органов госвласти мы берем тот же инструментарий, который используется в коммерческом секторе, например, теорию потерь. В ней зафиксированы семь типовых видов потерь, иногда еще выделяют восьмой - недооцененный потенциал сотрудников. В госуправлении все то же самое: возможно излишнее качество, дублирование, какие-то отчеты, которые зачем-то отправляются трем получателям, хотя на самом деле достаточно одного. Это петли, когда процесс возвращается на предыдущий этап несколько раз, хотя его можно спрямить. Это последовательная реализация операций, хотя она может быть и параллельная. А вот причины проблем в госуправлении – другие.

При формировании рабочей группы по инжинирингу в государственном органе обязательно нужно отталкиваться от цели. Нужно обеспечить участие в рабочей группе всех стейкхолдеров (в понимании бизнеса) - в нашем понимании, заинтересованных лиц, которых может коснуться изменение этого процесса. По возможности нужно учесть и уровни, которые касаются этого процесса – федеральный, региональный, муниципальный. Обязательными участниками рабочей группы являются функциональные эксперты на местах, те люди, которые день изо дня через руки пропускают эти процессы, иногда очно общаются с заявителями, и физически понимают, как идет процесс. Таким образом мы можем учесть и лучшие практики на местах.

Модернизация и цифровизация процессов это управление изменениями, которое начинается с того, что идею нужно продать - в хорошем смысле этого слова. Те, кого изменения касаются негативно - наши самые важные клиенты, с которыми мы взаимодействуем в рабочей группе. Им нужно подсветить другой разрез результата, показать возможность там, где они видят риск. Да, высвобождается условная штатная единица, но это время, которое можно перераспределить. У органов государственной власти нет избытка ресурсов, как правило, на одном исполнителе замыкается несколько задач и иногда это негативно сказывается на качестве результатов его прямых должностных обязанностей.

Реинжиниринг при переводе ГИС в "ГосТех"

С 2023 года начался большой процесс перевода федеральных и региональных ГИС в "ГосТех". Но на вопрос о том, требуется ли перед таким переводом реинжиниринговый процесс, должно ответить само ведомство - владелец ГИС. На "ГосТех" не должны переезжать процессы и сервисы в том виде, в котором они есть, они должны переводиться в оптимальном, трансформированном, модернизированном виде. Об этом говорил и профильный вице-премьер (Дмитрий Чернышенко – прим. ComNews), и глава Минцифры, и председатель правительства. Реинжиниринг — это подход, который подразумевает полное переосмысление (если выражаться простым языком, все сломать и построить заново). Безусловно, это затраты и это время, и такое не всегда нужно и не всегда это целесообразно, однако, как правило, всегда есть пространство для оптимизации и есть что улучшить.

Государственные информационные системы, особенно те, которые в первую очередь переводятся на "ГосТех", являются социально-значимыми. В первую очередь, в соответствии с целями и задачами нацпроекта "Цифровая экономика" переезжают массовые социально-значимые услуги. Если мы сначала все "отреинжинирим", то есть еще раз переосмыслим все с нуля, то рискуем просто остановить процесс обеспечения госуслугами. Каждый ФОИВ должен сам ответить на вопрос, в каком объеме целесообразно сначала провести оптимизацию при переводе ГИС на "ГосТех . Но абсолютно точно целесообразно так поступать при проектировании нового сервиса: убедиться, что нельзя взять какой-тот типовой, и если такого сервиса все же нет, то изначально проектировать его как эффективный и клиентоцентричный.

Поделиться:

Читайте также : Новости

14.12.2022

Нейротехнологии помогают бизнесу

Компания "Лаборатория знаний" создала платформу, которая позволяет повысить эффективность командной деятельности ...
09.12.2022

Льготные кредиты ускоряют внедрение цифровых решений

Одной из действенных мер поддержки ИТ-отрасли, запущенных Правительством России по национальному проекту "Цифровая ...
09.12.2022

1,7 тысяч человек включены в кадровый резерв ИТ-специалистов

Об этом рассказали в Рекрутинговом центре Минцифры России. Благодаря Центру ИТ-профессионалы смогут получить работу ...
05.12.2022

Отечественная BIM-технология стала реальностью с Renga Software

Российская компания Renga Software занимается разработкой программного продукта для проектирования зданий и сооружений ...
05.12.2022

ФСИ дал "Старт" инновационным разработкам

До 12 декабря 2022 г. Фонд содействия инновациям (ФСИ) принимает заявки на конкурс "Старт-1" от малых инновационных предприятий, ...
05.12.2022

Грантовая поддержка позволила "Киберпротекту" увеличить штат и ускорить доработку флагманского продукта

В декабре 2022 г. компания "Киберпротект" завершит проект "Доработка решения для резервного копирования и защиты данных ...
05.12.2022

"Виарсим" и Сколково расширили реальность медперсоналу во всем мире

Благодаря гранту по национальному проекту "Цифровая экономика" компания "Виарсим" внедрила в Первом Московском государственном ...
28.11.2022

Владимир Путин расписал будущее искусственного интеллекта

Президент России Владимир Путин выступил на конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта" (AI Journey). ...
24.11.2022

ИТ-компании заявят о себе на интернет-площадках

Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ) начал прием заявок на компенсацию маркетинговых расходов ...
07.10.2022

Малые предприятия – разработчики ИИ-решений могут получить до 50 млн руб. на внедрение своих продуктов

Остается совсем немного времени до окончания приема заявок на конкурс "Внедрение – искусственный интеллект (ИИ)", который ...
23.09.2022

"Спринт" к новой выручке

С января 2023 г. стартует программа нового, 6-го отбора акселерационной программы "Спринт", которую уже второй год ведет ...
07.09.2022

РФРИТ усилил оценку грантовых заявок экспертами от заказчиков

Заявки на гранты для разработки отечественных ИТ-решений, поступившие в Российский фонд развития информационных технологий ...
05.09.2022

Промежуточный финиш мер поддержки ИТ-отрасли

Минцифры представило новшества и анонс изменений по всем антикризисным мерам поддержки российского рынка ИТ, находящимся ...
30.08.2022

Параллельный импорт в ИТ рванул вверх

Объем ИКТ-оборудования зарубежного производства, которое ввезено в Россию по каналам параллельного ("серого") импорта ...
30.08.2022

Онлайн-курсы становятся популярнее из-за отсутствия вакансий

С начала 2022 г. количество покупок в категории онлайн-образования увеличилось в пять раз, а средний чек на оплату курсов ...
29.08.2022

Утечка персональных данных пугает не всех россиян

Более половины россиян продолжают пользоваться сервисами и сайтами, которые были связаны с громкими случаями утечек ...
12.08.2022

Ипотека подстраивается под ИТ

Минцифры по просьбе представителей ИТ-отрасли подготовило проект постановления, в котором предлагает изменить условия ...
11.08.2022

Россияне завидуют ИТ-специалистам

Почти каждый второй работающий житель нашей страны (46%) сожалеет, что не связан со сферой ИТ и не может воспользоваться ...
11.07.2022

Реестр ИТ-компаний сожмется

Минцифры разрабатывает изменения в нормативные акты для ужесточения требований по включению в реестр аккредитованных ...
06.07.2022

Больше льгот и получателей. ИТ-отрасль получит новые меры поддержки

В Госдуме в третьем чтении принят законопроект № 77694-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской ...
27.06.2022

Господдержка в сфере ИТ стала эффективнее, но она не для всех

Почти 46% опрошенных Ассоциацией РУССОФТ российских софтверных компаний оценили государственную поддержку в сфере ...
17.06.2022

Максут Шадаев призвал не злоупотреблять отсутствием конкуренции

Глава Минцифры Максут Шадаев заявил, что со стороны участников отечественной ИТ-отрасли важно не использовать свое монопольное ...
07.06.2022

Айтишники ждут послаблений по НДФЛ

Меры поддержки ИТ-отрасли от Минцифры рынок воспринял позитивно, однако не все они утроили отрасль, которая особенно ...
07.06.2022

Для искусственного интеллекта снизят налоги

Российские компании, направляющие средства на внедрение инновационных отечественных технологий, в том числе на базе ...
31.05.2022

Катастрофы не случилось, но потери есть

В январе-мае Россию покинуло до 40 тыс. ИТ-специалистов. При этом две трети "выехали временно для регистрации и организации ...
20.05.2022

Покупатели российского ПО смогут платить меньше налогов

В Госдуме в первом чтении принят законопроект № 77694-8 "О внесении изменений в статью 259-3 части второй Налогового кодекса ...
28.04.2022

ИТ-компаниям прописали правила льготных кредитов

Правительство России утвердило правила льготного кредитования системообразующих организаций, ведущих деятельность ...
11.04.2022

На 50% дешевле ПО для SMB

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций объявило о начале нового отбора облачного программного ...
08.04.2022

Малый и средний бизнес сможет приобрести новые программные продукты со скидкой 50%

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ объявляет о начале нового отбора облачного программного ...
08.04.2022

Поддержка ИТ-отрасли нарастает

Целый ряд институтов развития, включая РФРИТ, фонд "Сколково" и Фонд поддержки Национальной технологической инициативы ...
29.03.2022

Третий пакет против санкционных бед

Состоялось открытое обсуждение третьего пакета мер поддержки ИТ-отрасли. Как отметил министр цифрового развития, связи ...
28.03.2022

ИТ-гранты по-новому

В 2022 г. Минцифры и правительство РФ намерены выделить 20 млрд руб. на гранты отечественным разработчикам программного ...
16.03.2022

Помощь идет

Как объявил на пресс-конференции заместитель министра цифрового развития РФ Максим Паршин, уже с 21 марта российские ...
05.03.2022

Минцифры запустило сбор информации о срочных мерах поддержки ИТ-компаний

Министерство цифрового развития связи и массовых коммуникаций РФ запустило сбор информации о срочных мерах поддержки, ...

Читайте также : Практика

05.12.2023

Меры поддержки ИТ-отрасли: пароходу и человеку

За прошедшие 2 года правительство РФ направило десятки миллиардов рублей в качестве мер поддержки отечественной ИТ-отрасли. ...
04.12.2023

Грантополучатель нацпроекта создал отечественную систему process mining

Благодаря двум грантам Фонда содействия инновациям, которые были выделены по национальному проекту "Цифровая экономика", ...
30.11.2023

Цифровая геология: грант РФРИТ и внедрение в "Росгео" откроет мировой рынок российской платформе для работы с геологическими данными

Грант РФРИТ по нацпроекту "Цифровая экономика", который получило АО "Росгео", обеспечит российскую отрасль геологоразведки ...
14.09.2023

Ключ к успеху электронных услуг

Приложение "Госключ" превратило электронную подпись в России из сервиса для "продвинутых" в массовый продукт. Это открыло ...
07.09.2023

ИИ и человек – содружество навек

Технологии искусственного интеллекта (ИИ) все шире применяются во всех отраслях экономики, в одних случаях становясь ...
05.07.2023

ИТ в приоритете 2.0. Практические результаты государственных мер поддержки отрасли информационных технологий в РФ

В 2022 г. правительство РФ реализовало беспрецедентный пакет мер поддержки отечественной ИТ-отрасли, которые были профинансированы ...
13.12.2022

Налоговые льготы укрепили ИТ-рынок

Наряду с различными точечными мерами поддержки ИТ-отрасли правительство РФ разработало и системные. К этой категории ...
07.12.2022

ИТ-гранты РФРИТ стали триггером создания более 1 тысячи высокопроизводительных рабочих мест

Грантовая поддержка по национальному проекту "Цифровая экономика" позволила создать в России 1,26 тыс. высокопроизводительных ...
05.12.2022

ИТ-проекты внедрения особой значимости

22 ноября 2022 г. правительство РФ определило параметры особо значимых проектов в ИТ и условия выделения им государственных ...
05.12.2022

Bnovo ускорилась за счет мер господдержки

Российская компания Bnovo — значимый игрок на рынке программного обеспечения для управления объектами размещения, которому ...
18.11.2022

Грант РФРИТ помогает добыче трудноизвлекаемых запасов нефти и газа

В начале следующего года группа компаний "Эттон" завершит проект создания автоматизированной информационной системы ...
10.11.2022

Половина стоимости за отечественный софт

За первый год действия программы поддержки цифровизации МСП представители малого и среднего бизнеса приобрели более ...
10.11.2022

"Спринт" добежал до многих сфер рынка

Акселерационная программа "Спринт", которую ведет Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), показывает значимые результаты. ...
28.10.2022

Миллион дефицитных ИТ-специалистов – за 4 года

Тема нехватки ИТ-специалистов в России не нова: в последние годы их дефицит оценивается в среднем в 1 млн человек. До недавних ...
21.10.2022

Искусственный интеллект растет на грантах ФСИ

Среди более чем двух тысяч отечественных решений на базе технологий искусственного интеллекта, ярким примером является ...
11.10.2022

Новый цифровой инструмент рентгенологам

Сеть "Открытая клиника", которая 3 месяца назад внедрила платформу поддержки принятия решений врачей-рентгенологов ...
07.10.2022

Грант от РФРИТ помог BIMIT создать цифрового двойника здания

В завершающую фазу вступил первый этап проекта разработки системы управления жизненным циклом объекта на основе BIM цифрового ...
30.09.2022

Грант Фонда "Сколково" привел АИС "Диспетчер" в атомную промышленность

Первое масштабное и географически распределенное внедрение системы мониторинга промышленного оборудования АИС "Диспетчер" ...
14.09.2022

Льготное кредитование: господдержка на отечественное ПО

Ярким примером льготного кредитования российских ИТ-компаний по национальному проекту "Цифровая экономика" стал кредит ...
02.09.2022

ИТ-ипотека нашла героев

Правительство РФ приняло ряд мер, направленных на то, чтобы уменьшить отток отечественных ИТ-кадров за рубеж и стимулировать ...
02.09.2022

Тренд на гранты

Национальный проект "Цифровая экономика" продолжает многоуровневую поддержку российской отрасли информационных ...
15.08.2022

ИТ-гранты по-новому: как нацпрограмма "Цифровая экономика" помогает в развитии стартапов

В условиях новых вызовов поддержка ИТ-отрасли приобретает особое значение. В этом году в рамках национальной программы ...
11.07.2022

Поддержи разработчиков индустриального софта

В прецедентной ситуации, когда России нужно заместить сразу все зарубежные программные продукты, глава ассоциации "Отечественный ...
11.07.2022

Меры поддержки IT-отрасли: подводные камни или спасательные круги?

В ответ на массовые случаи релокации IT-специалистов со стороны государства были приняты меры поддержки: от льготной ...