Тренд ИТ-рынка – рост запросов на веб-платформы в B2B
Россихин директор RDN Group
Российский рынок ИТ продолжает претерпевать серьезные изменения. Уход иностранных игроков открыл перед отечественными разработчиками больше возможностей. Директор RDN Group Дмитрий Россихин разбирает, какие тренды есть на ИТ-рынке и какова роль цифровых сервисов в развитии промышленности.
Главными факторами стремительных изменений на российском рынке являются конкуренция, выход на новые рынки (дружественные страны), а в связи с этим – стремительное технологическое развитие компаний и цифровизация, как итог этого развития.
Очевидно, что российский рынок автоматизируется по-своему. Если западный бизнес часто ставил какую-то сложную систему, и "накручивал" на нее свои бизнес-процессы, то российский бизнес чаще адаптирует программные решения под свои бизнес-процессы. Это особенность отечественного ИТ-рынка.
Как помогают цифровые сервисы конкурировать промышленным компаниям на мировом рынке?
Принцип цифровых сервисов легче объяснить на примере. Допустим, есть какая-нибудь тяжелая внутренняя система учета. В ней формируются сертификаты на продукцию, которые в первую очередь нужны клиентам. Дорабатывать ее для предоставления этого доступа дорого и долго, или по каждому запросу информацию должен клиенту предоставлять менеджер.
Решение ситуации — сделать веб-сервис, который будет интегрирован с этой системой. Его преимущество будет в том, что он будет работать 24/7 в отличие от сотрудника, который занимался, например, сертификацией продукции, но мог делать это только в течение рабочего дня. Поэтому, если компания делает такой цифровой сервис, то клиенты смогут его использовать 24/7.
Дополнительная выгода цифровых сервисов — это так называемый цифровой след. Вот пример с В2В. Пользователь заходит в личный кабинет, что-то кликает, что-то ищет, вводит информацию, то есть оставляет какие-то цифровые следы. И затем система с помощью разных метрик и инструментов может проанализировать поведение клиента и, тем самым, понять, что хотят наши пользователи. На основе этого можно улучшить интерфейс, создать новые сервисы под потребности клиента.
Эволюция цифровой трансформации или почему до сих пор все компании не внедряют цифру
Революция 4:0, которая разворачивается в российской промышленности в данный момент, требует переосмысления принципов организации производства и повышения уровня проникновения технологий. Сегодня не обсуждается, нужна ли цифровизация в промышленности, она уже захватывает не только производство, но и управление, планирование.
Переход на цифру — главная статья в инвестировании современных промышленных предприятий, так как повышает эффективность, снижая влияние человеческого фактора, повышает безопасность и влияет на удовлетворение запросов клиентов. Вопрос только во времени и скорости внедрения. Мы регулярно отслеживаем количество тендеров от промышленных предприятий, и за последние три года отмечаем спрос на веб сервисы более чем в два раза.
Для того чтобы заниматься цифровой трансформацией первое, что нужно сделать — провести аудит систем, которые находятся "внизу". Невозможно без этого прийти к цифровой трансформации. Сначала "нижний слой" — слой автоматизации. Далее — слой оцифровки данных, затем уже создаются личные кабинеты потребителей.
Иначе получится как в жизненном анекдоте, когда при записи в поликлинику через веб-сайт, пациент занимает очередь у кабинета врача. Чтобы этого избежать, должен быть пройден нижний слой автоматизации, потом слой оцифровки, и тогда только можно говорить о цифровых сервисах.
Как и во всем другом, в цифровой трансформации существует эволюционный путь. Сначала была "компьютеризация" и "сетевые взаимодействия", потом появились интернет-порталы и так далее. Дальше идёт слой под названием "обозримость" — это слой ERP-системы автоматизации. Ведь нельзя клиенту дать в личном кабинете информацию о правильных складских остатках или взаиморасчётах, если нет порядка в бизнес-процессах или ERP-системе.