Момент истины: импортозамещение "под нагрузкой"
Алексеев
заместитель генерального директора АО "ИскраУралТЕЛ"
С 28 ноября 2022 года система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" Ярославской области, функционирующая на базе специального программного обеспечения "Система-112" АО "ИскраУралТЕЛ", полностью переведена на работу в среде отечественных операционных систем и баз данных.
До 2014 года отечественное прикладное программное обеспечение преимущественно разрабатывалось для функционирования в среде зарубежных ОС и СУБД. Такая ситуация была объективно обусловлена их доминированием на мировом рынке и, как следствие, развитой функциональностью, стабильностью, накопленным опытом пользователей и наличием экосистем для разработчиков приложений. Например, по данным Statcounter1 за ноябрь 2022 года, ОС MS Windows занимает 87,32% российского рынка настольных компьютеров с учетом всех эксплуатируемых версий. Аналогичная ситуация, хотя и с большим числом производителей и продуктов, характерна для рынка серверных ОС, средств виртуализации и СУБД.
Не было исключением и решение "Система-112", разработанное специалистами АО "ИскраУралТЕЛ" в Екатеринбурге в 2011-2013 гг. Его специальное программное обеспечение (СПО) изначально функционировало в среде ОС MS Windows с СУБД MS SQL. При этом оно основано на микросервисной архитектуре, обладает модульной структурой и является аппаратно-независимым. Все модули СПО "Система-112" АО "ИскраУралТЕЛ" внесены в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Сегодня, обладая собственной командой высококвалифицированных разработчиков и развитой сервисной сетью, АО "ИскраУралТЕЛ" обеспечивает устойчивую промышленную эксплуатацию данного решения в 22 субъектах РФ и на всей территории Кыргызстана. Непрерывное совершенствование СПО "Система-112" нацелено на консолидацию опыта его применения, расширение функциональных и интеграционных возможностей системы по мере цифровой трансформации в сферах государственного и муниципального управления, реализацию вновь вводимых требований национальных регуляторов, в том числе в части обеспечения технологической независимости РФ.
Целенаправленная государственная политика, определяющая планомерное импортозамещение ПО в органах государственного и муниципального управления, их подведомственных учреждениях, а также в компаниях с госучастием, в условиях введения санкций западными странами с 2014 года, является одним из путей обеспечения технологического суверенитета страны. Закономерным следствием стал рост инсталлированной базы отечественных ОС и СУБД, улучшение их функциональных характеристик и надежности. Однако, по данным Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ2, к концу 2021 года доля российского ПО, используемого госкомпаниями, составила 30–35% вместо планируемых 50–70%.
АО "ИскраУралТЕЛ", предвидя запросы субъектов РФ и развитие ситуации в IT-отрасли, в 2021 году модернизировало решение "Система-112" для работы в среде отечественной ОС и СУБД3. В качестве целевой среды функционирования в результате детального анализа целей, задач, аппаратного обеспечения, опыта эксплуатации и направлений развития существующего решения были определены ОС "Astra Linux Special Edition" релиз Смоленск 1.6. с программным комплексом средств виртуализации "Брест", ОС "РЕД ОС" и СУБД Postgres Pro. При этом учитывалась также необходимость повторной аттестации Системы-112 субъекта РФ по требованиям безопасности информации после миграции.
С учетом пользовательского опыта операторов Системы-112 и диспетчеров ЕДДС/ДДС было решено в рамках миграции полностью сохранить интерфейс клиентской части СПО. Разработчиками и специалистами сервисной сети АО "ИскраУралТЕЛ" были разработаны и глубоко верифицированы процедуры миграции данных в новую СУБД, а также реинтеграции сопряженных информационных систем. При подготовке процедур бесшовной миграции данных от операторов связи очередной раз оказался востребованным опыт, приобретенный компанией с 1994 года на сетях связи РФ.
2022 год явился для всех испытанием устойчивости, а одним из главных стресс-тестов в IT-отрасли стал отказ международных корпораций – разработчиков общесистемного ПО работать в России. Невозможность легальной покупки их продукции поставила под угрозу расширение и эксплуатацию информационных систем, использующих иностранное ПО. Объективно текущая ситуация приводит к постепенному снижению структурной надежности этих систем, росту номенклатуры уязвимостей и, как следствие, актуальных угроз информационной безопасности. Усилившиеся экономические и технологические мотивации стали "моментом истины" для импортозамещения иностранного ПО в нашей стране и нашли отражение в нормативных правовых актах и нормах регулирования, ставших ответом на беспрецедентные санкции.
Для АО "ИскраУралТЕЛ" в этом вопросе 2022 год принес возможность в очередной раз практически доказать правильность выбранного подхода на изначальную разработку решения "Системы-112" собственными силами, высокие компетенции специалистов и эффективность выбранной архитектуры СПО. В октябре-ноябре текущего года был реализован коммерческий проект по переводу Системы-112 Ярославской области, функционирующей в режиме постоянной (промышленной) эксплуатации, на российские ОС и СУБД. Региональные особенности определили ключевые точки внимания при его реализации.
Система-112 Ярославской области не обладает аппаратно-программным комплексом резервного центра обработки вызовов (РЦОВ-112). Это обстоятельство обуславливает особую ответственность при обеспечении режимов ее эксплуатации вследствие отсутствия возможности переключения на резервные вычислительные мощности при внештатной ситуации. А при решении задачи замены среды функционирования СПО без потери данных и отказов системы оно предъявляет к исполнителю экстраординарные требования по квалификации, подготовке и проведению работ.
В связи с этим с эксплуатирующей организацией были заранее согласованы временные интервалы (2-3 часа в ночное время в часы наименьшей нагрузки) полного переключения номера "112" на территории Ярославской области на интерактивное голосовое меню (IVR) для непосредственного перенаправления вызова заявителя в требуемую экстренную оперативную службу. Часы наименьшей нагрузки были предложены сервисным персоналом АО "ИскраУралТЕЛ" по результатам анализа статистики функционирования.
В условиях ограничения времени проведения работ позитивную роль сыграли предварительно апробированные процедуры раздельной последовательной миграции модулей СПО. Такой подход позволил полностью исключить жалобы абонентов на недоступность номера "112" в процессе работ.
С учетом объема миграции - 95 объектов на местах, 140 системных блоков и комплект серверного оборудования, а также вариативности используемого аппаратного обеспечения автоматизированных рабочих мест операторов, возникло минимум (порядка 5% от объема миграции) проблем совместимости целевой ОС с BIOS конкретных компьютеров. Данные проблемы были успешно решены во взаимодействии сервисного персонала АО "ИскраУралТЕЛ" с инженерами второй линии технической поддержки производителя ОС. Всего в процессе миграции было использовано более 10 различных установочных комплектов и сертификатов активации новейшего отечественного программного обеспечения.
Целевая среда функционирования решения основана на защищенной ОС, сертифицированной Минобороны России, ФСТЭК России и ФСБ России, в сочетании с защищенной СУБД для ответственных применений, сертифицированной ФСТЭК России. Это позволило непосредственно по завершении миграции в рамках проекта пройти аттестационные испытания Системы-112 с выдачей аттестата соответствия требованиям защиты информации.
Общая продолжительность проекта составила порядка двух месяцев. Его успешная реализация в столь сжатые сроки подтвердила лидирующие позиции АО "ИскраУралТЕЛ" как разработчика решений для региональных органов государственного и муниципального управления, готовность принять ответственность за самые трудные задачи и обеспечить практическое решение вопросов импортозамещения иностранного ПО.
Важность обеспечения надежности функционирования Системы-112 субъектов РФ в условиях расширения номенклатуры угроз безопасности информации и экспоненциального роста количества компьютерных атак, в том числе на социально значимые объекты нашей страны, трудно переоценить. Состоявшийся проект по переводу Системы-112 Ярославской области на функционирование в среде сертифицированных отечественных ОС и БД является наглядным примером реализуемости этой задачи даже в условиях отсутствия резервных вычислительных мощностей при условии квалифицированной работы исполнителя и грамотной организации работ заказчиком.
Хочется надеяться, что этот пример подвигнет и остальные субъекты РФ приступить к ее реализации в кратчайшие сроки. А специалисты АО "ИскраУралТЕЛ" всегда будут готовы поделиться накопленным опытом внедрения технически сложных проектов и предложить свою помощь в их реализации.
Дорогу осилит идущий!
Справка:
АО "ИскраУралТЕЛ" создано в г. Екатеринбурге в 1994 году. В настоящее время является системообразующим предприятием российской экономики как разработчик программного обеспечения и производитель телекоммуникационного оборудования. Обладает собственной производственной, технологической, складской и офисной базами. Сервисные центры компании обеспечивают услуги монтажа и наладки оборудования, внедрения программного обеспечения, круглосуточную техническую поддержку, ремонт, обучение и инструктаж персонала заказчиков. Подразделения компании располагаются в городах Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Новосибирск, Казань.
На основе разработанных решений компании введены в эксплуатацию и функционируют:
- Более 12 млн. абонентских портов для физических и юридических лиц;
- Узлы обработки вызовов экстренных оперативных служб (УОВЭОС) – в 65 субъектах РФ;
- Система-112 – в 24 субъектах РФ;
- АПК "Безопасный город" - в 6 субъектах РФ;
- Интеллектуальный центр городского управления – в 3 городах;
- Система Мониторинга и контроля аварий инфраструктуры ЖКХ - в 3 субъектах РФ;
- Система-122 и Единая дежурная служба Скорой Медицинской помощи - в 7 субъектах РФ.
1 См.
2 См. "Импортозамещение программ отстало от программы",
3 См. "ИскраУралТЕЛ переводит решение "Система-112" на российские ОС", https://www.comnews.ru/content/216366/2021-09-13/2021-w37/iskrauraltel-perevodit-reshenie-sistema-112-rossiyskie-os