Юрий
Овчаренко

президент группы компаний IT_One
© ComNews
16.01.2023

Финансовые организации, как правило, находятся на передовой цифровизации. Они первыми реагируют на перспективные тренды, тестируют инновационные решения, которые потенциально могут обеспечить им конкурентные преимущества – скорейший вывод на рынок банковских продуктов, эффективную аналитику данных, улучшение клиентского сервиса. В нынешних условиях банкам приходится пересматривать стратегии развития ИТ, но при этом их общий уровень цифровой зрелости остается высоким. В чем это выражается?

До недавнего времени цифровое развитие российской финансовой отрасли происходило органично. Увеличивалось число банковских информационных систем и приложений, расширялся охват автоматизированных бизнес-процессов, успешно осваивались новые технологии. Цифровизация охватывала и крупнейшие банки, и организации SMB-сегмента, корпоративный и розничный блоки. Многие банки начали позиционировать себя как ИТ-компании и практиковали интересные коллаборации с интеграторами – например, создание совместного центра разработки.

Вызовы 2022 года

В 2022 году, как мы знаем, на российском ИТ-рынке произошли кардинальные перемены, вызванные уходом зарубежных вендоров и санкционным давлением. Финансовая отрасль фактически оказалась в эпицентре этих событий – по нескольким причинам. В первую очередь, ряд зарубежных санкций были направлены напрямую на банки: например, блокировка системы SWIFT и приостановка деятельности в России платежных систем Visa и Mastercard. Соответственно, это направление цифровизации сегодня утратило актуальность, равно как и развитие международного бизнеса в "недружественных" странах.

Кроме того, сами банковские системы представляют собой очень сложную структуру, состоящую из баз данных, клиентских приложений, аналитических модулей, различного промежуточного ПО (middleware) и других взаимосвязанных компонентов. Часть из них необходимо оперативно менять, другую часть компании могут еще какое-то время поддерживать, используя действующие лицензии или параллельный импорт. Поэтому проекты по импортозамещению в банке могут охватывать как определенную систему целиком, так и ее отдельные компоненты, наиболее подверженные рискам, способные повлиять на работоспособность всей системы или бизнес-процесса. Например, это может быть миграция с СУБД Oracle на PostgreSQL, с IBM MQ на Apache Kafka.

Справедливости ради, стоит отметить, что большинство банков для автоматизации своих процессов уже активно использовали либо решения на базе отечественного ПО, либо решения на базе собственной разработки. Решения западных вендоров в основном использовалось в системах корпоративного хранения и обработки данных, управления клиентами и маркетинговыми компаниями, управления персоналом, в системах управления риска и скоринга, в интеграционных шинах данных, системах класса BPM и RPA и т.п. Поэтому фокус внимания финансовых организаций сместился с внедрения и доработки, используемых проприетарных западных продуктов на их поддержку с последующим поиском и рассмотрением отечественных аналогов или самостоятельную разработку продуктов, способных полностью или частично заместить функциональность импортных решений. Это стало для банков первым серьезным вызовом.

Второй вызов логично вытекает из первого: повышение роли управления безопасности, рисками и риск-менеджмента. Помимо того, что банки нуждаются в импортозамещающих решениях вместо потерявших доверие западных систем, они должны выстроить максимально надежную защиту от утечек данных и постоянных хакерских атак. Риск-менеджмент становится фундаментом устойчивости бизнеса, а не только его конкурентным преимуществом. Банки пересматривают подходы к функционированию тех или иных ИТ-систем, по-новому оценивают их критичность, степень уязвимости.

Точки роста банковской отрасли в 2022-2023 годах

Сегодня банки пересматривают бюджеты и расставляют приоритеты на основе актуальной экономической ситуации, реализуя, в первую очередь, наиболее прибыльные потенциально проекты. Развиваются сервисы, направленные непосредственно на российский рынок. Пристальное внимание уделяется решению задач информационной безопасности.

Главными точками роста для развития цифровизации в банках остаются прежние перспективные направления: облака (SaaS, PaaS), аналитика данных, машинное обучение, DevOps. Но реализованы они теперь будут по-другому, с акцентом на отечественные продукты и сервисы. Так, для банков, как и в целом по ИТ-рынку, актуален тренд на миграцию с западных облачных платформ на российские. Повышается востребованность в отечественных программно-аппаратных комплексах (ПАК), в которых вычислительный модуль оптимизирован под работу конкретного ПО.

Среди относительно новых направлений цифровизации стоит отметить технологию NFC, дающую клиентам банка новый пользовательский опыт.

Наконец, еще одной точкой роста для финансовых организаций становится расширение их сотрудничества с ИТ-интеграторами: например, в области создания совместных центров компетенций и центров поддержки зарубежного программного обеспечения. Это позволяет заказчикам реализовать наиболее оптимальную, поэтапную стратегию импортозамещения.

В целом, проекты российских компаний по переходу на импортонезависимые программные и аппаратные решения будут проводиться в течение всего 2023 года.