Марсель
Гумеров

сооснователь AppScience
© ComNews
26.12.2022

Веб-каталоги, маркетплейсы и другие атрибуты e-commerce набирают популярность даже в довольно консервативных отраслях вроде торговли химреактивами. Тем не менее, пока в СНГ в этой сфере практически нет конкуренции — хотя, по оценке AppScience, местный рынок химических и сопутствующих товаров превышает $1 млрд и стабильно растет. Какую роль тут играют ИТ-сервисы, разбирается Марсель Гумеров, сооснователь сервиса экспресс-доставки химических реактивов AppScience.

Путаница, устаревание, нестабильность

Самостоятельный выбор и закупка химикатов для нужд бизнеса — достаточно сложный процесс, особенно для человека, несведущего в химии или биологии. Онлайн-сервисы заметно упрощают задачу, решая основные проблемы индустрии:

  • Рынок поставщиков сырья фрагментирован. Существуют тысячи производителей и дилеров — каждый со своим набором реактивов, с разными масштабами выпуска. Маркетплейсы же аккумулируют предложение: к примеру, американские корпорации Sigma-Aldrich и Thermo Fisher Scientific предлагают под своими брендами химпродукцию небольших лабораторий, а VWR и Zageno — библиотеку поставщиков и товаров.
  • Видов химической продукции множество. Так, Американское химическое общество подсчитало, что в мире около 200 млн веществ — более-менее активно покупают и продают, по разным оценкам, от 400 тыс. до 2 млн. Тут ценность e-commerce-платформ — в облегчении поиска нужных товаров, их категоризации, а порой и подборе аналогов.
  • Каталоги химикатов быстро устаревают, поскольку вещества постоянно совершенствуются, а цены меняются. Самостоятельно заниматься обновлением списка можно, но это требует больших ресурсов.
  • Вещества нужно не просто заказать, но и доставить, не нарушая условия хранения ядовитого или хрупкого груза, отслеживая все его перемещения и прогнозируя сроки — что особенно важно в условиях нестабильной логистики 2022 года.

Гибкость, скорость, инициативность

Чтобы действительно закрывать все эти вопросы и оказывать качественный сервис, операторы должны помнить о следующем:

  • Операционка важнее ИТ: в случае маркетплейсов химсырья технологии лишь поддерживают основные процессы вроде закупки и логистики. Например, в AppScience мы постоянно отрабатываем все процессы в миниатюре и вручную: отправляем небольшие посылки, ищем более удобные маршруты. Как только нашли оптимальный вариант, автоматизируем, добавляем в сервис — и продолжаем искать новые.
  • ИТ-платформа должна быть гибкой, а разработка и интеграции — быстрыми: торговля коммерческой химией требует надежных маршрутов, а они постоянно меняются.
  • Для операторов на рынке химических реагентов сложнее найти не клиентов, а поставщиков — поэтому важно уделять особенное внимание процессу онбординга партнеров в систему, максимально его автоматизировать и упрощать.
  • B2B-клиенты менее избалованы сервисом, чем B2C — и зачастую просто не могут сформулировать запрос. Поэтому, хотя фидбэк аудитории и важен, маркетплейсам нужно не ограничиваться им — какая-то из новаторских идей наверняка найдет отклик у клиентов.
  • Пока что удобный интерфейс — больше приятный бонус, чем обязательный критерий для B2B. Намного важнее функционал: если через приложение клиент сможет отслеживать путь своего заказа, он его оценит, даже если визуал и верстка оставляют желать лучшего.

Суперсервис и суперпрозрачность

В вопросах химреактивов у отечественного рынка есть свои особенности. В отрасль постепенно проникает культура маркетплейсов, но быстрому развитию мешают нехватка квалифицированных кадров и инвестиций, неизбирательное законодательство, санкции и контрсанкции.

К тому же, как и любая другая страна, Россия не может полностью удовлетворить спрос бизнеса на химию своими силами. К примеру, импортозамещением компонентов для пестицидов занялись только этой осенью а пока их на 100% закупают из-за рубежа.

Значит, рынку необходим товарообмен с другими странами, а еще компании-"‎оркестры", которые помогут не только выбрать товар, но и растаможить, доставить, отследить. Другими словами, недостаточно уберизировать процесс, то есть заменить посредников ИТ-платформой и работать только в онлайне — покупателям коммерческой химии нужен полный цикл.

Осознавая спрос, e-commerce-сервисы в сфере химпрома постепенно обрастают дополнительными услугами, от проверки репутации поставщиков до страхования груза. В перспективе их возможности расширятся:

  • Появятся рекомендательные системы на основе больших данных — для мгновенного подбора идеальных аналогов химических реактивов.
  • Системы станут максимально прозрачными, распространится интернет вещей и прогнозирование. Реактивы стоят дорого, и клиенты хотят в деталях знать, в какой температуре и влажности хранится товар, на каком самолете или корабле едет груз, в какой день и час он прибудет и так далее.
  • Потребители привыкают к качественному сервису — и на него растет спрос даже в B2B. Поэтому платформы будут стремиться к большей автоматизации и юзабилити на всех этапах, от выбора товара, до сбора отзыва после доставки.