CDN из облака: как компании ускоряют работу онлайн-сервисов
Шогенов
архитектор облачной платформы Mail.ru Cloud Solutions
Рынок CDN-сервисов является одним из стабильно растущих сегментов ИТ. В 2020 году в России его объем составил 1,36 млрд рублей против 1,07 млрд годом ранее, а к 2024 году, по ожиданиям аналитиков iKS-Consulting, он достигнет почти 3,5 млрд рублей. Среднегодовые темпы роста прогнозируются на уровне в 26,4%. Причина таких оптимистичных прогнозов — постоянно возрастающее потребление контента. К CDN будет обращаться все больше заказчиков, для которых этот сервис становится средством расширения доступа пользователей к контенту без дополнительных инвестиций в развитие инфраструктуры. Кроме этого, CDN позволяет оптимизировать доставку контента при использовании объектного хранилища S3.
Заказчики и поставщики
Потребление медиа-контента активно растет последние 10 лет. Толчком к этому послужило распространение смартфонов, которые упростили доступ ко всем онлайн-сервисам. Во время локдауна произошел взрывной рост потребления контента, особенно с мобильных консолей. Пандемия значительно увеличила спрос на CDN как телеком-сервис. В "Мегафоне" его рост с начала коронакризиса оценивали в сентябре прошлого года в 3,5 раза.
Компании из сферы ритейла меняют бизнес-модели в сторону онлайн-торговли и тоже вынуждены доставлять своим потребителям большие объемы такого "тяжелого" контента, как описание товара, его фотографии и видео. От скорости работы веб-ресурсов и приложений напрямую зависит и конверсия в покупку. При этом надежность доставки контента имеет важнейшее значение не только для систем электронной коммерции, но и для классических розничных продавцов, для бизнеса которых онлайн-каналы становятся более значимыми.
Часто используют CDN компании, занимающиеся онлайн-обучением. Они оперируют большим количеством видеоконтента. Еще одна категория пользователей — игровые площадки. Им эта технология необходима для доставки обновлений или кэша.
А вот предлагает услуги CDN на российском облачном рынке ограниченное число провайдеров. Такая фрагментарность легко объяснима: для создания сети доставки контента оператор должен обладать собственной разветвленной инфраструктурой.
Высокие требования к инфраструктуре и необходимость существенных инвестиций оказывают заметное влияние на структуру рынка: его игроками являются либо операторы связи, либо компании, для которых доставка контента является основной специализацией. При этом участники рынка либо представляют интересы иностранных поставщиков такого рода услуг, либо имеют с ними партнерские отношения.
Сервис CDN предлагают и облачные провайдеры. К примеру, Mail.ru Cloud Solutions выбрала в качестве партнера "Мегафон", который охватывает 34 города мира. Магистральная сеть оператора развернута от Калининграда до Владивостока, она состоит из 16 узлов и 450 кэширующих серверов CDN со свободной емкостью до 1,5 Тбит/сек.
Выбор CDN-сервиса: провайдер или… другой провайдер?
Ограниченное предложение CDN как сервиса во многом объясняется его технологическими особенностями. Заказчики могут выбирать: воспользоваться услугами своего облачного провайдера или использовать его мощности для размещения сервиса, предоставляемого мировым провайдером. Это возможно потому, что CDN не требует развертывания специальной системы. Чтобы воспользоваться сетью доставки контента, достаточно заменить на сайте ссылки на хранилище теми, которые генерирует сервис, а ему, в свою очередь, указать адрес хранилища, в котором находится контент. Не требует подключение к CDN и наличия специальных компетенций у ИТ-службы заказчика: для настройки сервиса вполне достаточно функциональности, которую предоставляет провайдер в личном кабинете клиента.
Некоторые компании постепенно приходят к необходимости использования CDN. Причиной такого осознания бывают проблемы с доставкой контента: низкая скорость или сбои. В таких случаях заказчику достаточно просто воспользоваться предложением провайдера. Иногда клиенты уже имеют прямые договоры со сторонними поставщиками услуги CDN. В таком случае компании не обязательно отказываться от их услуг. Этот сервис для нас — дополнительная ценность, которую мы даем клиенту.
Когда актуальна услуга CDN?
Спрос на услуги CDN определяется объемом и типом контента, который заказчику необходимо доставить до своих потребителей. Компании в любом случае приходится организовывать сеть доставки контента, когда речь идет о статической информации, к которой часто обращаются пользователи. В противном случае и интернет-ресурсы, и мобильные приложения будут заметно терять в производительности.
CDN актуальна и в тех случаях, когда предполагается большое число обращений к контенту из одной географической точки.
Компании из сферы электронной торговли часто транслируют контент непосредственно из объектного хранилища S3. Его достоинства — практически неограниченная емкость вплоть до петабайт данных (при этом оплата взимается в соответствии с реально используемым объемом хранилища, а не его вместимостью). Кроме этого, оно дает возможность организовать доступ к материалам через ссылку и автоматизировать некоторые операции, например, обработку фотографий в едином стиле.
Технология S3 способна обеспечить быструю передачу надежное хранение контента и обработку множества запросов к нему от пользователей. Но при достижении определенной нагрузки (для каждого кейса — свои лимиты) использование только объектного хранилища может быть слишком дорогим, возможности масштабирования при сохранении той же производительности становятся ограниченными. Необходимо пересмотреть структуру данных в приложении, а само приложение переписать. Более простым и экономически оправданным решением станет подключение к S3 сервиса CDN. В этом случае трансляция будет организована не только из самого хранилища, но и из географически распределенных узлов, где кэшируется контент. При этом в узлах CDN используются высокоскоростные хранилища на базе SSD. Они становятся дополнительным фактором обеспечения скорости работы сети: запрошенный контент сохраняется на CDN-сервере, и все повторные запросы пользователей направляются на него.
Использовать CDN для небольших и средних нагрузок нецелесообразно — это может быть слишком дорого. Для таких кейсов лучше использовать хранилище S3. В любом случае, необходимо просчитать стоимость услуг и риски, связанные с возможным падением скорости трансляции контента. Критерием выбора могут быть число пользователей, которым предстоит доставить контент, объем загрузок, их частота, периодичность обновления контента.
CDN — услуга, актуальная для тех компаний, которым важно доставлять большое количество контента пользователям, находящимся в разных регионах. Пока ее использует порядка 10% всех заказчиков MCS. Однако, динамика спроса показывает, что она становится все более востребованной, особенно территориально-распределенными компаниями федерального уровня. Поступательный рост рынка будет связан не только с ростом бизнеса существующих заказчиков, но и появлением новых, региональных, которые сталкиваются с задачей охвата растущей аудитории.
Технология CDN развиваются: появляются возможности по доставке не только статического, но и динамического контента. Для реализации такой функциональности провайдеры начинают плотнее работать с поставщиками облачных ресурсов. Будущее CDN — за такой моделью взаимодействия технологических партнеров.