Николай
Шатунов

владелец продукта "Сфера.Знания"
© ComNews
06.02.2023

Бизнес и государство ставят перед командами разработки амбициозную задачу – вчера создать импортозамещающее ПО. При этом многие инструменты, которые необходимы самим разработчикам, попали в категорию "покинувших российский рынок". Какими решениями сегодня пользуются в лидирующих ИТ-компаниях, чтобы ускорить и облегчить работу аналитиков?

Российская компания Т1 задумалась о разработке ИТ-инструментария для собственных нужд вскоре после того, как бизнес переориентировался на вендорское направление. Необходимость организовать бесшовную работу сотен команд и высокий релизный темп привели к тому, что был собран необходимый набор инструментов, закрывающий потребности множества специалистов: аналитиков, разработчиков, архитекторов, тестировщиков, сотрудников линий поддержки, в общем, любых сотрудников, связанных с разработкой и поддержкой ПО. В создании конвейера очень пригодился опыт заказной разработки и большое число внедрений решений глобальных вендоров, которые осуществляли команды Т1.

В 2022 году из-за ухода иностранных игроков практически опустела ниша It4It-инструментов, поэтому разработчики Т1 предложили продукты, которыми пользовались сами, открытому рынку. В сентябре 2022 года были презентованы платформа "Сфера" и ее продукт "Знания", обеспечивающий бесшовную миграцию с Confluence. Об истории создания инструмента и его возможностях, рассказывает Николай Шатунов, владелец продукта "Сфера.Знания".

- Почему решили создать такой продукт как "Знания"?

- Одной из главных причин, сподвигнувших нас на разработку продукта, стало импортозамещение. В 2022 году стал остро ощущаться дефицит удобных инструментов: предложение сократилось, а функциональность оставшихся на рынке решений не всегда удовлетворяла бизнес. Мы в группе Т1 на личном опыте знали, что нужно всем командам, занятым разработкой и поддержкой ПО. Это позволило быстро создать альтернативу Confluence, которая легко вписалась в существующий ИТ-ландшафт и стала частью продуманной экосистемы в составе платформы.

Хотя у многих решений, например, Atlassian, почти 10-летняя фора, российские разработчики не просто догоняют, а задают тренды, так как остро чувствуют мейнстрим. Командам нужен универсальный единый инструмент, используемый на всем цикле создания продукта – от формализации идей до вывода решения из эксплуатации. Ранее у конкретной команды могло быть 2-3 инструмента, обеспечивающих доступ к знаниям. Архитектор может использовать один, разработчики и тестировщики привыкли работать с другим, а служба поддержка использовала третий. Сегодня все их полноценно заменяет один – "Сфера.Знания".

Это исключает возникновение препятствий на "стыках" производственного конвейера, от которых существенно страдает скорость и качество передачи информации, а в ряде случаев – предотвращает фатальный для нового продукта отскок назад.

Например, у одного из первых клиентов компании Т1 ежедневно более 20 тыс. корпоративных пользователей (а это свыше 1450 команд по 180 стримам) эффективно работают с информацией, благодаря использованию продукта Сфера.Знания. Подходящий инструмент существенно сокращает время вывода новых продуктов на рынок.

- На какие существующие продукты ориентировались при создании продукта "Знания"?

- Мы внимательно изучаем опыт всех создателей подобных решений. На российском рынке широко были представлены продукты иностранных и российских вендоров: Confluence, Notion, Readme, "Битрикс24", MediaWiki, Xwiki и др. Можно еще долго продолжать список так называемого wiki-подобного ПО. В корпоративном сегменте наиболее распространены были продукты американского вендора Atlassian, поэтому для многих компаний импортозамещение – это переход именно с их стека на отечественный продукт.

Но не только Confluence единым жив ИТ-рынок – на нем, встречаются даже самописные решения с минимальными функциями.

Кроме того, на ум приходит тот же Яндекс, предложивший решение в части "Знаний". Правда, ориентировано оно больше на сегмент маленьких ИТ-стартапов, чем на большие команды более зрелых разработчиков.

- Что сделали своим кредо для разработки этого инструмента?

- Нашей главной целью было создание единой среды для работы со знаниями. У любого члена команды появляется возможность получить консистентный опыт и обращаться в одном окне ко всем типам знаний. Важнейшим же критерием видим для себя удобство пользователя, которое выражается в первую очередь в скорости доступа к информации и легком применении инструментов для ее формализации.

Продукт создается в тесной связи с конечными пользователями. Добавление новых фичей происходит после сбора обратной связи у ранних адептов: если один и тот же запрос клиентов повторяется несколько раз, он становится приоритетом для разработчиков. К примеру, модификация каталога простым перетаскиванием (Drag&Drop) появлялась в запросах нескольких клиентов и вошла в список самых первых реализованных по обратной связи от рынка функций.

- Кто может быть пользователем нового инструмента?

- "Сфера.Знания" - замена Confluence, инструмент будет актуален для всех специалистов, занятых в создании и поддержке продукта, в том числе, для команд разработки, линий поддержки и внедрения.

Упрощенно сквозной процесс передачи информации по ролям можно представить как конвейер знаний. Первоначально менеджмент формализует глобальные идеи, после чего владельцы продуктов и лидеры команд собирают информацию, описывают гипотезы и результаты исследований. На следующем этапе к работе подключаются техлиды, отвечающие за формализацию всего технического блока, и архитекторы, от которых требуется предоставить различные схемы, иллюстрирующие будущее решения. Далее вступают аналитики, роль которых, в том числе, в описании детальных требований. Весь накопленный к тому моменту объем знаний становится доступен разработчикам, которые в процессе реализации уточняют требования за счет коллаборации. Тестировщики обращаются к базе знаний, чтобы сверится с описаниями решения. Для групп внедрения "Знания" – это источник для создания руководств, а для линии сопровождения продукта – своего рода сборник типовых решений и ответов на часто задаваемые вопросы.


То есть мы видим, как важно, чтобы единый удобный инструмент был у всех, кто работает над программным обеспечением. Но в первую очередь – у аналитиков.

- А почему именно у аналитиков?

- У аналитиков большая часть рабочих задач связаны с формализацией, структурированием знаний и коллаборацией с большим числом смежных ролей. Так что для этой роли создание единого информационного поля производственного процесса наиболее актуально.

- В чем преимущества продукта "Сфера.Знания"?

- "Знания" – единый для всех ролей инструмент, закрывающий все потребности работы со знаниями. Он входит в производственную платформу "Сфера", управляющую процессами разработки и поддержки программного обеспечения от А до Я. Преимущества "Знаний" определены, в том числе, и платформенным подходом: он обеспечивает бесшовное переключение между стадиями производства и процессами в едином инструменте и закрывает максимум задач с помощью сопредельных инструментов. Например, смежный продукт "Сфера.Документы" предназначен для работы с формализованными, жестко структурированными документами, строящимися как шаблоны, что необходимо в первую очередь для госкомпаний или бизнеса, работающего в рамках госзаказа.


Синергия продуктов "Сфера.Знания" и "Сфера.Задачи" позволяет запустить блок работы по изменениям и доработке продукта. Кроме того, за счет интеграции обеспечивается связь с продуктами, ориентированными на процессы поддержки, например, "Сфера.Инциденты" или "Сфера.Запросы" на обслуживание.

Продукт полностью соответствует требованиям российского законодательства, подтверждением чему служит регистрация в Реестре отечественного ПО.

За счет встроенного механизма переноса данных можно легко мигрировать с Confluence на "Сфера.Знания".

- Как познакомиться с новым продуктом?

- Для детального знакомства со "Сфера. Знания" и по вопросам организации демонстрации обращайтесь к коммерческому директору платформы производства "Сфера" Максиму Кутузову, mkutuzov@t1-consulting.ru