Переходя на российское: как не затормозить процессы проектирования с новым ПО
Иваненко начальник отдела продаж и продвижения САПР компании ЭТМ
Весной компания Autodesk объявила об уходе с российского рынка систем автоматизированного проектирования, на котором до недавнего времени занимала до 80 %. И это значит, что до конца текущего года проектные подразделения и организации должны решить, как работать дальше.
Вариантов у российских пользователей по сути два:
- Перейти на отечественные программные решения
При этом важно по максимуму сохранить в доступ к имеющимся наработкам, которые могут содержать результаты сотен и даже тысяч человекочасов, обеспечить корректность при открытии отдельных файлов в новом ПО. Затраты, стресс для проектировщиков, дополнительная организационная нагрузка — без этого не обойтись, но это можно минимизировать.
- "Объявить пиратские лицензии трофейными", как пишут на форумах проектировщиков
Однако, в отличие от параллельного импорта, никакой правовой основы для такого пиратства нет, поэтому при возникновении проблем с проектом это может стать отягчающим обстоятельством и подставить проектную организацию под удар. Плюс отсутствие техподдержки, обновлений, расхождение с нормативной документацией РФ. Вариант может показаться более комфортным и менее затратным сейчас — но с большими отложенными рисками в будущем.
Теперь давайте подробнее обсудим реализацию первого варианта — с переходом на отечественное ПО.
Взгляд дистрибьютора
Компания ЭТМ занимается поставками инженерных систем для задач строительства и эксплуатации. Проектные институты — одна из наших ключевых аудиторий, среди наших партнеров более 800 проектных организаций, и сегодня все они решают один и тот же вопрос перехода на российское инженерное и BIM ПО.
С 2022 года, помимо оборудования и материалов, мы предлагаем и программные продукты. Проектирование и BIM — сегмент, в котором постоянно появляются новые игроки и новые решения. По какому принципу мы в ЭТМ выбирали вендоров ПО? Не хочется делать своих клиентов бета-тестировщиками, поэтому прежде всего мы обращали внимание на размер базы пользователей в корпоративном сегменте. Выбирали проверенные тиражные решения, которые с высокой вероятностью будут поддерживаться и развиваться в будущем, где исправлены основные недочеты и учтены популярные пожелания. Коротко перечислю, что мы рекомендуем своим клиентам.
Привычной средой после AutoCAD являются продукты на платформе nanoCAD, они похожи по логике и интерфейсу, совместимы по формату файлов, не требуют длительного обучения.
Renga — молодой продукт с другим принципом: сначала 3D, потом 2D. У Renga привлекательная ценовая политика — лицензии вечные, продлевать не придется. Мы рекомендуем это ПО тем, кому важно быстро создавать архитектурные эскизы, показывать варианты.
В рамках отдельных разделов проектирования и задач технологии информационного моделирования (ТИМ) советую также обратить внимание на модули и приложения nanoCAD и на продукт CAD Электро— легко догадаться, что он специализируется на проектировании энергохозяйства на объекте: позволяет проектировать шкафы автоматики и НКУ, с выпуском соответствующей документации по стандарту ЕСКД.
У ЭТМ есть статус фокус-партнера от компании "Нанософт-разработка", который дается поставщикам, имеющим сильные компетенции в отдельных BIM направлениях, в частности инженерии. Наше проектно-расчетное управление также, как и другие проектные организации, прошло через миграцию из Autodesk в nanoCAD, также использует Renga и CAD Электро. Мы на своем опыте видим, как можно сочетать разные системы в работе.
С чего начать?
Получив опыт перехода на отечественное ПО и как пользователь, и как поставщик-интегратор, мы можем дать несколько рекомендаций коллегам по проектной отрасли.
- Не оставляйте на потом
Даже если сегодня все работает — на миграцию нужно время, иначе в процессах по проектированию возникнут сбои и плановая работа не будет выполнена. Если срок лицензий должен закончиться в декабре — самое время принимать решение: как и на какой софт переходить.
- Взвешивайте трудности и выгоды
Конечно, в переходе будут свои проблемные моменты, порой весьма болезненные. Не все элементы проекта вы сможете корректно перенести. При открытии файлов DWG и IFC, выполненных в продуктах Autodesk, вы можете заметить, что часть элементов преображаются в прокси-объекты, которые придется отрисовывать заново. Также есть проблемы в открытием файлов из старых версий.
Но есть и хорошие новости.
Сильной стороной российского ПО является соответствие нормативной базе РФ. Отечественные вендоры все чаще предусматривают фоновую валидацию проектов. Это значит, например, что если проектировщик взял какое-то узлы из старого чертежа, а СНиП за это время изменились, то система сама предупредит, что необходимо внести изменения. Такой проект проще согласовать в надзорных органах, не придется заниматься внесением изменений.
Еще один плюс — шаблоны автоматически создаваемых документов преднастроены в соответствии с ГОСТ. В итоге, если наладить работу, можно получить хорошую экономию трудозатрат и снизить количество оформительских ошибок.
- Как найти выход из зоопарка
Далеко не всегда проектная организация сможет закрыть свои потребности с помощью решений одного вендора. Какое-то время придется существовать в состоянии "зоопарка", состоящего из модулей и приложений разных производителей. Поэтому перед российской САПР и BIM разработкой остро стоит вопрос обеспечения взаимной совместимости. В оптимистичном варианте его удастся решить за ближайшие 1,5 — 2 года. Пока же придется иногда делать двойную работу.
Уже видно стремление российских разработчиков распределить зоны ответственности и перейти от конкуренции к партнерству. Это вселяет определенную надежду.
Что делают вендоры, а что — пользователи?
После 2014 года процесс перехода на российское ПО был запущен: компании с государственным участием, объекты критической инфраструктуры переводились на него в первую очередь. И все же только весной 2022 года отечественные разработчики по-настоящему почувствовали, что долю рынка можно существенно увеличить.
Сегодня идет высокоскоростной передел рынка, и вендоры максимально активно помогают пользователям сделать свой выбор. Видеоуроки, акции, конференции, обещания быстро развивать продукты под нужды российского рынка, готовая дорожная карта процесса перехода с одного программного решения на другое, инструкции по миграции, кейсы. Все это выглядит очень достойно, но надо понимать, что часть работы все-таки придется провести на стороне предприятия-пользователя. Или, по крайней мере, при его участии.
- Оцените реальную потребность в ПО
Миграцию на российский софт нужно начинать не с выбора вендора, а с опроса сотрудников: какое ПО они используют, как часто, для каких задач. В итоге кому-то нужен будет полноценный аналог с дополнительными модулями, а кому-то простенький viewer, DWG-просмотрщик. Кому-то — базовое решение, а кому-то — специализированный модуль для отдельного раздела проектирования.
Нужно не просто менять ушедший софт на аналог, а идти от задач, который решает сотрудник, причем не от разовых экзотических, а от типовых.
Как уже было сказано, не факт, что все эти задачи удастся покрыть продуктами одного вендора, но пока, возможно, стоит идти на компромисс, жертвуя широким набором возможностей в пользу единой рабочей среды.
- Найдите союзников
Переход на другой инструмент — это стресс для любой команды. Со стороны пользователей идет закономерное психологическое сопротивление. Падает скорость работы, возникают конфликты. Как этому противостоять? Важно заручиться поддержкой неформальных лидеров и наиболее продвинутых специалистов. Тогда и остальным будет за кем тянуться.
Хорошо, если полномочия таких лидеров компетенций будут закреплены в рамках рабочей группы и вы сможете частично разгрузить их от рутинных задач, чтобы проект перехода приобрел для них определенный вес.
Следующий этап — развертывание систем на всех специалистов: перенос настроек, учет доменной политики, привязка к Active Directory или другому инструменту применения групповых политик. Затем — перенос утилит и приложений, тестирование существующего архива: файлы открываются в новом ПО и отсматриваются на предмет потерь и артефактов.
Файл AutoCAD, открытый в платформе nanoCAD
Файл AutoCAD, открытый в платформе nanoCAD
Параллельно все задействованные сотрудники должны пройти обучение: хотя бы дистанционное, а лучше очное.
- Подумайте о базе знаний
На всех этапах перехода пользователей страхует техподдержка разработчика или поставщика. И тут важно тоже по-хозяйски обойтись с получаемой информацией.
Можно пустить все на самотек, позволяя каждому пользователю самостоятельно разбираться со своими проблемами, общаясь напрямую с вендором. А можно сформировать центр компетенции, пусть даже из одного продвинутого проектировщика или конструктора. Он будет аккумулировать запросы и заносить полученные рекомендации в базу знаний. В результате новые сотрудники смогут обращаться к успешно работающим решениям и не наступать снова и снова на одни и те же грабли.
Вы сэкономите на онбординге, и новичку будет проще выйти на "промышленную мощность".
BIM: по доброй воле или по принуждению
Следующий вопрос, который встает после пересмотра используемого пакета САПР, — внедрение ТИМ (BIM). Объекты с госучастием уже в обязательном порядке должны проектироваться как единая информационная модель. Застройщики пока получили небольшую отсрочку, но ясно, что вектор тут один и тот же, ТИМ придет и на рынок массового жилищного строительства, и в девелоперские коммерческие проекты.
Последние годы, возможно, государство слишком увлеклось регуляторными инструментами. Самое время дополнить их преференциями, которые сделают переход к ТИМ интересным с коммерческой точки зрения. Об этом говорят и представители Национального объединения организаций в сфере технологий информационного моделирования (НОТИМ).
Но дело не только в льготах или субсидиях. Нужно менять базовое отношение к BIM. Многие привыкли думать о нем в терминах некой далеко отложенной выгоды: вот, когда здание будет построено, его будет проще эксплуатировать, модернизировать, утилизировать. Но информационная модель необходима уже на первых стадиях жизненного цикла объекта капитального строительства: в ходе инвестиционного проектирования, разработки проектной документации и далее — вплоть до ввода в эксплуатацию. ТИМ позволяет точнее бюджетировать и избегать коллизий между системами, спроектированными в рамках разных разделов.
Объединив все чертежи в BIM-приложении, вы, проще говоря, сразу увидите, где вентканалы будут пересекаться электропроводкой, а где канализационная труба не влезет при заданной толщине перекрытий. Такие открытия лучше делать раньше.
Профилактика перепроектирования: замещаем импорт заранее
Хорошая иллюстрация эффективности ТИМ на этапе проектирования — опыт интеграции модуля nanoCAD Electro с нашим онлайн-сервисом iPRO. iPRO — это торговая площадка, которая содержит информацию о технических параметрах, ценах, наличии и сроках поставки по 1,9 млн наименований электротехники и инженерных систем. Информация обновляется каждые 24 часа. Шанс внести в проект то, что снято с производства или больше не поставляется — исключен.
Сегодня в условиях ухода западных брендов это особенно важно — ведь все чаще причиной перепроектирования является дефицит импортного оборудования, которое до 2022 года кочевало из проекта в проект. Зная конкретную номенклатуру, проще планировать объемы и сроки поставки, обеспечивать ритмичную работу на стройплощадке.
Также сервис iPRO позволяет выгружать в САПР базу компонентов, создавать и мгновенно пересчитывать в цены текущего дня спецификации и сметы. Теперь можно закладывать в проекты не абстрактные шинопроводы и автоматические выключатели, а конкретные, доступные на рынке артикулы.
В общем, раз уж грядут перемены, есть смысл рассмотреть возможность совместить переход на российское ПО с внедрением ТИМ. И дальше уже работать по-новому, получая сразу все выгоды от непростых, но нужных перемен.