Григорий
Урьев

генеральный директор "Синтерра Медиа"
© ComNews
09.01.2025

Уход зарубежных компаний с российского рынка технологий для медиапроизводства создал уникальную возможность для развития отечественных разработок в этом узком сегменте. Генеральный директор "Синтерра Медиа" Григорий Урьев рассказал о ключевых трендах, включая переход на программные решения и создание облачных платформ, а также о важности сотрудничества с малым и средним бизнесом для дальнейшего роста отрасли.

Трансформация российского рынка технологий для ТВ и медиапроизводства открывает новые возможности для отечественных компаний. Этот узкий сегмент мы оцениваем в 12 млрд рублей по итогам 2024 года. До недавнего времени он почти полностью зависел от иностранных вендоров, покинувших российский рынок, и образовавшийся в результате вакуум теперь становится точкой роста для отечественных игроков.

Финансовые риски

Я вижу в этом не только возможность для развития бизнеса, но и стимул для инвестиций в собственные продукты в партнерстве с небольшими частными компаниями, которые сегодня являются основными разработчиками российских решений для телевизионного производства. Однако тотальная технологическая зависимость от малого бизнеса несет огромные риски. Небольшие разработчики параллельно создают практически идентичные наиболее востребованные решения, но ограниченность объема рынка не позволяет окупать эти инвестиции в разумные сроки. Возникает вопрос: что будет делать заказчик, сделавший ставку на проприетарное решение под свои нужды в случае, если по какой-либо причине разработчик уйдет с рынка?

Технологические продукты для медиаотрасли не могут генерировать денежный поток, сопоставимый с более массовым банковским или любым другим, плотно завязанным на ИТ-секторе. Это влечет за собой кадровый голод из-за невозможности предложить конкурентоспособные по меркам ИТ-рынка зарплаты, что рано или поздно приведет – и уже приводит – к перетеканию кадров в смежные отрасли, оставляя медиатехнологии без высококлассных специалистов.

Уход в облака

Мировым трендом является неуклонный переход от аппаратных решений к программным, что кардинально меняет ландшафт технологий для медиапроизводства. Если ранее эфирный комплекс состоял из большого набора hardware-устройств узкой функциональности от десятка производителей, интегрированных между собой, то сегодня – это серверное хозяйство со специализированным программным обеспечением.

Классические аппаратные решения, требовавшие от операторов высокой квалификации и многолетнего опыта работы, уступают место планшетам и сенсорным экранам с интуитивно понятными виртуальными интерфейсами. Они не только эмулируют привычную функциональность, но и предоставляют гораздо большую гибкость в настройке и управлении.

А дальше возникает логичный вопрос: нужно ли каждому телеканалу иметь собственный эфирно-производственный комплекс и штат технических специалистов, обслуживающих его? Или можно создать одно индустриальное облако и разделить расходы на его содержание на все профессиональное сообщество?

Представьте себе облачную платформу, где все необходимые инструменты и ресурсы для создания, обработки, хранения, постобработки и распространения медиаконтента доступны по запросу, в любом месте и в любое время. Такой подход позволит снизить капитальные затраты. Телеканалы и творческие коллективы смогут заниматься профильной деятельностью – придумывать и создавать контент, а не тратить ресурсы на поддержку технологии, получая ее как сервис.

Производители контента получат дополнительную гибкость и масштабируемость технических средств, так как облачная инфраструктура позволяет оперативно наращивать ресурсы в зависимости от текущих потребностей. Например, во время прямых трансляций крупных событий можно будет легко увеличить вычислительные мощности и пропускную способность сети, а после окончания трансляции – вернуть их к исходному уровню. Или добавить необходимое количество монтажных и графических станций под крупное событие без дополнительных инвестиций на их приобретение, заказав добавочное количество рабочих мест монтажеров/графистов/звукорежиссеров на определенный период времени.

Ну и, наконец, облачная платформа станет идеальной средой для разработки и внедрения новых технологий, таких как искусственный интеллект, машинное обучение, виртуальная и дополненная реальности. Создание такого индустриального облака – сложная, но крайне перспективная задача, которая позволит вывести российскую медиаиндустрию на новый уровень.

Структура и роли

В такой модели я вижу малый и средний бизнес не просто как поставщиков решений, а как равноправных и стратегически важных партнеров индустриальной платформы. С ними необходимо выстраивать долгосрочные отношения, основанные на взаимном доверии и общей цели – создании передовых технологических решений для медиаиндустрии.

При этом медийной платформой должна управлять окологосударственная структура. Такая технологическая компания предоставит мощную и надежную облачную инфраструктуру, ее бесперебойное функционирование, высокий уровень безопасности, круглосуточную техподдержку. Параллельно она будет активно участвовать в интеграции решений партнеров, предоставляя необходимые ресурсы и экспертизу для их адаптации и оптимизации под работу в распределенной облачной среде.

Это может включать в себя совместную разработку API (Application Programming Interface, набор способов и правил, по которым различные программы общаются между собой и обмениваются данными), оптимизацию производительности, тестирование на совместимость и соответствие международным стандартам. Нам, например, такой подход позволит создавать комплексные и масштабируемые решения, которые отвечают современным требованиям медиапроизводства, а нашим партнерам сосредоточиться на своей основной компетенции – разработке инновационного ПО. Также подобная схема исключает риск ухода с рынка того или иного продукта, намертво интегрированного в ТВ-производство крупного холдинга.

И таких платформ или экосистем должно быть не менее двух, от разных провайдеров. Это позволит обеспечить 100%-ые надежность и резервирование, которые столь понятны и привычны для всех профессионалов медиарынка. На первом этапе единая платформа может использоваться в качестве подстраховки существующих эфирных комплексов и медиапроизводств, а становиться основной по мере морального и физического износа программно-аппаратных комплексов, работающих сегодня в условиях отсутствия нормальной техподдержки.

Прогнозы и перспективы

По моим расчетам, это решение позволит уже к 2030 году существенно сократить расходы на поддержание технологической инфраструктуры медиахолдингов и отдельных телеканалов. Эффект для отрасли в целом через три года может составить 15-17% от расходов на технологию, а начиная с 2030 года – до 40%. Это яркий пример того, как импортозамещение можно сделать точкой роста бизнеса и сокращения себестоимости производства.

Я убежден, что независимо от развития геополитической ситуации, даже в случае отмены санкций, полного возврата российской медиаотрасли к западным решениям уже не произойдет. Безусловно, импортные компоненты, такие как профессиональные камеры и оптика, по-прежнему будут востребованы. Однако в отношении технологических сервисов и решений я верю в потенциал развития отечественной индустрии. Россия может занять достойное место на международном рынке технологий для медиа- и ТВ-производства.