ИТ на стройплощадке, или зачем застройщикам собирать данные
Зорин,
основатель
сервиса
"Бригадир" участник акселератора проектов в сфере недвижимости от Glorax Infotech (входит в Glorax Group)
В мире данных все без исключения учатся управлять своими цифровыми активами: и если банки и ритейл уже превратились в дата-компании, то строительство пока находится в начале этого пути. Строить и продавать миллионы квадратных метров бетона, опираясь на аналоговые процессы, становится все сложнее. Как меняется отрасль сегодня и что будет дальше, рассказывает Кирилл Зорин, основатель сервиса "Бригадир", участник акселератора проектов в сфере недвижимости от Glorax Infotech (входит в Glorax Group).
Строительство генерирует большой объем полезных данных, которые можно использовать для более эффективного управления проектами: аналитические инструменты на базе накопленных сведений помогают предотвращать потенциальные проблемы заранее. То есть не только держаться в рамках срока и бюджетов, но и предвосхищать потенциальные потери, а они исчисляются огромными цифрами.
Проблема на миллиарды
Неэффективность процессов при строительстве приобретает национальный масштаб. По мнению самих игроков рынка, такая неэффективность, помноженная на недостаток квалифицированных кадров в отрасли, становится тормозом для индустрии, на которую в первом квартале 2020 года пришлось 3,2% ВВП страны. По данным аналитиков "Бригадир", рассчитанных на основе показателей Росстата, издержки на неоптимальных активностях составляют 35 млрд руб. в год. В России 44 тыс. средних и крупных строительных компаний и 235 тыс. микро-компаний, в которых занято в общей сложности 5,7 млн человек: расчеты сделаны исходя из средней зарплаты 40 тыс. руб. для официально трудоустроенных работников и зарплаты 78 тыс. руб для прорабов. Если учесть серый рынок труда, то объем потерь нужно умножить минимум на два.
Также мы провели опрос, который показал, что только 4% из строительных проектов попадают в плановый бюджет и сроки. На крупных стройках превышение бюджета может достигать 600%, причем 37% теряют на издержках, а 45% могут достигать потери от хищений. Каждый строитель тратит впустую в среднем 35% рабочего времени, или 14 часов в неделю.
В среднем в год одна небольшая компания с тремя-пятью бригадами, специализирующаяся, например, на субподрядах (черновые и общестроительные работы, отделка) теряет на своей неэффективности около 5 млн рублей. Могу подтвердить эту цифру и на собственном опыте предыдущего бизнеса, который был как раз примерно такого формата. И именно он подтолкнул меня к новому проекту, связанному с первичной цифровизацией процессов на стройке и сбору данных.
До 2019 года ведущие девелоперы инвестировали в IT чаще на стадии проектирования, то теперь явно растет интерес к технологиям, помогающим усовершенствовать именно строительные процессы. Сейчас ресурсы и возможности для более эффективного и прозрачного управления строительными проектами есть только у крупнейших компаний, но как только в отрасли "польются данные", на их базе можно будет сделать множество решений, в том числе продвинутую аналитику.
Революция в сознании
Данные не существуют сами по себе, они собираются либо автоматически с различных устройств и сенсоров, как в промышленном интернете вещей, либо вводятся в базу данных руками, и в данном случае это должны быть рабочие руки. По сути, речь идет о революции данных в строительстве: предстоит научить тысячи людей составлять отчеты о проделанной работе, фиксировать и документировать процесс, то есть изменить сознание, в первую очередь полевого персонала, прорабов и бригадиров.
По данным нашего опроса, только каждый второй из них (62%) фиксирует информацию об объекте хотя бы раз в пару дней, а среди тех, кто этого не делает, каждый пятый (по 20%) назвал проблемой неудобство ведения записей и тот факт, что про это просто забывают.
В лучшем случае, чтобы связать стройплощадку и офис, используется Excel, мессенджер WhatsApp, в котором ведутся отдельные чаты по каждому объекту, иногда 1С или сервисы для управления проектами с более широкой функциональностью типа Project, но это скорее экзотика. Облачных решений, как предлагает "Бригадир", на российском рынке пока единицы, например, "Сметтер". Если же такой связи нет, то коммуникации между строителями и руководством тоже нет, значит, менеджмент работает с пустотой, вообще не отслеживая процесс выполнения работ.
По сути, речь идет о постепенном изменении культуры строительства, и это мощнее, чем технологическая революция, поскольку нужна политическая воля руководства компаний и настоящий сдвиг сознания. Кроме того, необходимо вкладываться в обучение сотрудников и разрабатывать систему мотивации для них.
Смартфон на стройке
Сами же решения для сбора данных пока достаточно просты, с ними может работать любой сотрудник, как например с нашим сервисом, который доступен с мобильных устройств. Как правило, работники в поле работают с приложением через смартфон, куда вводят данные о проделанной работе и добавляют фотофиксацию. Проникновение мобильных устройств сейчас таково, что с приложением может справиться абсолютно любой пользователь, этот навык не сложнее общения в социальных сетях. С другой стороны, есть веб-интерфейс системы, он предназначен для руководящих сотрудников, и в него стекается и визуализируется вся полученная информация.
Сервис "Бригадир", у которого уже 300 активных пользователей, решает проблему дисконнекта между площадками и офисами строительных компаний, предоставляя инструменты для онлайн-контроля на строительной площадке, учета объемов работ и присутствия, рабочего времени, а также он позволяет вести фотоотчеты.
В результате сокращается время менеджеров на ведение табелей, а также время прорабов на учет рабочих и отчеты по ходу работ. Срезы данных дают возможность вычислить неэффективных сотрудников и подрядчиков. За счет прозрачности процессов скрыть проблемы сложнее, количество дефектов также снижается, как и время простоев.
Оцифровка процессов также влияет и на дисциплину строителей и позволяет систематизировать их работу. А в итоге за счет систематизации сделать их работу более качественной и сократить количество ошибок.
Наша цель - дать компаниям возможность увидеть, что происходит в цифрах, после этого посчитать и понять издержки на срыве сроков, простоях, низкой продуктивности и эффективности. Параллельно с этим, используя методики проектного управления, мы помогаем принимать решения по улучшению ситуации. Уже в ближайшие два-три года строительный рынок накопит достаточный объем информации, который позволит просчитать реальный экономический эффект от использования IT-решений на стройплощадках.
Решение с опережением
По оценке Василия Суворова, эксперта по технологическому развитию акселератора от Glorax Infotech, будущее таких сервисов лежит в области предсказательной аналитики. Это будет следующим этапом эволюции IT на стройплощадках. Когда будет накоплен достаточный массив данных, системы смогут анализировать их, быстрее обнаруживать проблемы и даже предсказывать потенциальные узкие месте. Строительные компании смогут понять, на каком этапе и какие ошибки они допускают, а главное - как их избежать, и именно здесь пойдет работа с эффективностью на рост прибыли.
Существуют две перспективные модели использования предсказательной аналитики на стройплощадках. Первая - управление ресурсами: прогнозная аналитика поможет спланировать точное количество материалов для работы, где перерасход дорогих элементов может обрушить весь бюджет проекта. Вот почему так важно вести учет заказов на поставку по каждому проекту - чтобы создать базу данных на будущее. Аналитика также помогает с цепочками поставок, определяя, где разместить материалы в любой момент времени, это снижает стоимость транспортировки материалов.
Кроме того, аналитические инструменты помогут в управлении финансами: например, прогнозы могут использоваться при составлении годовых бюджетов, в том числе с учетом сезонности, так чтобы даже зимой, на спаде активности, денег хватало. Также могут использоваться решения для факторинга дебиторской задолженности для оплаты труда сотрудников и начала новых проектов до того, как деньги окажутся на счетах.