Поддержка приложения и внедрение инноваций: как не уволить всю команду
Заражевский директор по информационным технологиям финтех-сервиса CarMoney
Перед любой ИТ-компанией стоит множество вызовов, и среди них – поддержка стабильной работы существующих приложений одновременно с внедрением новых функций и инноваций. Эта задача становится ещё более сложной в условиях завышенных ожиданий со стороны клиентов и пользователей, а также постоянного давления от инвесторов.
Важен баланс между этими факторами, а также загрузкой и мотивацией команды. Как его обеспечить? Только с помощью долгосрочной и гибкой стратегии, внедрения культуры инноваций, автоматизации рутины, обеспечения роста квалификации сотрудников и эффективного управления ресурсами.
План, приоритеты и Agile
Единственный способ держать под контролем все процессы – выстраивать их в соответствии с долгосрочной стратегией. В ней вы должны учесть и поддержку существующих систем, и найти человекочасы для внедрения новых решений. Каждая задача должна получить достаточное внимание – и задачи для бизнеса, и для ИТ. План корректируется в соответствии с результатами постоянного мониторинга производительности приложений и эффективности внедренных инноваций.
Необходимо обеспечить прозрачный процесс на каждом этапе:
- создание задачи,
- экспресс-оценка,
- бизнес-анализ,
- архитектура,
- проверка ИБ,
- разработка,
- тестирование,
- выпуск в продуктовую среду.
Из возможных методологий разработки мы выбрали Agile, адаптировав его под наши процессы и подходы. Он помогает команде быстро адаптироваться к любым изменениям. В плане мы учитываем регулярные спринты и ретроспективы, которые необходимы для оценки прогресса и внесения коррективов. Для работы с дефектами и техническим долгом предусмотрены специальные спринты. Это позволяет нам не только поддерживать высокое качество работы текущих информационных систем, но и активно развивать новые направления.
Для оперативного обмена информацией и координации действий мы используем современные инструменты для управления проектами и задачами. Залог успешной работы – это прозрачная и регулярная коммуникация между всеми уровнями команды.
Люди как главная ценность
Вы можете выжимать все соки из сотрудников, нагружать их работой. Тем, кто лучше остальных копает, выдавать "лопаты" побольше или "весла" подлиннее, добавляя дополнительное время по вечерам и выходным. Так они смогут выполнить ещё больше задач, а затем выгорят и найдут себе нормального работодателя.
Мы предпочитаем другой путь, благодаря чему наши сотрудники движутся по карьерной лестнице. Они мотивированы на качественную работу и действуют в составе слаженных команд.
Один из главных факторов – постоянное обучение и повышение квалификации. Рост сотрудников у нас поставлен на поток. Примеры:
- специалист 1-й линии техподдержки сначала вырос до разработчика, затем до тимлида, а сейчас является руководителем в управлении разработки;
- разработчик сейчас является архитектором.
В компании действуют программы менторства и внутренние дискуссионные клубы, которые способствуют обмену знаниями и развитию профессиональных навыков. Для быстро развивающейся финтех-отрасли это особенно важно, так как позволяет команде быть в курсе последних тенденций и технологий.
Чтобы избежать перегрузки, повысить мотивацию и вовлеченность, необходимо грамотно оценивать текущие ресурсы и оптимально распределять их. При планировании задач обязательно нужно учитывать, когда люди в команде будут в отпуске, какова загрузка специалистов в определенный момент времени. Стоит помнить и о текущем уровне каждого члена команды, давая иногда задачи чуть сложнее, но не настолько, чтобы "поломать" его.
Как ИТ-директор, я также считаю своим долгом приближать будущее, в котором "вкалывают роботы, счастлив человек". Мы внедряем автоматизацию, чтобы отдать в заботливые "руки" роботов как можно больше рутинных и повторяющихся задач. Это позволяет высвобождать ресурсы для творческих и инновационных проектов. DevOps-практики помогают нам улучшить процессы разработки и деплоя, сократить время на выполнение типовых операций и повышает общую эффективность команды.
Культура инноваций
На каком-то этапе работы с командой начинаешь понимать, что главное в компании – выстроить культуру, в которой можно эффективно работать. В одних компаниях элемент культуры может заключаться в том, что после формального окончания рабочего дня никто не уходит; вовремя же, в 18:00 или 19:00, рабочее место покидает только тот, кто в отпуске. Для других компаний – это совместное времяпрепровождение с алкоголем по пятницам, что автоматически "съедает" выходные, делает их незаметными для сотрудников.
Для нас главное – это, во-первых, баланс между жизнью и работой, который совместим с ростом внутри компании, и, во-вторых, поощрение инициатив сотрудников и создание условий, в которых их идеи будут реализованы. Таким образом, мы выбираем культуру инноваций.
Главный инструмент для этого – внутренние хакатоны и воркшопы. Мы регулярно проводим их, что не только стимулирует креативное мышление, генерацию новых идей, но и помогает вовлечь сотрудников в процесс реализации проектов.
Разработчики активно участвуют в архитектурном комитете и принимают решение о реализации совместно с архитектором.
Так мы укрепляем команду и повышаем мотивацию.
Итог
Ключевые вызовы, с которыми сталкиваются ИТ-компании, связаны с поддержкой стабильной работы существующих приложений, внедрением инноваций и грамотной работой с ресурсами. А успех обусловлен грамотным планированием, скоростью реагирования на внешние изменения, выстраиванием определенной культуры в работе команд и обеспечением мотивации сотрудников.