Призрачная стратегия для телеком-оборудования
В 2020 г. генеральный директор консорциума "Телекоммуникационные технологии" (АНО "ТТ"), генеральный директор АО "Микрон" Гульнара Хасьянова рассказала СМИ, что производители и потребители (операторы связи) аппаратуры и электронной компонентной базы готовят стратегию развития телекоммуникационного оборудования.
26 апреля 2022 г. с трибуны конференции "Связь 2022" Гульнара Хасьянова заявила, что нужно сформировать стратегию развития телекоммуникационного оборудования. Пресс-служба ПАО "Ростелеком" (как участник АНО "ТТ") на вопрос, готова ли стратегия и когда началась ее разработка, сообщила корреспонденту ComNews: "В 2020 г. начали, к концу 2021 г. закончили. Много времени ушло на обсуждения со всеми и согласования". В АНО "ТТ" на просьбу пояснить, готова ли стратегия или еще разрабатывается, ответили: "Есть стратегия АНО "ТТ" и направления развития производства телеком-оборудования, исходя из возможностей производителей. А в условиях текущих реалий этого недостаточно, необходимо сформировать долгосрочную стратегию, где будут определены стратегически важные технологии и на них сконцентрирован спрос и инвестиции".
Представители компаний - производителей российского телеком-оборудования рассказали корреспонденту ComNews, что о такой стратегии ничего не слышали, но рынок очень ждет этого документа, поскольку тогда им выделят деньги на разработку решений. "Нам никто никогда не называл что-то "стратегией для телеком-оборудования" и не показывал документа. Стратегия очень нужна, чтобы начать производить оборудование. Ситуация очень тяжелая - нужны деньги на разработку. Однако мы боимся, что, если стратегию примут, может случиться полная централизация денег в двух компаниях - "Ростелекоме" и "Ростехе", - рассказал источник на рынке. В "Ростехе" не ответили на вопросы ComNews.
Гульнара Хасьянова на форуме "Связь 2022" отметила, что в рамках мер поддержки телеком-отрасли уже есть первые результаты трехлетней работы. "Отрасль представлена более чем 300 компаниями в России, которые производят телеком-оборудование и оказывают сопутствующие услуги. Общий оборот этих предприятий составляет более чем 1,3 трлн руб. в год. У нас есть заделы почти по всем направлениям, - сообщила Гульнара Хасьянова. - Реестр телеком-оборудования стал активно пополняться. За последние полгода количество записей в нем выросло с 330 до 850. Объем продаж телеком-оборудования из реестра в 2018 г. составлял 4,5 млрд руб., в 2020 г. - 9,25 млрд руб., а в 2021 г. - 22,7 млрд руб. То есть продажи в 2021 г. выросли в 2,5 раза по сравнению с 2020 г. Это результат реализованных мер поддержки. Сейчас нужно сформировать стратегию развития телекоммуникационного оборудования, которой у нас не было со времен расформирования Министерства промышленности средств связи. Мы находимся на пороге, когда требуется перезапустить и переосмыслить эту стратегию".
Гульнара Хасьянова выделила два тренда. "Сам рынок оборудования вырос за последний год на 18% и составил около 174 млрд руб. в 2021 г. Доля российского еще очень мала: из 174 млрд руб. - 22 млрд. Необходимо унифицировать технические требования. Такая унификация может быть принята на уровне стратегии, например, на площадке Минцифры. Это необходимо для того, чтобы обеспечить цикл реинвестиций, - пояснила она. - Чтобы государство не раз вложилось и потом снова инвестировало, а чтобы реинвестировал уже производитель. Это направление связано с рынком проводных технологий. С беспроводными технологиями ситуация сложнее. Потому что объем инвестиций, который требуется в долларовом выражении, практически равен всему рынку телекоммуникаций РФ. Должна быть разработана стратегия, которая позволяет инвестиции привлекать не только внутри страны, но и за рубежом. Международное сотрудничество - необходимое условие для обеспечения рециркулирования инвестиций. Нельзя сказать, что тут мы отстали насовсем, поскольку сейчас вызовы и возможности в том числе связаны с уходом иностранных вендоров, а в мире более 200 стран, которые, наблюдая эту ситуацию, смогут инвестировать в телеком- отрасль. Сейчас возникает новая повестка и возможность для запуска новой процедуры формирования рынка. Предлагаю для этого сформулировать отраслевую стратегию". В Минцифры не ответили на вопросы ComNews.
Пресс-служба "Ростелекома" сообщила ComNews, что "Ростелеком" как один из трех учредителей АНО "ТТ" активно поддерживает разрабатываемую консорциумом стратегию развития российского телекоммуникационного оборудования, основной задачей которой является обеспечение технологического суверенитета РФ. "Считаем, что формирование и утверждение стратегии позволит определить основные направления развития российского рынка телекоммуникаций. Это приведет к появлению востребованного и конкурентного на российском и мировом рынках отечественного телеком-оборудования. Россия, в большинстве своем, лишь потребитель готового зарубежного телеком-оборудования. Зависимость государства от внешнеполитических факторов может негативно сказаться не только на возможности полномасштабной цифровизации российской экономики, но и на суверенитете РФ в области информационной и государственной безопасности. Стратегия развития разработки и производства российского телекоммуникационного оборудования должна являться частью стратегии электронной промышленности РФ, утвержденной распоряжением правительства РФ от 17.01.2020 №20-р. В связи с упразднением в 1989 г. Министерства промышленности средств связи, государственное регулирование рынка разработки и производства телеком-оборудования перестало осуществляться, что привело к доминированию иностранных производителей на российском рынке. "Ростелеком" последовательно реализует политику импортозамещения и принимает активное участие в деятельности АНО "ТТ", - прокомментировала пресс-служба оператора.
Руководитель Центра компетенций НТИ на базе "Сколтеха" по технологиям беспроводной связи и интернета вещей Дмитрий Лаконцев уверен: долгосрочное планирование - условие стабильного развития телекоммуникационной отрасли России, альтернативного сценария нет. "Важно не просто повернуться на Восток, а брать лучшее и быстро учиться. "Мы отстали, поэтому единственный разумный вектор развития - опережающий. Например, в Китае есть пятилетние и даже пятнадцатилетние синхронизированные планы развития каждой из ключевых отраслей. И 5G включено во множество дорожных карт, от промышленного интернета до ж/д и авиации. И это оправданно, поскольку телеком - это не какой-то отдельный сегмент экономики, а скорее базовая инфраструктура для роста любой отрасли. Каждый, даже самый простой, рабочий процесс нуждается в коммуникациях. И чем быстрее, дешевле и надежнее эти коммуникации, тем быстрее будет произведен любой товар или услуга, а значит, и экономика получит дополнительное ускорение. Нам важно выучить этот урок: долгосрочное планирование является условием стабильного развития телекоммуникационной отрасли России, альтернативного сценария просто нет, - говорит Дмитрий Лаконцев. - Есть критики отраслевых стратегий, которые говорят, что в Соединенных Штатах ее нет. Но в американской экономике вопрос создания такой стратегии вторичен, так как в США есть доступ к гигантским рынкам капитала, инвестиционным фондам для всех этапов роста продукта, самым современным технологиям, развитой региональной и муниципальной поддержке, лучшим профессионалам мира и, как финальный штрих, к глобальному рынку, который позволяет окупать любые инвестиции. В Соединенных Штатах стратегия, как правило, - инструмент синхронизации корпоративных интересов с интересами государственной безопасности и социальной сферы, координации между федеральными службами. Но даже там мы видим уже начатую реализацию стратегии развития следующего поколения мобильной связи (5.5G и 6G). В декабре 2021 г. документ был представлен одним из негосударственных think tank, а в марте 2022 г. разработанный на его основе закон проходит слушания в сенате США. И это за восемь лет до запуска коммерческих сетей на основе будущего протокола 6G. Мы должны учесть опыт Китая и США, понять, что нормой становятся десятилетние стратегии, а вариант рыночного саморегулирования уже не подходит для технологических вызовов".
Дмитрий Лаконцев отметил, что в России долгосрочное планирование определяется государственным финансированием, поскольку больше ни у кого нет средств на такие масштабные отраслевые проекты, как, например, разработка комплексного решения 5G. "Когда к нам в институт приходят гости или подходят посетители на выставках, мы часто слышим вопрос: "А когда будет готова линейка радиомодулей для всех частот LTE?" Но мы не можем на него ответить, так как эти проекты пока не получили финансирование. Как только будет грант, мы с компаниями из консорциума сделаем продукт. А чтобы эти деньги были выделены, нужна, как мы предполагаем, принятая стратегия. Санкции - момент выбора. Предоставив адекватные гранты для российских консорциумов разработчиков, мы получим результаты в виде базовых станций и других элементов инфраструктуры. Для этого нужна стратегия, гибкая ее реализация и синхронизация между отраслями. Март 2022 г. подвел историческую черту. Стратегии, которые были раньше, на наш взгляд, не имеет смысла оценивать. Это все было в "далекой-далекой галактике", со своей логикой, про которую теперь можно забыть. Сейчас главная опасность для отрасли - отрицание глубоких изменений, которые уже произошли. Выжидательная позиция не пойдет на пользу стране и сделает санкции еще более болезненными. Стать сильнее можно, но это бег на долгую дистанцию, с четким пониманием цели и готовностью подстраиваться под ситуацию. И в этом марафоне без долгосрочной стратегии технологического развития телекоммуникаций не обойтись", - прокомментировал Дмитрий Лаконцев.
Независимый эксперт на телеком-рынке Вадим Плесский согласен: стратегия развития телекоммуникационного оборудования (российского производства) безусловна необходима. "До настоящего момента неоднократно заявлялось, что она необходима, но ничего не происходило. Объективно российский рынок, составляющий 1,5%-2% от мирового, не может обеспечить окупаемость разработки и локального производства телекоммуникационного оборудования. Все оборудование, которое будет произведено в России, будет иметь очень малый объем производства и высокую себестоимость. Кроме того, чиновники плохо представляют себе цикл тестирования и внедрения в телеком-отрасли. Этап опытной эксплуатации оборудования легко может составлять год - и только по окончании этого этапа оператор может принять решение о пригодности оборудования для эксплуатации в коммерческой сети связи. Таким образом, даже если, например, через год появится необходимое телеком-оборудование, то первые внедрения начнутся через два года. И это при условии, что в процессе опытной эксплуатации не выявлены какие-то существенные недоработки, требующие исправления. Привлечение международных инвестиций в текущей ситуации - это вообще миф. Так на чьи деньги будут разрабатываться новые продукты? Фактически единственным инвестором остается государство. Но работать с государством достаточно непросто. Поэтому процесс, если и будет запущен, будет идти крайне медленно. И реальные результаты мы увидим самое близкое через четыре-пять лет. Вообще, основная проблема, с моей точки зрения, что в правительстве не осознают объем трат международных компаний на R&D. Тратится в среднем 3% от оборота, у многих компаний ощутимо больше. То есть если оборот компании составляет около $100 млрд в год, то она тратит примерно $3 млрд на R&D. А это с сегодняшними курсами валют примерно 300 млрд руб. Одна компания, а таких компаний десятки, а если брать более мелких игроков, то сотни", - рассказал эксперт.