Отраслевые ИТ-решения BSL: масштабирование бизнеса при импортозамещении
Костин генеральный директор ООО "Бизнес Солюшинс Лаб" (BSL) и ООО "1С-БСЛ"
Отразился ли на бизнесе BSL уход зарубежных вендоров из России, планирует ли компания сотрудничать с различными ИЦК, а также об истории создания BSL в интервью ComNews рассказал генеральный директор ООО "Бизнес Солюшинс Лаб" (BSL) и ООО "1С-БСЛ" Сергей Костин.
- Расскажите об истории создания компании ООО "Бизнес Солюшинс Лаб" (BSL).
- BSL (Business Solutions Lab) как компания появилась в 2018 году, но топ-менеджмент работал вместе над ИТ-проектами и продуктами более 10 лет. В составе команды "АЛАСКАР Технологии" мы вместе с Иваном Спиридоновым, операционным директором BSL, разрабатывали программное обеспечение для обслуживания и ремонта авиасудов, а с 2016 года мы также вместе развивали логистическую платформу, позднее известную как сервис доставки и управления курьерами. BSL выросла из гибрида продукта и аутсорс-разработки в ИТ-компанию отраслевых решений. Мы оказываем комплексные ИТ-услуги для игроков рынка первого эшелона - это крупный ритейл, авиационные, промышленные, производственные компании. Мы имеем большой опыт в разработке и продвижении продуктов, которыми пользуется ежедневно множество людей. Например из недавно выпущенных на рынок продуктов - приложение Hoffix в партнерстве с Hoff Tech.
- С какой целью BSL в 2019 году создал в Минске (Беларусь) ООО "Бизнес Солюшинс Лаб Бел"?
- Мы создали компанию с целью расширить географию присутствия. Мы, как разработчик, входим в ПВТ — Парк высоких технологий — это структура наподобие "Сколково". Компания в Беларуси дает нам возможность более гибко работать с локальными сотрудниками. Мы нанимаем как молодых специалистов, так и более зрелых.
- С какой целью компания BSL создала в декабре 2022 года совместное предприятие с фирмой "1С" - ООО "1С-БСЛ"? Каковы планы "1С-БСЛ" на первый год работы?
- Это стратегическое партнерство, целью которого стало расширение присутствия логистического продукта не только на сегмент крупного бизнеса, но и на сегмент малого и среднего бизнеса. В первый год мы сфокусированы, преимущественно, на отраслях horeca и розничной торговли.
- Какая динамика развития рынка доставки в России?
- Тренд на российском логистическом рынке положительный. По данным российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) на май 2023 года, в целом по рынку внутригородская доставка в России составила 1,7 трлн руб. Тренд — рост рынка на четверть год к году, а прогноз - еще больший рост.
- Расскажите о том, как помогли холдингу S7 запустить сервис для бизнеса S7 Logistics.
- Мы помогли S7 Cargo трансформировать бизнес-модель и совершить переход из карго в логистическую компанию полного цикла с учетом "первой" и "последней мили" - S7 Logistics. Весной 2021 года S7 расширила логистический бизнес и начала работать с грузовладельцами напрямую. S7 Logistics поставила перед собой амбициозную цель — войти в тройку российских экспресс-перевозчиков, а мы ей в этом помогаем как технологический партнер. Летом 2021 года мы были привлечены к реализации части логистической платформы по организации и управлению процессами "первой" и "последней мили" для доставки грузов между городами. Мы предложили решение для организации наземной части доставки курьерами, которое стало большой частью MVP платформы S7 Logistics. Это позволяет нашему клиенту работать с ведущими игроками рынка. Они доставляют междугородние грузы за 24 часа.
- Привел ли уход более чем ста зарубежных ИТ-вендоров с российского рынка к увеличению портфеля заказов BSL в 2022-2023 годах?
- 2022 и 2023 годы были непростые для всего ИТ—рынка, потому что ИТ во многом является обслуживающей функцией бизнеса, и, как правило, все зависит от сегмента. Где-то они увеличили объемы, какие—то сократили. В целом, можно наблюдать, что на момент 2022 года цикл принятия решений был дольше. Сейчас цикл принятия решений сокращается, и в объеме сегменты увеличиваются. Если говорить про тренд изменения портфеля заказов именно в нашей компании, то он положительный.
- С середины 2022 г. в России действуют индустриальные центры компетенций (ИЦК) в более чем трех десятках отраслей. Многие ИЦК замкнули разработку ИТ-продуктов на дочерние компании и их участников. Ощутили ли вы уменьшение количества заказов на рынке? Принимает ли компания BSL участие в деятельности каких-либо ИЦК? Если да, то с какими проектами?
- В конкретных индустриальных центрах компетенций мы пока не принимаем участие. Опыта с ИЦК у нас нет, мы изучаем такую возможность на следующий год. При этом, BSL как ИТ-компания отраслевых решений фокусируется на определенных индустриях, таких, как логистика, ритейл и промышленность. Мы сотрудничаем с профильными ассоциациями РАЭК и РУССОФТ, а также с Союзом профессионалов цепей поставок (СПЦП) в рамках нашей логистической экспертизы.
- Последние 5-7 лет большинство крупных российских корпораций создали дочерние ИТ-компании, все они занимаются разработкой ПО. Ощущаете ли вы сокращение коммерческого рынка программной разработки и ИТ-сервисов? Если да, какие вы видите новые точки роста?
- Мы также сотрудничаем с этими дочерними компаниями и запускаем совместные продукты. В данном случае мы предоставляем экспертизу. Сокращения рынка мы не видим, потому что сотрудничаем с этими компаниями либо в рамках проектной и продуктовой деятельности, либо аутстаффинга.
- Имеют ли разработки компании BSL экспортный потенциал и планирует ли компания выйти на зарубежные рынки?
- BSL работает с рынками СНГ, например Казахстаном. На какие-то рынки СНГ мы вышли недавно. Мы видим потенциал на зарубежных рынках, но гипотезы нужно тестировать. Наш основной рынок - российский.
- Какую цель вы как генеральный директор компании ставите перед собой?
- В группе компаний я отвечаю за стратегию, развитие бизнеса и создание новых ИТ-продуктов. Моя цель глобально - это развитие отраслевых ИТ-решений и вывод экспертизы BSL в новые индустрии. Как генеральный директор и сооснователь BSL я ставлю перед собой основную задачу - создавать для российского рынка импортозамещающие ИТ-решения для различных отраслей.