Артем
Чепрак

генеральный директор АО "Информтехника и Связь"
© ComNews
03.10.2022

На данный момент в реестре отечественного ПО зарегистрировано почти 13 тысяч цифровых продуктов. Среди них множество качественных разработок, способных напрямую конкурировать с программным обеспечением зарубежных поставщиков, - решения для информационной безопасности, для электронного документооборота, для управления бизнес-процессами и финансовыми системами, UC-системы. Что необходимо учитывать для организации перехода на отечественный продукт с минимальными потерями рассказывает Артем Чепрак, генеральный директор АО "Информтехника и Связь".

Как действовать при переходе?

Изначально собственник или руководитель бизнеса должен сам определить, какую именно задачу должен решить переход на отечественный софт или "железо". Редко кто производит импортозамещение ради процесса или из-за патриотизма. Например, весьма распространенная ситуация: компания иcпользует западный SaaS сервис, размещенный в одном из заграничных облаков. Тут первоочередная задача - срочно "эвакуировать" базы данных. Если это ПО критически важно для бизнеса, то ограниченный временной фактор заставляет ускоренно искать замену среди российских разработок. Данная ситуация – непростая, так как, попадая в нее, легко совершить ошибку и сделать выбор не в пользу ПО, которое оптимально подходит для решения бизнес-задач компании, а в пользу решения, которое доступно здесь и сейчас: подрядчик обещает быстрое внедрение или стоимость очень привлекательна. В итоге, сделав выбор в условиях стресса и дефицита времени, бизнес может попасть в ситуацию, в которой через полгода-год ему придется переходить на другое российское решение.

Компании, которые и ранее по тем или иным причинам интересовались отечественным ПО, находятся сейчас в самой выигрышной ситуации, так как у них есть понимание возможных вариантов развития событий. Перед ними стоят не общие, а более узкоспециализированные практические вопросы, решение которых просто надо ускорить.

Посередине между двумя этими примерами находятся представители российского бизнеса, которые не собирались использовать отечественное ПО, но ощутили риски того, что импортные продукты перестают быть доступными. Например, есть ПО западного вендора, срок лицензии истекает через несколько месяцев, возможности ее продлить нет или она под вопросом. Эта ситуация дает прекрасную возможность не просто успеть в срок заменить ПО, а новым взглядом посмотреть на действующее западное решение: не пришел ли момент для пересмотра текущих бизнес-процессов и их модернизации?

Только после решения этого вопроса нужно переходить к выбору имеющихся на рынке предложений.

Какие при этом могут возникнуть трудности?

Большинство крупных компаний несколько лет назад внедряли те или иные западные решения. И можно предположить, что на тот момент это был лучший выбор. Но за несколько лет и сам бизнес, и ситуация в мире изменились, и теперь нет гарантии, что ранее купленное ПО по-прежнему остается лучшим или даже актуальным. Иногда это незаметно, но даже если приобретенное ПО (которое тоже развивалось, но не факт, что в ту же сторону, что и сама компания) уже не соответствует потребностям бизнеса, его все равно продолжают использовать, потому что все привыкли, менять трудно и долго и, по мнению многих компаний, дорого. Уход западных вендоров с российского рынка стал катализатором процессов импортозамещения.

Важно понимать, что с вероятностью 99,9% компания не найдет среди отечественных аналогов ПО с точно такой же функциональностью как у привычного западного. И в этой ситуации иногда необходим аудит бизнес-процессов. Не нужно искать ПО для компании, которой вы были несколько лет назад или являетесь сейчас, – ищите цифровые продукты для бизнеса, которым вы хотите стать завтра. И когда вы найдете решение, которое наиболее отвечает вашему видению, – переходите к действиям.

Как минимизировать риски?

Неполное совпадение функционала - реальность, от которой не уйти. Но отечественные производители гораздо проще дорабатывают свои решения под потребности заказчика, чем западные вендоры. Поэтому данная ситуация не критична. Гибкость отечественных разработчиков и лояльность к заказчикам – главные преимущества перехода.

Также следует обратить внимание на вопрос обучения сотрудников. Какое бы удобное и практичное решение на нашлось бы на замену, оно все равно будет принято "в штыки" значительной частью персонала. Сотрудники, особенно старшего поколения, трудно привыкают к интерфейсу, и освоение новых программ им дается сложнее, чем молодым специалистам, уже родившимся с гаджетами в руках. Изменить это невозможно, но можно смягчить. Если ваше ПО сложнее корпоративного мессенджера, тщательно продумайте процесс обучения работе в новом приложении. Вероятно, потребуется и дополнительная система мотивации для сотрудников, которые быстрее всех примут перемены.

Что необходимо учесть при выборе подрядчика?

Уже понятно, что переход на новое ПО – это не вопрос, который решается "здесь и сейчас". Конечно, идеальный подрядчик должен иметь опыт разработки софта в соответствующей сфере, и чем его больше, тем лучше. Также функционал нового решения должен быть весьма близок к тому, что используется на текущий момент. Но это не все. Очень важно, чтобы вектор развития нового ПО совпадал с представлениями компании о том, как будут меняться ее потребности в будущем. Если компания на момент подбора нового ПО об этом не задумывалась, то сейчас самое время. Нужно попросить разработчика показать "дорожную карту" развития его решения (roadmap). У компаний, которые серьезно подходят к своим продуктам, срок планирования составляет не менее трех лет. Это дает потенциальным заказчикам возможность оценить компетентность подрядчика. И если вдруг остались сомнения – оценить и обозначить объем доработок, которые нужно будет сделать разработчику. Это позволит рассчитать общую эффективность замены, в том числе, и в экономическом плане.

Прогнозы

Потребители уже привыкли к высокотехнологичным продуктам, так как эти продукты оказывают высокое влияние на эффективность компаний. Проиллюстрируем ситуацию на примере унифицированных коммуникаций. Как показывает практика, специалисты компаний экономят до четырех часов в неделю в результате внедрения UC-систем, благодаря отсутствию перебоев в коммуникациях, которые усложняют и затягивают операционную работу. Это по-прежнему остается стимулом для роста сегмента UC-решений в 2022 году. С учетом ухода с рынка иностранных брендов российский рынок UC-решений ожидает рост до 50%. Рынок IP АТС уже сейчас прибавляет примерно 15–20% в год, а объемы единых контактных сервисов, чат-ботов в среднем ежегодно увеличиваются на 60%. Аналогичные темпы, скорее всего, сохранятся в ближайшие годы.

Уход таких вендоров, как Cisco и Avaya – это очень значимое событие на российском рынке, особенно, в сегменте унифицированных коммуникаций. Доверие к ним подорвано. Это негативно отражается и на репутации других иностранных компаний, которые открыто не сказали о своем уходе, а заняли выжидательную позицию. На них все равно уже рискованно полагаться. Значимость унифицированных коммуникаций для бизнеса не только растет, но и является критической, потому что эффективность взаимодействия команды напрямую влияет на эффективность бизнеса. Выбор очевиден – необходимо обратить внимание на российские разработки, с учетом тех рекомендаций, которые были даны выше.