ТОП-7 рисков при внедрении ИТ-решений в крупных компаниях в 2024 году — и как их преодолеть
Нестеров руководитель направления продаж DCLogic
Саботаж сотрудников, сложности с интеграцией, потребность в узких высококлассных специалистах — внедрение даже простого ИТ-решения может оказаться труднее, чем казалось на старте. Что может пойти не так и как с этим справляться, рассказывает руководитель направления продаж DCLogic Михаил Нестеров.
Сегодня на внедрение ИТ-решений нужно больше времени, чем мы привыкли. Российские продукты еще не сравнялись по уровню с иностранными — именно в этом корень большинства проблем. Рассмотрим их подробнее.
- Сопротивление изменениям со стороны сотрудников
Использование новых технологий требует изменения корпоративной культуры — а изменения часто вызывают сопротивление сотрудников. Оно может значительно замедлить внедрение и увеличить его бюджет, а в некоторых случаях — поставить под угрозу реализацию проекта.
Чтобы минимизировать такие риски, изменениями нужно управлять. На старте проекта разрабатывается совместный план действий заказчика и интегратора по управлению этими процессами. Важно вовлечение руководителей компании — от них исходит стратегическая информация о целях и задачах, а также спокойная уверенность в необходимости и ценности предлагаемых действий.
Нужно создать условия для прозрачной коммуникации и открыто обсуждать причины внедрения, преимущества новых решений и то, как они повлияют на дальнейшую работу. Желательно реализовывать проекты поэтапно, чтобы минимизировать стресс. А также проводить обучающие занятия и мастер-классы, чтобы помочь пользователям освоить новые инструменты.
- Интеграция с существующими системами
Внедрение российских решений — это длительные проекты со сложной интеграцией. У крупных компаний сохраняется большая доля давно разработанных иностранных или самописных систем. Вписать в такой ИТ-ландшафт новое решение — задача со звездочкой, особенно в крупных корпорациях.
Проблемы совместимости возникают не только на уровне инфраструктуры, но и на уровне прикладного программного обеспечения. Наиболее ярко это проявляется при попытке заменить широко используемые решения, такие как Microsoft Office, на их отечественные аналоги. .
В процессе пилотирования некоторых российских решений в крупных компаниях, например, в финансовом секторе, выясняется, что для рядовых пользователей, выполняющих стандартные операционные задачи, функционала новых программ достаточно. Однако сложности начинают возникать при работе с более сложными инструментами, такими как макросы (наборы действий для автоматизации операций) в Microsoft Excel.
Они написаны на проприетарном языке, принадлежащем исключительно Microsoft, что делает их несовместимыми с другими системами, даже если они используют открытый код. Переписывание макросов – трудоемкий и дорогостоящий процесс, который значительно увеличивает стоимость перехода на новое программное обеспечение. В результате, даже при наличии желания перейти на отечественные решения, компании сталкиваются с необходимостью значительных затрат, что делает такой переход экономически невыгодным.
Дополнительные трудности возникают в процессе взаимодействия с контрагентами, использующими Microsoft Office. Даже если компания полностью переходит на "Мой Офис" и успешно переписывает макросы для внутреннего использования, документы, полученные от партнеров, остаются несовместимыми. Это существенно осложняет обмен информацией и может негативно сказаться на эффективности бизнеса.
Таким образом, для успешной интеграции и повсеместного использования отечественных программных решений необходимо формирование единых стандартов на рынке. В настоящее время таких стандартов нет, что приводит к разрозненности решений и дальнейшим проблемам совместимости.
Коммерческие заказчики, не подпадающие под обязательное импортозамещение, в основном занимают выжидательную позицию, не стремясь тратить значительные средства на решение этих проблем. Это создает замкнутый круг: без крупных инвестиций и широкого внедрения продукты не могут развиваться и конкурировать с зарубежными аналогами.
- Обеспечение кибербезопасности
С 1 января 2025 года госорганам и корпорациям, а также стратегическим предприятиям и другим объектам критической информационной инфраструктуры (включая финансовые организации) запрещается использовать средства защиты информации, произведенные компаниями из "недружественных" стран. Под эти требования подпадает значительное число крупных компаний,и они испытывают сложности с переходом на российские средства защиты.
Например, актуален переход на межсетевые экраны нового поколения (Next Generation Firewall, NGFW — комплексный инструмент защиты корпоративных сетей). На рынке появилось больше десятка российских продуктов этого сегмента. Но у заказчиков уже на этапе тестирования возникает много вопросов: им не хватает пропускной способности и функциональности. Компании не готовы внедрять "сырые" решения, тем более в такой чувствительной сфере, как кибербезопасность, но у них нет выбора.
Вопросы кибербезопасности и управление данными становятся все более значимыми в связи с увеличением количества подключенных устройств и объема данных, которые обрабатываются в рамках цифровых систем.
- Необходимость наращивать темпы импортозамещения
Государство стимулирует компании ускорять импортозамещение, устанавливая конкретные сроки — и довольно сжатые. С одной стороны, технологическая независимость действительно нужна. С другой — высокий темп внедрения новых решений, когда в рамках одного предприятия могут одновременно реализовываться несколько проектов, увеличивает риски сбоев и неудачных внедрений.
Импортозамещение в реальности идет не такими быстрыми темпами, как хотелось бы. Поэтому важен открытый и честный диалог бизнеса и государства. В каких-то случаях целесообразно запустить программы поддержки, для менее критичных сфер — смягчить сроки перехода.
Компании, занимающиеся разработкой новых продуктов, сталкиваются с проблемами на этапе тестирования и доработки своих решений. Получаемая обратная связь от пользователей указывает на необходимость значительных изменений, и такие доработки требуют финансовых вложений. Без завершения этих этапов продукт не может быть выпущен на рынок, что ведет к замкнутому кругу: продукт недоработан – его не покупают – нет средств на доработку.
В такой ситуации поддержка со стороны государства становится ключевым фактором для успешного завершения проектов по импортозамещению. Необходимы дополнительные субсидии и программы поддержки, направленные не только на производителей, но и на заказчиков.
Примером подобной меры может служить программа поддержки автопрома, когда предоставлялись льготные кредиты на покупку автомобилей ВАЗ. В контексте программного обеспечения подобные меры могли бы включать гранты, налоговые вычеты или льготы для компаний, достигших значительных успехов в импортозамещении.
Кроме того, покупатели также играют ключевую роль в развитии отечественных продуктов. Без сбыта и обратной связи производители не смогут адаптировать свои решения к реальным потребностям рынка.
- Потребность в оборудовании для ИИ и "тяжелых" вычислительных задач
Сегмент enterprise нуждается в расширении и масштабировании вычислительной инфраструктуры. Современные предприятия используют искусственный интеллект для прикладных задач, вычисления и моделирования событий на GPU-серверах с высокопроизводительными графическими картами. Они собирают огромное количество данных — их анализ помогает принимать важные управленческие решения, предсказывать события, делать предиктивную аналитику. Под эти задачи нужно расширять системы хранения, вычислительные кластеры, гиперконвергентные инфраструктуры.
Санкции и ограниченный доступ к высокопроизводительному оборудованию привели к тому, что российскому бизнесу стало сложнее закрывать потребности в оборудовании для систем искусственного интеллекта и "тяжелых" вычислительных задач. Так, к примеру, "железо", ввезенное по схеме параллельного импорта, затруднительно обновить. Если не поставить новые прошивки, повышается уязвимость. Потому что прошивки включают не только изменение функциональности, но устранение обнаруженных угроз.
Для расширения существующих инфраструктур необходимо грамотное комплексное решение — использования облачных сервисов, поиск альтернативных поставщиков и подходящих российских решений.
- Переход на российские офисные решения
Недавний сбой операционной системы Microsoft напомнил об актуальности перехода на российские ОС, но не это главная беда. С трудом идет замена офисных программ монополиста на отечественные решения. Особенно это касается Excel, который использовали повсеместно. Например, бухгалтерия и другие подразделения крупных компаний работают с тяжелыми Excel-файлами, в которых прописано множество макросов.
Если контрагенты используют решение Microsoft, то при переходе на российские офисные программы может возникнуть проблема совместимости документов. То есть просто не будет возможности обрабатывать входящие документы.
Переход на российский офисный пакет — это не просто покупка лицензий. Необходимо провести обучение пользователей, восстановить привычные процессы людей в новом интерфейсе, решить вопрос совместимости документов и многое другое.
- Необходимость в специалистах с уникальными навыками
Для успешного внедрения и управления цифровыми решениями часто требуются специалисты как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя с уникальными знаниями и навыками, которых может быть трудно найти и привлечь. Это приводит к рискам затягивания или удорожания проекта. Так, по данным Solar Staff, заработок программистов, работающих на фрилансе, увеличился на 40% в первом полугодии 2024 года.
Несмотря на попытки государства стимулировать привлечение молодых специалистов в ИТ, рынок пока так и не смог насытиться нужными объемами кадров. Потребность в специалистах существует как у интеграторов, так и у производителей ИТ-продуктов, однако предложение не соответствует спросу.
Решение этой проблемы требует времени. В данный момент на рынке присутствует только "костяк", в то время как новое поколение ИТ-специалистов в массе своей еще только начинает свое обучение. Ускорить процесс подготовки этих кадров практически невозможно. Хотя государственные меры поддержки, такие как субсидии и гранты, могут способствовать увеличению привлекательности ИТ-отрасли, они не способны значительно сократить время, необходимое для получения опыта и навыков, которые востребованы на рынке.
Ранее подготовка специалистов происходила органически: выпускники технических вузов начинали с низших должностей, постепенно обучаясь и накапливая опыт, в том числе за счет взаимодействия с вендорами, которые предоставляли возможности для повышения квалификации. Сейчас, в условиях импортозамещения, этот процесс требует значительных изменений.
Вендоры, занимающиеся разработкой отечественных программных и аппаратных решений, должны взять на себя инициативу по созданию центров обучения и подготовки специалистов, способных работать с их продуктами. Это позволит не только обеспечить рынок необходимыми кадрами, но и сформировать комьюнити профессионалов, специализирующихся на конкретных решениях.
Примером такой работы является деятельность компании Positive Technologies, которая осознает важность инвестиций в подготовку кадров. Создание образовательных программ и порталов, таких как Positive Education, направлено на развитие нового поколения специалистов, которые будут обладать глубокими знаниями и навыками работы с продуктами компании. Такой подход позволяет не только создать конкурентоспособные продукты, но и обеспечить их успешное внедрение и использование на практике.
Совместными усилиями
Внедрение отечественных решений — это командная работа: заказчик формирует требования, интегратор подбирает и внедряет решение, вендор дорабатывает свой продукт под задачи заказчика, параллельно формируя дорожную карту его развития. Там, где решения еще нет, интегратор может придумать его самостоятельно — у него есть центр компетенций и зачастую кастомные решения инженеров по внедрению вырастают в отдельные продукты. Так, совместными усилиями можно преодолеть вызовы рынка и минимизировать количество возможных проблем.