Спутники импортозаместятся насильственно
Вчера, 12 июля, на саммите "Сильная Россия 2022", выступая на сессии под названием "Космические проекты будущего: "Сфера" как основа экономической и технологической независимости России", генеральный директор ФГУП "Космическая связь" Алексей Волин рассказал, какие вызовы ждут российскую спутниковую отрасль и как их преодолеть. Он отметил, что Россия обречена использовать спутниковую связь, поскольку альтернативы ей нет. "Свыше 90% населения имеет связь и интернет, при этом на 80% территории России нет ничего, кроме спутника, и не предвидится. Не говоря о том, что даже там, где существует связь, возникает задача резервирования, так как при порче оптоволокна, например разрыве, единственный способ связи - при помощи спутника", - пояснил Алексей Волин.
Он напомнил, что территория РФ покрыта 143 спутниками, из них 125 - иностранные аппараты, 18 российские - от ФГУП "Космическая связь" (ГП КС) и АО "Газпром космические системы" (ГКС). "Имея 12% спутников мы с ГКС на пару закрываем 80% всего российского рынка. ГП КС с 9% закрывает 50% российского космического рынка", - добавил он.
Первым вызовом, стоящим перед отраслью, Алексей Волин назвал ненадежность иностранных партнеров. "Или, как мы его называем, насильственное импортозамещение. Из-за санкций против РФ некоторые иностранные спутниковые операторы за 24 часа просто отключили от космических аппаратов российские компании. В этой ситуации переход на российские спутники - единственный вариант. Второй вызов, проистекающий из первого, - охватить весь мир небольшим количеством спутников, которые у нас с ГКС на двоих имеются. Третий - общемировая тенденция падения цен на спутниковую связь. За последние 10 лет стоимость услуг космической связи снизилась примерно вдвое, что связано с резким ростом количества спутников. Следующий вызов - санкционный режим. Это отказ иностранных производителей предоставлять оборудование для производства новых космических аппаратов. Пятый вызов - необходимость быстрой разработки отечественных технологических решений. Потому что нам необходимо делать не только спутники, но и сервисное оборудование, наземную инфраструктуру. Шестой вызов - сложное экономическое положение многих отечественных клиентов. Мы живем на деньги клиентов. У нас с ГКС госсубсидий нет, а у клиента стало с деньгами все не так хорошо, как нам бы хотелось. Зачастую мы вынуждены находить способы продолжать оказывать им услуги, а они ищут способы их оплачивать", - рассказал гендиректор ГП КС.
Последний вызов он связал с увеличением "низколетов" и "среднелетов" - спутников на негеостационарной орбите. "Мы настроены оптимистично. И планируем развертывать новые низко- и среднеорбитальные группировки. Возрастающие потребности нельзя закрыть только ГСО-аппаратами, - сообщил Алексей Волин. - Мы конкурентны за рубежом. Сервисы ФГУП "Космическая связь" используются в 58 странах мира, наши аппараты покрывают 80% Земли. После введения санкций мы видим не только сохранение, но и увеличение спроса на наши космические аппараты за рубежом".
ГП КС планирует модернизацию центров управления полетами, в частности компания готова использовать их как наземную инфраструктуру для проекта "Сфера", в том числе для космических аппаратов "Экспресс-РВ".
"Мы видим, что в стране неплохо обстоит дело с разработкой и классических антенн, и активных фазированных решеток, и приемного оборудования в целом. "Сфера" создает гонку среди разработчиков приемного оборудования - в частности, мы видим, как МФТИ (Московский физико-технический институт - прим. ComNews) и НИИР (НИИ Радио - прим. ComNews) готовы практически наперегонки предлагать и продвигать решения для наземной инфраструктуры. Одновременно мы видим выстраивание новых логистических цепочек - я думаю через год мы увидим интересную картину, притом речь идет не только о поставках оборудования из Китая", - рассказал Алексей Волин.
Он сообщил, что на следующей неделе ГП КС объявит результаты конкурса на создание "Экспресс-АМУ4", уточнив, что победителем его должна стать одна российская компания, производящая спутники. "Проект будет реализован полностью на средства ГП КС. Впервые при проведении конкурса мы не проводили деление на полезную нагрузку и платформу. Мы все заказывали российскому производителю. После этого возможности ГП КС производить спутники за счет собственных средств будут исчерпаны, и мы будем с коллегами думать над планами замены остающихся аппаратов, так как с января 2024 г. нам надо будет начать работу над новыми аппаратами, чтобы модернизировать орбитальную спутниковую группировку "Экспресс", заменив семь космических аппаратов. Поскольку срок существования спутника - 15 лет, а срок производства нового - четыре года. Без участия государства эту задачу не решить, и мы считаем, что это возможно", - рассказал Алексей Волин.
По информации источника на космическом рынке, в ближайшее время ИСС им. Решетнева получит от ФГУП "Космическая связь" заказ на производство спутника "Экспресс-АМУ4". Конкурс на строительство этого космического аппарата ГП КС объявило еще в сентябре 2021 г., однако ту закупочную процедуру пришлось отменить, так как 1 сентября 2021 г. вступили в силу санкции Госдепартамента США против российского космического сектора. Поэтому заявку на конкурс подал лишь ИСС им. Решетнева. Airbus уведомила ГП КС, что ей потребуется четыре-шесть месяцев только на прояснение возможности участия в такой закупке, а TAS - хоть и располагала европейскими компонентами, на которые не распространяются американские санкции, - уведомила потенциального заказчика, что созданный на их основе спутник не уложится в объявленный бюджет. В мае 2022 г. ГП КС возобновило конкурс на "Экспресс-АМУ4", изменив конкурсную документацию. Раньше одна закупка касалась спутника, а вторая - полезной нагрузки для нее, теперь тендер проводится на поставку космического аппарата и полезной нагрузки единым лотом.
Из презентации к выступлению Алексея Волина следует, что в 2024 г. планируется начать строительство спутников "Экспресс-АМУ6", "Экспресс-40" и "Экспресс-Р1". В 2025-м - "Экспресс-36", "Экспресс-АМУ8", "Экспресс-АТ3" и "Экспресс-АТ4". В 2026 г. предприятие намерено запустить производство аппаратов "Экспресс-АМУ5" и "Экспресс-Р2", а в 2028 г. - "Экспресс-Р3". Запуск этих аппаратов намечен в период с 2027 г. по 2032 г.