Чего ждать пользователям от сервисов видеоконференций в 2024 году
Видеоконференции в качестве инструмента для бизнеса стали в последние несколько лет действительно массовым явлением. Ими пользуются сотрудники практически всех компаний, независимо от их размера и профиля деятельности. Однако после 2022 года доступ ко многим решениям стал затруднен, в первую очередь это почувствовали как раз корпоративные пользователи, которые привыкли к платному функционалу зарубежных сервисов. К тому же некоторые крупные компании были вынуждены отказаться от иностранных продуктов по соображениям безопасности.
В результате, по данным исследований, в 2023 году Zoom потерял лидерство среди сервисов для видеоконференций: трафик приложения снизился на 38% по сравнению с 2022 годом. В Skype активность абонентов уменьшилась на 34%, у Google Meet падение составило 30%.
Добились независимости или нет?
Большинство отечественных сервисов для видеоконференций с текущим функционалом уже закрывают потребности российских корпоративных пользователей в базовых вещах, таких как качество картинки, необходимое число участников, поддержка специализированного оборудования для ВКС и доступность на всех основных устройствах.
Сегодня, выбирая ВКС-решение, компании-клиенты могут легко требовать следующие функции:
высокое качество картинки, в том числе HD;
поддержка числа участников звонка, которое отвечает стандартным задачам бизнеса (несколько десятков);
запись видеоконференций;
ролевая модель — возможность сделать человека модератором, выступающим, слушателем, участником с правом показа слайдов и т. д.;
поддержка SIP, позволяющая принять участие в конференции с помощью телефона, не имеющего доступа в Интернет;
статусы пользователей;
текстовый отчет о видеовстречах;
наличие зала ожидания (виртуального лобби);
возможности для проведения вебинаров, опросов;
расшифровка голоса и наличие субтитров;
единый вход (технология Single Sign-On) — доступ в несвязанные между собой системы без повторной аутентификации (без ввода пароля);
виртуальная доска для презентаций;
автоматическая замена или размытие фона;
возможности совместно работать с документом для всех участников конференции;
реакции в виде эмодзи для пользователей.
В принципе, основные потребности пользователей из списка выше закрываются отечественными ВКС-сервисами уже сейчас. Однако пока всем не хватает "фишек". В качестве примеров можно привести:
возможность заменить лицо выступающего на "маску" (хотя для бизнес-целей это не очень востребовано);
автоматическое распознавание начала выступления (например, когда человек начал говорить, а его микрофон выключен, система должна предупредить его);
использование решений на базе ИИ: функции виртуального ассистента, способного назначать новые звонки, рассылать или запрашивать необходимые материалы, распознавание нативного языка и т. д.;
инструменты монетизации (для вебинаров);
автоматическое улучшение качества видео и голоса, удаление шумов.
На данный момент на российском рынке нет абсолютного лидера — решения, которое включало бы не только основные функции, но и полное разнообразие "фишек". Однако процесс развития существующих решений, а также интеграции между игроками идет постоянно, и возможно такое решение появится в ближайшее время.
Сценарии развития игроков рынка ВКС
Так как российский рынок поделен между несколькими платформами, логично ожидать, что эти платформы будут добавлять функции, позволяющие пользователям взаимодействовать между собой, к примеру совместно использовать две системы ВКС в рамках одной конференции.
Говоря о сотрудничестве и интеграции, я бы назвал очень вероятным сценарий, при котором кто-то из вендоров ВКС-решений объединит усилия с одним или несколькими отечественными производителями серверного "железа", чтобы предложить рынку комплексное решение "из коробки". Игроки сегмента ВКС будут наращивать функциональность своих решений, пытаясь привлекать новых пользователей за счет новых возможностей. Продолжится интеграция решений ВКС с корпоративными информационными системами и решениями по управлению данными.
Растут требования к уровню безопасности, которой никогда не бывает мало. Однако здесь по-прежнему единственным реальным подтверждением качества системы остаются сертификаты ФСТЭК, а их получение — достаточно долгий и сложный процесс, который в каких-то случаях может потребовать глобальной переработки решения, так что игроки отрасли будут стараться подходить к этому процессу максимально осторожно и сбалансированно.
Чего хотят корпоративные пользователи
Основной запрос пользователей ко всем рабочим инструментам, в том числе к видеоконференциям, — это возможность всё иметь в одном месте — объединить онлайн-встречи, телефонию, мессенджер, почтовый ящик, календарь, CRM, контакт-центр и др. Пользователи хотят видеть сервис "одного супераппа", когда все необходимое интегрировано в одном решении.
И второй важнейший запрос — это мобильность. Сотрудникам компаний важна возможность подключаться к видеовстречам в любое время, в любом месте и любым удобным способом. Очевидно, что "мобайл" естественным образом вытеснит более громоздкие и менее удобные корпоративные ВКС. Возможность подключаться к обсуждению из любого места — даже находясь в дороге — удобна как для отдельного работника, так и для бизнеса в целом. "Мобайл" дает гибкость, радикально упрощающую согласование даты и времени проведения конференций, что ускоряет процессы обсуждений. В этом заинтересованы и коммерческие компании, и госструктуры. Некоторое время видеоконференции на ВКС и в корпоративных мессенджерах будут сосуществовать, но платформы первого типа будут использовать все реже, а второго — все чаще. Легко видеть, что за видеоконференциями в корпоративных мессенджерах — будущее
Учитывая эти потребности пользователей, можно предположить, что в течение двух-трех лет супераппы вберут все функции для комфортной работы сотрудников, в том числе функции видеоконференцсвязи, и сделают качественный скачок в сторону полноценной мобильной работы. Но для этого нужно пройти большой путь, как в части интеграции различных продуктов между собой и обеспечения бесшовного обмена корпоративными данными, так и в части обеспечения принципиально нового уровня безопасности. Так как чем больше данных обрабатывается в рамках одного супераппа, тем выше ставки и возможный ущерб в случае нарушения периметра безопасности..
Что станет с "тяжелыми" ВКС?
Еще один важный для рынка вопрос — что произойдет с сегментом "тяжелых" решений для корпоративной ВКС, которые используют специализированное оборудование, оборудованные помещения и т. д. На данный момент они незаменимы в проведении масштабных онлайн-мероприятий с большим количеством участников. Высокое качество передачи видео и голоса обеспечивают сервер и оборудование в переговорных. По тому, какими темпами последние два года развиваются мобильные решения, можно было бы предположить, что в итоге мобильные решения заменят и "тяжелые" ВКС. Однако более реалистичный сценарий заключается в том, что "тяжелые" корпоративные решения ВКС сохранят свою отдельную нишу и останутся специализированными сервисами для проведения онлайн-мероприятий от тысячи пользователей.
Мы, например, приняли решение остаться в нише "легких" ВКС, преимущества которого видим в большей гибкости и простоте решения. Кроме того подобные сервисы являются более надёжными, так как отсутствует центральный сервер, поэтому любой сбой скорее всего не станет причиной отказа всей системы.
В целом пока едва ли стоит ждать появления каких-то принципиально новых идей в этой нише, хотя вполне вероятно, что кто-то из российских игроков начнет выпускать коробочные серверные решения для ВКС.
Также можно ожидать, что в ближайшее время станет более четким разделение на "легкие" решения на базе веб-технологий и "тяжелые" — на базе решений класса telepresence (телеприсутствие — набор технологий, позволяющий пользователю, например с помощью специальных устройств, получить впечатление того, что он находится в другом месте).
Возвращаясь к рынку, можно сказать, что уровень российских решений ВКС постоянно растет. В целом можно ожидать, что в 2024 году он вплотную приблизится к эталонным продуктам, с которыми крупные корпоративные заказчики активно работали до 2022 года. У отечественных разработчиков есть потенциал достичь этого уровня.