Антон
Гусев

руководитель маркетплейса "ПЭК.Молл"
© ComNews
12.10.2020

В период пандемии и ограниченного перемещения между странами объемы заказов на зарубежных онлайн-площадках сократились. Глубину падения аналитики оценили в 20%. Однако уже в июле и августе, когда ограничения постепенно начали сниматься, рынок трансграничной электронной коммерции стал восстанавливаться. Какие драйверы роста и барьеры для развития выделяют эксперты? И почему основные надежды возлагают именно на маркетплейсы?

Китайские поставщики не сбавляют оборотов

В августе рынок трансграничной онлайн-торговли начал постепенно восстанавливаться. По оценкам World ACD, в июле объем глобальных авиаперевозок увеличился на 8,2% по сравнению с июнем. А согласно прогнозам GroupM и Kantar, по итогам 2020 года глобальный рынок интернет-торговли вырастет на рекордные 22%. Такая динамика объясняется массовым переходом из офлайн к онлайн во время пандемии и развитием сервисов доставки. По оценкам DataInsight, российский e-commerce в нынешнем году вырастет еще больше: на 44% – до 2,5 трлн рублей. Свой вклад в этот показатель внесет и сегмент трансграничной интернет-торговли.

В частности, китайские поставщики продолжают активно импортировать в Россию автозапчасти и аксессуары для авто и наращивают присутствие на российском рынке. С начала 2020 года, по данным аналитики ПЭК.Молл, поставщикам из Поднебесной удалось увеличить объем импорта примерно на 40%.

Маркетплейсы вытеснят интернет-магазины?

Одним из основных драйверов в процессе восстановления рынка трансграничной торговли, помимо открытия границ, станут маркетплейсы, которые растут быстрее, чем классические интернет-магазины.

Потребитель все больше привыкает получать много предложений от разных поставщиковна единой площадке. Точно так же, как разнообразная новостная лента в соцсетях заменила многим посещение новостных порталов по отдельности. Так, по различным экспертным оценкам, если в 2016 году доля маркетплейсов в общей мировой онлайн-торговле составляла 50%, то к 2022 году она увеличится до 70%. В России, например, в первой тройке крупнейших онлайн-ретейлеров – два маркетплейса: Wildberries и Ozon.

Именно маркетплейсы создают кратчайший путь от производителя к покупателю, минуя цепочку посредников. Следовательно, стоимость товаров для конечного потребителя становится более привлекательной по сравнению с офлайн-ретейлом. Разница в стоимости по отдельным позициям может достигать около 30%. Например, выгоднее заказывать онлайн: книги, мебель, одежду и спорттовары. По этим категориям можно получить максимальную экономию на некоторых маркетплейсах. Кроме того, ассортимент макетплейсов насчитывает тысячи позиций продукции со всего мира, которые можно заказать с доставкой на дом.

В зарубежных интернет-магазинах россияне преимущественно приобретают потребительскую электронику, телефоны и смартфоны, а также планшеты, ноутбуки, фототехнику, мелкую бытовую технику (чайники, миксеры, тостеры, утюги и т.п.) и аксессуары (наушники, компьютерные мыши, клавиатуры и т.п.). При этом средний вес товаров составляет до 2 кг.

Динамичное развитие маркетплейсов объясняется их преимуществами для продавцов. Особенно для небольших компаний, которым сложно выстроить всю логистическую цепочку, но они хотят создать интернет-магазин на площадке, куда заходят тысячи покупателей в день. Кроме того, маркетплейс может взять на себя сбор, комплектацию и доставку интернет-заказов конечным покупателям. По оценкам Forrester Research, добавление e-commerce-канала позволило увеличить годовую выручку 89% b2b-компаний.

Всегда будут оставаться категории товаров, за которыми покупатель пойдет напрямую к поставщику: редкие бренды, дорогостоящие сегменты, медицинские товары и другие специфические категории. Тем не менее, только крупные сетевые ретейлеры могут позволить себе организовать для трансграничных покупок инфраструктуру, сопоставимую с маркетплейсами, поэтому можно предположить, что скоро именно такие игроки поделят между собой рынок e-commerce.

Документооборот и колебания курса: что мешает росту маркетплейсов сегодня

Однако для развития маркетплейсов как площадок трансграничной торговли существует и ряд барьеров. В частности, речь идет об ограничениях по взаимодействию с иностранными интернет-площадками на уровне национальных законодательств.

Во-первых, необходимо наладить документооборот, учитывающий особенности законодательства стран тех интернет-магазинов, которые представлены на витрине маркетплейса. Например, нужно подготовить правильные договоры и формы отчетности, изучить особенности валютного контроля: все, что касается трансграничных денежных переводов, инкассации. Очень важно также либо защитить клиента от колебания курса валют, либо организовать площадку таким образом, чтобы покупатель мог легко вникнуть в условия заказа. Если пользователь не будет уверен в простоте и безопасности покупки из другой страны, он скорее откажется от намерения купить товар, чем пойдет на риск.

Во-вторых, нужно знать нюансы налогового законодательства разных стран. Например, в Китае и в России НДС платят по-разному. Так, в КНР принята так называемая прогрессивная ставка НДС, определяемая объемом поступающей прибыли и общей выручки. В частности, стандартная ставка обычного плательщика в 2020 году снижена до 16% и взимается со всего объема вырученных средств. А экспортная деятельность облагается нулевым НДС.

В-третьих, важно знать и соблюдать нормы, касающиеся сертификации ввозимых из-за рубежа товаров. В России, например, для импортной продукции может потребоваться сертификат соответствия, декларация соответствия или свидетельство о государственной регистрации.

Разобраться в юридических и налоговых аспектах могут отчасти помочь в Российском экспортном центре – его специалисты по запросу могут проконсультировать предпринимателей. Для тех, кто ведет бизнес с Китаем, может быть полезна консультация в Китайско-российской торговой палате. Но единого чек-листа для участников рынка электронной коммерции ни одно из ведомств пока не разработало.

С учетом быстро меняющихся рыночных условий и законодательных норм было бы целесообразно дать бизнесу на этапе становления больше свободы действий. В том числе это касается и права на ошибки. Менее жесткие санкции за нарушения позволили бы игрокам рынка e-commerce выстроить бизнес-процессы, "встать на ноги" и занять свою нишу на рынке.