АО "ГЛОНАСС" создаст государственную систему помощи для маломерных судов
Применение государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС" расширится уже в 2021 году – она будет использоваться не только на автомобильном, но и на водном транспорте. Создаваемая система мониторинга маломерных судов позволит как предотвращать ущерб жизни и здоровью граждан при чрезвычайных происшествиях, так и снижать количество правонарушений на воде.
Основной проблемой при возникновении экстренных ситуаций с маломерными плавсредствами является сложность определения точного местоположения судна. В настоящее время порядка 80% происшествий происходит из-за переворачивания лодок и падения людей за борт. В отличие от больших кораблей, маломерные суда часто не обеспечены специализированными средствами передачи сигнала SOS и определения координат места ЧП. Вследствие этого экстренные службы тратят значительные материальные и кадровые ресурсы на поиск потерпевших бедствие катеров, яхт и лодок. По статистике, более 50% происшествий на внутренних акваториях страны в 2019 году произошло на участках, входящих в перечень внутренних водных путей, но расположенных за пределами судового хода. Множество ЧП с маломерными судами, к сожалению, заканчивается трагически.
При использовании системы, создаваемой на базе ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС", в момент нажатия на судне кнопки SOS координаты места происшествия будут оперативно передаваться в службы экстренного реагирования. Применение системы позволит снизить тяжесть последствий чрезвычайных ситуаций на воде, существенно уменьшив время реагирования на инциденты. Сократятся сроки поисково-спасательных операций, а во время их проведения будет обеспечена координация действий различных ведомств. Всё это повысит уровень безопасности передвижения на водном транспорте. Ожидаемый экономический эффект от проекта будет обусловлен сокращением затрат экстренных оперативных служб на поиск потерпевших бедствие маломерных судов.
Помимо вызова экстренных служб при чрезвычайных ситуациях, система даст владельцам плавсредств возможность подключить дополнительный функционал мониторинга и контролировать местоположение судов, соблюдение ими геозон и маршрутов, вести обмен информацией с плавсредствами, отображать в web-интерфейсе картографическую информацию и координаты судов, оповещать о метеообстановке, о приближении судов к определенным геозонам и т. д. На основе этих данных можно будет формировать отчеты о движении водного транспорта за требуемые периоды времени.
"Расширение применения ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" на водный транспорт – это закономерное развитие положительного опыта ее работы на автомобильном рынке. Сегодня система является универсальной цифровой платформой для автоматизации и трансформации процессов в самых разных отраслях. Конечно же, каждая отрасль имеет свои особенности и требует адаптации как технологий, так и нормативной базы. Над этим АО "ГЛОНАСС" активно работает сегодня, реализуя пилотные проекты", – отметил Илья Аксельрод, заместитель генерального директора по развитию бизнеса АО "ГЛОНАСС".
Недавно завершился один из таких пилотных проектов, проводившийся АО "ГЛОНАСС" совместно с ФГБУ "Канал им. Москвы". В рамках "пилота" в реальных условиях отрабатывались сценарии обработки и передачи экстренного вызова с судна при чрезвычайном происшествии в службы экстренного реагирования через инфраструктуру ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС".
Учитывая, что обеспечение безопасности судоходства является одной из приоритетных задач ФГБУ "Канал имени Москвы", использование системы мониторинга маломерных судов позволит повысить показатели безопасности на внутренних водных путях.
Результаты пилотного проекта ФГБУ "Канал им. Москвы" и АО "ГЛОНАСС" были признаны успешными на прошедшем совещании с участием представителей Росморречфлота, ФГБУ "Канал имени Москвы" и разработчиков навигационного оборудования. В рамках встречи эксперты АО "ГЛОНАСС" продемонстрировали работу системы мониторинга маломерных судов в режиме онлайн. Была одобрена концепция повышения безопасности для маломерных плавсредств, базирующаяся на создании специальной системы экстренного реагирования.
Участники совещания договорились о создании рабочей группы, которая проработает технические и юридические аспекты проекта, а также сформирует дорожную карту по созданию и развитию системы экстренного реагирования и мониторинга судов. В рабочую группу, помимо экспертов АО "ГЛОНАСС", войдут представители Минтранса России, Росморречфлота, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, МЧС России, ФГБУ "Канал имени Москвы", а также разработчиков навигационного оборудования.
Ожидается, что дорожная карта по созданию и развитию системы мониторинга судов будет создана до конца текущего года, техническое задание на данную систему будет подготовлено к апрелю, а к июню 2021 г. завершится разработка проектов нормативно-правовых и нормативно-технических актов.