Путь к цифровой свободе
Иванченко
руководитель направления АО "Гознак"
Министерство цифрового развития подготовило и представило методический документ "Сценарии использования инфраструктуры Цифрового профиля", который определяет сценарии запроса согласия граждан для доступа к их данным. Рассмотрим, какие преимущества дает подобный подход, с какими рисками он связан, и как их преодолеть.
Сегодня для официальной идентификации личности и для обеспечения гражданам доступа к государственным услугам и сервисам в нашей стране используется паспорт гражданина РФ, бумажный документ без каких-либо электронных носителей информации. Но цифровая эпоха требует цифровых документов. Это может быть национальная ID-карта, пластиковый или бумажный документ с фотографией и электронным чипом, содержащим биометрическую и другую информацию, позволяющую идентифицировать личность человека. Возможно и вовсе обойтись без физического документа и реализовать цифровой профиль гражданина, существующий исключительно в виде защищенного программного кода.
Наиболее реалистичным вариантом, все же, будет сочетание физического документа с электронным носителем и цифровым профилем гражданина. При этом обе формы документа равны по значимости. Физическим документом мы можем пользоваться в реальном мире, а также применять для работы с цифровыми сервисами (государственными, банковскими, страховыми, образовательными и т.д.).
Виртуальный цифровой профиль может использоваться исключительно в цифровой среде. Что это будет за документ? Каким образом в него будет заноситься и актуализироваться информация? Как будет защищена "цифровая личность" его владельца? Эти и другие вопросы сейчас находятся в активной проработке регулирующих органов и экспертного ИТ-сообщества.
Цифровой профиль — суть документа
В феврале 2021 года Минцифры РФ подготовило и выпустило документ "Сценарии использования инфраструктуры Цифрового профиля", который является неотъемлемой частью государственной программы "Информационное общество", реализуемой с 2011 года. Согласно документу, цифровой профиль включает в себя все записи о гражданине, содержащиеся в государственных информационных системах, а сама идентификация базируется на ЕСИА. Идея авторов документа в том, что сведения ЕСИА могут с согласия гражданина предоставляться третьим лицам (банкам, страховым компаниям и т.д.).
С одной стороны, Цифровой профиль, безусловно, удобен для гражданина, это современный и прогрессивный подход. С другой стороны, его внедрение несет определенные риски. Как их избежать? Цифровой профиль — проект государственный, поэтому безопасность данных должна стать наивысшим приоритетом. Мы вводим множество паролей в различных информационных системах. Эти пароли необходимо запоминать или где-то записывать, что создает определенные неудобства. Если использовать один пароль для множества сервисов, то при его краже потери могут быть очень серьезными.
Сегодня в финансовой отрасли уже внедряются биометрические технологии идентификации клиента. Уже сейчас стало понятно, что людям непросто доверять свои биометрические данные коммерческим и государственным банкам, пусть даже очень крупным. Поэтому государство старается всеми способами повысить темпы заполнения ЕБС (единой биометрической системы). Речь прежде всего идет о том, чтобы стимулировать граждан сдавать биометрию в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг (МФЦ) и через специальное мобильное приложение. Кроме того, проводятся необходимые мероприятия по переводу единой биометрической системы (ЕБС), созданной для организации дистанционного получения финансовых услуг, в статус государственной информационной системы. И если этой информацией будет оперировать государство, вопрос доверия выходит на новый уровень.
Региональная специфика
Не менее важный момент — скорость взаимодействия различных информационных систем, которые будут использовать Цифровой профиль. Весь процесс должен занимать считанные секунды, даже доли секунды, как это происходит при оплате банковской картой. При этом нужно понимать, что скорость и качество Интернет-соединения могут значительно отличаться. К тому же в разных регионах нашей необъятной страны ситуация с Интернет-инфраструктурой, наличием каналов и скоростью передачи данных, мягко говоря, неоднозначная.
Все эти вопросы необходимо проработать регуляторам и экспертному сообществу.
Сценарии развития
В целом российское общество должно привыкнуть к тому, что цифровой профиль со временем будет использоваться все шире и активнее. До сих пор немало организаций и даже коммерческих компаний прекрасно чувствуют себя в офлайне, работая по своим сценариям. Согласитесь, что снятие копии паспорта, запись паспортных данных от руки в тетрадочку, которая затем неизвестно как будет храниться, и где потом окажется — это риск намного больший, чем получение данных из цифрового профиля и даже считывание смарт-карты с ID гражданина. Все это еще предстоит понять и осознать многим. Будут, конечно, и те, кто опасается любого прогресса, любых технологических нововведений, несмотря на все их плюсы, удобство и безопасность. Но такие люди были во все времена и эпохи. Главное предоставить всем свободу выбора.
Итак, сегодня каждая организация, учреждение и компания выбирают свой сценарий цифрового развития. С введением Цифрового профиля не только будут выработаны единые подходы к работе с персональной информацией, уйдет в прошлое проблема дублирования данных в различных ИС, но и, несомненно, откроется целый ряд новых возможностей. В основном это произойдет благодаря тому, что организации смогут быстрее и эффективнее взаимодействовать друг с другом в цифровой среде, а на основе этого взаимодействия можно будет строить новые услуги и сервисы. Цифровой профиль должен быть добровольным, в этом ключевая идея данного проекта. И если он будет удобным, надежным и безопасным, российское общество его примет положительно.