Владимир
Соловьев

генеральный директор "ЭлНетМед", цифровая платформа N3.Health
© ComNews
10.04.2023

Сегодня в медицинском бизнесе развивается новая парадигма: "Мы здесь всерьёз и надолго". Инвесторы в медицине уже не планируют быстрых возвратов инвестиций, они строят клиники с качественным сервисом, индивидуальным подходом к пациенту, нацеленным на долгий контакт.

Рынок коммерческой медицины в России представлен широким многообразием – от частных практик разных специализаций до крупных многопрофильных клиник. Жесткая конкуренция за пациента и его лояльность идет не только внутри сегмента, но и за его пределами – с медицинскими учреждениями государственной системы здравоохранения, где присутствуют бюджетное финансирование, четкие планы развития, а также некоторые региональные особенности. Если государственная медицина в регионе сильная, частному сектору развиваться сложнее.

С каждым годом на рынке частной медицины появляется всё больше игроков. И вне зависимости от размера бизнеса практически каждому собственнику, руководителю клиники приходится решать множество вопросов. Как общих, связанных с проблемами предпринимательства в целом, так и специфических узкопрофессиональных проблем. К примеру, как клинике защитить свою деловую репутацию, противостоять недобросовестной конкуренцией в отрасли, как корректно работать с персональными и медицинскими данными, как взаимодействовать с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения, как найти партнеров и выстроить сотрудничество с другими частными центрами и множество других.

Наш обширный профессиональный опыт, основанный на ежедневном контакте с представителями частной медицины, дает нам возможность систематизировать и обобщить тот спектр проблем, которые сегодня решают клиники. Как показывает практика, они неразрывно связаны с общей тенденцией цифровизации отрасли здравоохранения. Разберемся подробнее с этими вызовами.

Оптимизация бизнес-процессов. На определенном этапе развития каждая клиника сталкивается с потребностью структурировать, повысить эффективность ключевых процессов внутри организации, чтобы снизить операционные затраты на рутинные процессы, создать современную выверенную систему учета, с которой удобно работать как врачу, так и управленцу.

Решение данной проблемы достигается за счет интеграции цифровых технологий в ежедневную жизнь клиники. Первичным инструментом цифровизации является внедрение медицинской информационной системы (МИС), которая автоматизирует базовые процессы, а также открывает путь к взаимодействию с внешними информационными системами и цифровыми решениями. Как результат, работа медицинского персонала становится быстрее и проще, повышается качество оказываемой медицинской помощи и эффективность медицинской организации в целом.

Эффективное взаимодействие с партнерами. В непростых кризисных условиях, которые диктует современная действительность, для частных клиник партнерство становится важнее конкуренции. Поиск надежных партнеров и выстраивание с ними взаимовыгодного сотрудничества – секрет процветания многих медицинских бизнесов, предлагающих пациенту широкий спектр услуг и обеспечивающих максимальное удобство и комфорт.

К примеру, клиника, может направить пациента на необходимую ему дополнительную консультацию узкого специалиста в другой дружественный медицинский центр. Обеспечив оперативную запись, а также обмен консультативными заключениями в электронном виде, она имеет все шансы расположить к себе пациента и превратить его в постоянного клиента. Секрет подобной возможности – во внедрении современных цифровых решений и сервисов, способных обеспечивать в едином информационном пространстве взаимодействие клиник и врачей разных специализаций, клинических лабораторий, центров инструментальной диагностики.

Использование в работе прогрессивных технологий. В борьбе за сердце и кошелек клиентов клиники активно внедряют новые сервисы, повышающие удобство и скорость взаимодействия с пациентами. Информационные технологии и здесь приходят на помощь. Они давно используются в медицине - с их помощью пациенты получают онлайн-консультации и удаленно записываются на очный прием, врачи используют разные медицинские приборы для дистанционного мониторинга состояния здоровья наблюдаемых пациентов и т. д. Цифровизация позволяет клиникам существенно расширить перечень услуг и оказывать медицинскую помощь на качественно новом уровне.

К примеру, сегодня существуют цифровые сервисы для пациентов, дающие возможность практически мгновенно отоваривать выписанные на приеме у врача рецепты. Они автоматически приходят в приложение, позволяющее приобрести медикаменты по наиболее выгодной цене и с доставкой на дом. Бесспорно, такие решения выгодны как самому пациенту, так и клинике, которая повышает свой имидж, предлагая клиентам удобство и новый уровень сервиса.

Выполнение требований законодательства. К частной медицине предъявляется широкий спектр нормативных требований, обязательных к исполнению. С недавнего времени к нему прибавилось еще одно, напрямую связанное с вопросами цифровизации. С сентября 2021 года частная медицина должна в обязательном порядке взаимодействовать с системой ЕГИСЗ МЗ РФ и передавать в нее данные о случаях медицинского обслуживания пациентов. Эти условия являются лицензионными требованиями и обязательны для всех клиник без исключения, вне зависимости от специализации, формы собственности или штатной численности персонала. И если раньше многие медучреждения не вели должным образом медицинскую документацию, то теперь они обязаны это делать, чтобы не лишиться медицинской лицензии.

Как решить данную проблему? Элементарно - выбрать МИС, интегрированную с ЕГИСЗ, либо провести интеграцию с системой через уполномоченного оператора передачи данных. Решая очередную проблему, клиника авансом получает ряд весомых конкурентных преимуществ от взаимодействия с единой системой, о которых речь пойдет дальше.

Построение длительных взаимоотношений с клиентами. Если пациенты, придя в клинику, чувствуют, что врач на приеме не просто выполняет свои обязанности, а заботится об их здоровье и интересах, они будут возвращаться снова и снова. Как удерживать клиентов и строить длительные отношения с каждым из них? Как ни странно, но и на этот вопрос дает ответ цифровизация.

Она позволяет врачу открыть пациенту доступ к медицинским данным, визуализировать информацию о лечении в понятном электронном виде в личном кабинете на портале или в приложении Госуслуг. Пациент в свою очередь может предоставлять доступ к своим данным другим врачам, получая медицинскую помощь, основанную на объективном, собранном из достоверных источников анамнезе, с учетом важных моментов о состоянии здоровья и применяемой терапии. Врач, обладая полной информацией, сможет быстрее установить причину недомогания, назначить подходящее лечение, избавить от лишних анализов, финансовых и временных затрат, тем самым расположив к себе пациента. Такие возможности в своей работе клиника получает как раз за счет взаимодействия с единой информационной системой (ЕГИСЗ).

Оказание качественной медицинской помощи. Для медицинского бизнеса вопросы репутации на рынке имеют критически важное значение. Положительный имидж клиники и качественная медицинская помощь – понятия неотделимые друг от друга. И здесь цифровизация также играет не последнюю роль. Для подтверждения приведу пример с медицинскими центрами, занимающимися профосмотрами и медкомиссиями.

Не секрет, что в этой области есть два лагеря – честные клиники, которые проводят реальное обследование граждан по существующему прейскуранту, и их недобросовестные конкуренты, демпингующие рынок и выдающие "липовые" заключения по цене вдвое, а то и втрое ниже. Как может быть проведен медицинский осмотр , к примеру, за 300 рублей, когда средняя стоимость одного только общего анализа крови составляет 500 рублей? Ответ очевиден - фиктивные медосмотры недобросовестными медорганизациями.

Защитить бизнес и главное пациента от таких "горе-лекарей" позволяет цифровизация и взаимодействие с системой ЕГИСЗ, которая выступает своеобразным гарантом высокого уровня оказываемых клиникой услуг, маркером ее открытости и добросовестности, ведь документы, передаваемые в систему, нельзя подтасовать и подделать.

Увеличение среднего чека в клинике. Все хотят зарабатывать больше, это не секрет. Для этого пациент должен как можно дольше взаимодействовать с клиникой и ее врачами, постоянно возвращаться за дополнительными услугами. Цифровизация помогает решить и эту задачу, способствуя удержанию пациентов и продлению жизненного цикла клиентов.

Внедрение информационных технологий в бизнес-процессы клиники, использование современных цифровых сервисов позволяет обеспечить качественно новый уровень услуг для пациента. Это может быть личный кабинет с доступом к медицинской информации, получение широкого спектра помощи в одной клинике (при условии, что налажена оперативная партнерская работа), создание так называемого единого контура взаимодействия "пациент-клиника-врач" и единого информационного поля. Все это создает для клиента дополнительную ценность и позволяет клинике быстрее завоевывать его расположение и лояльность, действовать на опережение, формируя имидж пациентоориентированной организации, лидера в своем сегменте. В такую клинику хочется возвращаться снова и снова, приводить своих родных и рекомендовать знакомым!

В заключении отмечу, что перемены, диктуемые временем и рынком, не страшны. Они заставляют двигаться вперед, превращая в более сильного, преуспевающего игрока. Внедрение современных ИТ-решений способствует значительному развитию клиник и позволяет оперативно, и в полной мере отвечать на существующие вызовы.

Своевременная осведомленность о новых возможностях цифровизации, их оперативное внедрение в жизнь клиники поможет владельцам и руководителям выстраивать прогрессивные стратегии, которые обеспечат лидирующие позиции в отрасли, помогут преуспеть в борьбе за клиента, процветание бизнеса. А самое главное, будут способствовать оказанию высококачественной медицинской помощи с высоким уровнем сервиса для каждого пациента.