Сергей
Мигалин

заместитель генерального директора – директор по экономике и финансам концерна "Росэнергоатом"
© ComNews
23.11.2020

Заместитель генерального директора – директор по экономике и финансам Концерна "Росэнергоатом" Сергей Мигалин рассказал о том, как АО "Концерн Росэнергоатом" смог быстро и эффективно организовать работу на удаленке во время самоизоляции, о том, как отразилась пандемия на ИТ-рынке и рынке ЦОД, и, конечно, о новых облачных продуктах Концерна.

- Как пандемия COVID-19 повлияла на рынок облачных услуг?

- Нынешний кризис стал триггером для целого ряда трансформационных экономических и социальных потрясений. Меры, предпринятые для борьбы с распространением вируса, и в первую очередь изоляция населения и останов ряда промышленных предприятий, существенно осложнили ситуацию в мировой экономике, затронув многие сферы бизнеса. Происходящее продемонстрировало огромную важность облачных услуг как для персонального, так и для делового общения, а рост спроса на облачные продукты и повышение объема потребления интернет трафика можно было "увидеть" невооруженным глазом.

Например, с февраля по апрель стриминговый гигант Netflix привлек 15,77 миллиона платных подписчиков — показатель, значительно превышающий прогнозируемые 7 миллионов. Аудитория российских интернет-магазинов за время самоизоляции увеличилась на 15-17 млн клиентов и достигла 60-65 млн человек. Инструменты для организации удаленных рабочих мест, такие как Zoom, WebEx и Microsoft Teams, Skype стали ключевыми инструментами взаимодействия для большинства компаний.

Но, безусловно, пандемия COVID-19 повлияла не только на интернет в целом и платформы для удаленного общения в частности. Внедрение мер для сдерживания вируса отразилось на многих аспектах нашей личной и деловой жизни. То, что кризис COVID-19 изменил мир, очевидно всем. Но никто пока не знает, насколько сильно изменятся бизнес и общество в целом в долгосрочной перспективе, насколько аспекты удаленной и территориально распределенной работы персонала и электронных офисных коммуникаций сохранятся после COVID.

Одно понятно точно, ТОП-менеджеры крупнейших компаний и корпораций не просто начали задумываться о будущем потенциале Облака и виртуализации корпоративной среды для повышения операционной эффективности офисных процессов, но и вынужденно реально начали применять и даже полюбили новые технологии распределенного доступа к корпоративным системам и коммуникациям, оценили их удобство и эффективность для своих бизнес-процессов и уже не готовы возвращаться к прежней модели работы офиса.

- Соответственно, трансформируется и рынок ЦОД. Какие изменения вы могли бы отметить уже сейчас?

- Начну с того, что потребности корпоративных клиентов и простых домашних пользователей в ИТ-сервисах, медиаконтенте, связи и цифровых развлечениях напрямую влияют на центры обработки данных.

Спрос на ресурсы ЦОД, как и ожидалось, остался экспоненциальным. Правда, в первые месяцы пандемии наблюдались задержки в расширении объемов, предоставляемых дата-центрами услуг во всем мире, а также задержки строительства ЦОД и оснащения их серверным оборудованием, в том числе и в России. Связано это с нарушением цепочек поставок в части производства элементов инженерной и вычислительной инфраструктуры ЦОД, так как часть заводов, в том числе в Китае, были либо закрыты, либо переведены на работу с неполной загрузкой. Кроме того, ряд потребителей услуг ЦОД столкнулись с организационными сложностями в организации закупок услуг, в связи с переходом на удаленную работу.

При этом из-за увеличения нагрузки обострились проблемы в тех сервисах, которые размещены вне полноценных ЦОД, не способных обеспечить высокую надежность работы вычислительного и сетевого оборудования, так как первые месяцы пандемии стали полноценным стресс-тестом для всех провайдеров услуг ЦОД и связи. Это привело к смещению акцента заказчиков в сторону размещения сервисов в ЦОД и использования высоконадежных, резервируемых решений. Лично я могу с гордостью сказать, что наши клиенты не ощутили ограничений при увеличении нагрузки, а все наши проекты мы не останавливали ни на день. Так, например, мы проработали и согласовали концепт проекты строительства новых дата-центров в Москве, Санкт-Петербурге и Иннополисе. Эти площадки позволят нам удовлетворить растущий спрос на размещение оборудования в современных высоконадежных дата-центрах. Наша контейнерная площадка ЦОД Калининский-2 продолжала физически заполняться коммерческими клиентами даже во время пандемии.

- Скажите, а какие из негативных последствий пандемии особенно отразились на работе ЦОДов? И есть ли, несмотря ни на что, какие-то плюсы?

- Негативно повлияли на эффективность многих ИT-компаний в том числе новые меры по охране труда и технике безопасности, введенные в связи с эпидемиологической ситуацией. Так, некоторые эксперты констатировали спад уровня производительности операторов и строителей ЦОД, а также сотрудников заводов — изготовителей высокотехнологичного оборудования для дата-центров. Причиной стало увеличение из-за действовавшего противоэпидемиологического режима количества человеко-часов, которые необходимы для решения той или иной задачи.

Пандемия и связанные с ней карантинные меры также обострили проблему с кадрами, уже существовавшую ранее. В частности, специалисты, обладающие ценными навыками, не имели возможности передвигаться между регионами для проведения ремонтных и сервисных работ, многие специалисты предпочли удаленную работу из более экологически и вирусно безопасных удаленных регионов, куда уехали с семьей и детьми.

Еще один фактор — обязательное соблюдение социального дистанцирования. Мера необходимая, но неблагоприятно отразившаяся на предоставлении многих инженерных услуг, поскольку они требуют участия нескольких человек. Впрочем, это сподвигло компании заняться поиском инновационных решений, чтобы получить конкурентное преимущество в стоимости услуг и времени их выполнения. Одной из таких инноваций стал ввод в эксплуатацию объектов с использованием систем удаленного присутствия. Кроме того, все чаще для удаленного контроля за реализацией проектов стали использоваться беспилотные летательные аппараты, обеспечивающие фотограмметрию, либо иные цифровые ассистенты поддержки удаленного контроля и мониторинга.

Наши ЦОДы, в том числе "Калининский", не стали исключением в плане поиска инноваций. Клиенты, размещающие оборудование в наших ЦОДах, еще до пандемии активно пользовались услугой удаленных "умных рабочих рук", а сейчас мы реализуем проект по внедрению сервиса "цифровой помощник в ЦОД", который позволит еще больше упростить контроль и повысить уровень виртуального присутствия инженера-заказчика в нашем ЦОД без необходимости присутствовать там физически. В этом смысле ЦОД ничем не отличается от любой другой деятельности, с которой мы все с вами эффективно справлялись все это время работая в удаленном режиме.

- Есть ли прогнозы относительно будущего ИТ-отрасли?

- Всё говорит о сохраняющемся росте спроса на облачные услуги, услуги ЦОД, связи. Это подтверждают аналитики различных консалтинговых компаний, а также наблюдения моих партнеров и коллег. Главный тренд — это увеличение спроса на подобные услуги за счет удаленной работы сотрудников из дома, удалённого обучения, телемедицины, электронного образования и так далее.

Кризис наглядно показал, что у большинства организаций нет технологического стека и детально отработанных организационных решений для обеспечения надежности и непрерывности бизнеса в чрезвычайных обстоятельствах, поэтому теперь ИТ-подразделения будут играть все более важную роль, а их развитию будет уделяться повышенное внимание.

Растет количество как коммерческих, так и некоммерческих организаций, которым нужна помощь поставщиков ИТ-услуг и системных интеграторов. Им потребуются приобретение и настройка оборудования и софта, обеспечение отказоустойчивости и ИТ-безопасности, гибкость в работе, подготовка систем аварийного восстановления. Одновременно все больший запрос получает трансформация ИТ-систем государственных органов и государственных корпораций, в первую очередь на волне импортозамещения, однако одновременно с импортозамещением это сопровождается процессами виртуализации и переходом на сервисную ИТ-модель, что также увеличивает спрос на высоконадежные защищенные ЦОД и интеграционные команды, которые могут сопровождать такую миграцию компаний и ведомств на новую корпоративную среду.

- У Концерна есть актуальные предложения для таких заказчиков?

- Несомненно. Ведь как раз на этом этапе услуги наших экспертов и опыт специалистов Концерна "Росэнергоатом" будут как нельзя кстати. Мы активно расширяем ИТ-услуги, предлагая на рынке как облачную инфраструктуру в аренду, так и комплексные решения под ключ. Например, предоставляем как сервис инфраструктуру, позволяющую нашим заказчикам получить серверы, хранилища данных, ПО, сети в сжатые сроки и нужного объема. При этом при увеличении нагрузки можем оперативно наращивать ресурсы, а при снижении — сокращать. Таким образом, клиент платит только за те ресурсы, которые он потребляет, — без дополнительных затрат на покупку оборудования, его транспортировку, настройку, обслуживание и модернизацию. В основе данного решения находится система виртуализации и здесь мы можем предложить нашим заказчикам несколько решений, например, традиционные решения на VMWare или импортонезависимое решение на базе OpenStack, которые мы уже апробировали на собственном опыте. Дополнительно мы предлагаем централизованные облачные сервисы по защите информации, удовлетворяющие требованиям регуляторов по соответствующим ФЗ (152, 187 и др).

С учетом важности рационального отношения к расходованию бюджета компании в это непростое время, облачная инфраструктура становится лучшим решением вопроса наращивания мощности и повышения надежности при одновременном сокращении затрат.

- Кстати, нам известно, что Концерн в кратчайшие сроки решил вопрос организации удаленных рабочих мест. Расскажите, как удалось это сделать, какие ресурсы были задействованы и готовы ли вы предложить данное решение на рынке?

- Большинство компаний в период самоизоляции перешли на удаленный формат работы. Однако, помимо плюсов удаленки в виде экономии времени на поездки персонала в офисы и большей гибкости, стали очевидны и неспособность большинства компаний решить все сопутствующие проблемы и сложности. Главные проблемы — это отсутствие экспертизы для реализации подобных ИТ-решений, необходимость обеспечения информационной безопасности, наличие мощностей под удаленные рабочие места и создание эффективной службы практически круглосуточной поддержки удаленных пользователей.

Организация удаленных рабочих мест Концерном для своих сотрудников как раз яркий пример глубокой ИТ-экспертизы нашей команды. Мы смогли реализовать удаленные рабочие места не только быстро и эффективно, но и с соблюдением всех требований информационной безопасности по стандартам атомной отрасли и смогли быстро и массово обеспечить удаленную работу с дивизиональными и корпоративными системами. Данное решение конечно входит и в наш коммерческий продуктовый портфель.

Если говорить обычным, не техническим языком, задача решается за счет создания виртуальных рабочих мест (ВАРМ) на пуле серверных мощностей ЦОД "Калининский" с предоставлением пользователю защищенного удаленного доступа к этому ВАРМ из любой удобной для пользователя локации. Для подключения к ВАРМ на абонентском устройстве, например на ноутбуке или смартфоне, необходимо иметь только программу-клиент с необходимыми настройками подключения к ВАРМ. Сейчас такие ВАРМ мы можем предоставлять уже и на отечественных операционных системах в импортонезависимом исполнении полнофункционального рабочего места.

- Да, но многие уверены, что ВАРМ дорогое в использовании решение...

- Мы задолго до пандемии начали развитие ИТ-инфраструктуры, направленной на переход к работе через ВАРМ. При этом наши расчеты, сделанные несколько лет назад, подтверждаются практикой – мы получили снижение ТСО ИТ-инфраструктуры, повысили уровень информационной безопасности, оптимизировали клиентский сервис и повысили лояльность работников компании за счет возможности удаленной работы и дополнительных удобств централизованного администрирования и поддержки рабочих мест.

Конечно, технология ВАРМ оказывается более эффективна для крупных компаний с несколькими сотнями и тысячами физических компьютеров. Однако мы работаем и со средними предприятиями, для которых ВАРМ является вполне доступным вариантом.

Мы уже завершили опытную эксплуатацию импортонезависимого решения, которое позволит внедрить данный продукт в госкомпаниях, ФОИВах, РОИВах, а также небольших компаниях за счет более оптимальной стоимости лицензирования ПО и отсутствия санкционных рисков при использовании зарубежного ПО ряда стран.

- А если рассматривать перспективы для ИТ после пандемии в мировом масштабе?..

- Пандемия COVID-19 подтвердила важность цифровых технологий, позволивших многим предприятиям продолжать работу в адекватном операционном режиме и сделавших жизнь обычных людей во время изоляции более комфортной.

Построение необходимой инфраструктуры для поддержки цифрового мира будет иметь первостепенное значение для любой страны, которая намерена оставаться конкурентоспособной на рынке после того, как COVID-19 отступит, придерживаться глобального подхода к управлению технологиями и курса развития бизнеса, ориентированного на человека. Во время пандемии в ИТ-отрасли открылось множество возможностей. Лучшие результаты показывают облачные решения, развлекательные и коммуникационные сервисы, высокоскоростные сети передачи данных, в том числе сети 5G, агрегированные торговые интернет площадки, платформы для дистанционного обучения, умные удаленные помощники, системы мониторинга за действиями и состоянием здоровья персонала с использованием систем машинного видения и нейронных сетей.

Отдельно стоит отметить, что изоляция людей в местах проживания дала мощный толчок развитию телемедицины, благодаря которой врачи могли удаленно диагностировать людей, а в некоторых случаях пациенты даже проходили курсы лечения без необходимости посещать больницы. Кстати, за последние несколько месяцев было создано множество соответствующих приложений, которые реально способны помочь огромному числу пациентов, нуждающихся в медицинском наблюдении.

Я уверен, что несмотря на проблемы в экономике, мировую и российскую ИТ-отрасль ждет уверенный рост, так как ИТ все глубже проникает в нашу жизнь и для современного человека это ключевой инструмент удаленного взаимодействия с окружающим миром, позволяющий решать множество вопросов оставаясь в безопасности и комфортной среде. Поэтому будущее ИТ мне видится, скорее, вполне позитивным.

- Даже несмотря на сегодняшнюю неопределенность на рынке?

- Да, даже несмотря на сложившуюся сложную ситуацию на рынке. По крайней мере, если возможности, которые предоставились компаниям и структурам, работающим в ИТ-отрасли, будут подкрепляться инвестициями в навыки и раскрытие потенциала и таланта сотрудников и членов проектных команд, в развитие экосистем глубоких партнерств и коллабораций между ИТ-компаниями, провайдерами, интеграторами и бизнес-заказчиками.

В сложившихся обстоятельствах неопределенность нужно не только принять, но и сделать частью своей стратегии на ближайшие годы, поскольку гибкость и способность быстро адаптироваться будут также важны, как и умение придерживаться плана.