Новейшая живопись: как делать деньги на картинах, созданных искусственным интеллектом
Филатова
основательница компании InvestRelations.Asia
Как будет развиваться искусство, созданное искусственным интеллектом, невозможно спрогнозировать. Но все, что непредсказуемо и рискованно, может быть высокодоходно, считает основательница компании InvestRelations.Asia Ольга Филатова.
Недавно я побывала в Тайланде у отца своего друга. Эта шикарная вилла отличалась тем, что каждая комната была наполнена картинами, скульптурами, коллекционными фотографиями и прочими артефактами. У меня захватило дух. Многому из того, что я увидела, было несколько тысяч лет - например, папирусу с изображением орнаментов племен майя. В тот момент и зародилась идея начать коллекционировать. Бюджетов на всемирно известные полотна Густава Климта или Дэмьена Херста, разумеется, не было, поэтому все свое внимание я сосредоточила на новом перспективном направлении – AI-живописи, то есть живописи, которую создает искусственный интеллект (Artificial Intelligence).
А художник кто?
Определить степень талантливости "художника", создавшего AI-картину, сложно. Еще не существует четких критериев оценки написанного искусственным интеллектом. Но в том, что каждое такое творение уникально и неповторимо, нет никаких сомнений. Мировые искусствоведы и музеи уже давно признали это – их силами AI-искусство всячески поддерживается и развивается. Так, в Эрмитаже в начале июля закончилась выставка цифрового искусства, а в австрийском городе Линц есть музей "Арс Электроника", который каждый год становится площадкой для фестиваля "Искусство Электроники". Нарисованная искусственным интеллектом картина "Портрет Эдмонда Белами" была продана во время аукциона Christie’s за $432,5 тысяч. По словам представителей аукционного дома, такой лот выставлялся на продажу впервые. Любопытно, что начальная цена составила $7-10 тысяч, а в процессе торгов она поднялась в десятки раз. Эту картину создал алгоритм генеративно-состязательной сети (англ. Generative adversarial network, GAN), разработанный парижской командой Obvious специально для того, чтобы подражать живописцам. GAN предполагает взаимодействие двух нейросетей: одна из них (генератор) просматривает образцы (например, исторические портреты), а вторая (дискриминатор) старается отличить правильные (подлинные) образцы от неправильных. Поскольку обе сети имеют противоположные цели - создать образцы и отбраковать их - между ними возникает антагонистическая игра. В результате этой игры получаются картины, которые могут вызывать разные чувства: от восхищения до неприязни. В последнем случае речь идет о так называемом эффекте "зловещей долины", когда степень сходства неживого объекта с живым человеком воспринимается положительно лишь до определенного момента.
Алгоритм способен подражать стилю других художников, но создавать произведения искусства самостоятельно нейросеть не может. Искусственный интеллект не вкладывает в свое "творчество" эмоции, зато он способен анализировать большой объем информации. Нейросети показывают несколько сотен, а то и тысяч фотографий интересующих объектов и учат ее создавать похожие. Например, перед рисованием "Портрета Эдмонда Белами" искусственный интеллект изучил более 15 тысяч произведений искусства XIV—XX веков. В этом и заключается уникальность творческого процесса, за который берется компьютер.
Когда цифровая версия готова, ее преобразуют в материальный объект: работу печатают или рисуют на холсте и обязательно подписывают авторов. Обычно ими являются дата-художник и художник, который перерисовывает цифровую версию. Есть картины, в углу которых красуется подпись: "Искусственный интеллект". К слову сказать, представители арт-группы Obvious подписали работу математическим уравнением, которое использовали в алгоритме.
Порог входа
Технологии будут развиваться и дальше, поэтому картины, написанные искусственным интеллектом, так или иначе, обретут значимость в будущем. Людям с какими доходами стоит инвестировать в digitalart? Цена входного билета в цифровую живопись невысока. Свою первую картину "Овечка Долли", нарисованную командой российских студентов DataGallery, я купила в этом году за $170 (молодые люди – Иван Провилков и Александр Малышев - написали алгоритм во время хакатона TechStars). Есть также начинающие художники, которые отдают работы практически бесплатно. В этом направлении живописи приобретают популярность и коллективные покупки.
Вложения в искусство по степени риска сравнимы с инвестициями в стартапы, этим и объясняется низкий порог входа. С другой стороны, современное искусство дает высокие шансы на выигрыш, чего не скажешь о традиционных формах инвестирования – например, в недвижимость или золото. Поэтому в этой ситуации, как и в венчуре, надо ориентироваться на собственные предпочтения, а также внимательно изучать команду людей, пишущих алгоритмы - узнавать, делали ли они что-то подобное раньше, получалось ли это у них, если нет, то по каким причинам. Важно также, чтобы в команде были разные специалисты - не только программисты или эксперты в искусстве, но и люди с опытом работы в бизнесе. Без правильно выстроенных бизнес-процессов и маркетинга даже самый гениальный продукт может не взлететь.
Ликвидность арт-инвестиций
Что ценно в цифровых картинах и на какой прирост инвестиций могут рассчитывать те, кто решил вложиться в технологическое искусство? Предсказать доходы в этом направлении сложно: digital art только развивается, но удачные сделки все же есть. Если говорить о традиционном (не цифровом) современном искусстве, то, к примеру, работа 1,5х2 м художников Владимира Дубосарского и Александра Виноградова в 2000 году продавалась за €3 тыс., а в 2007 году ее цена составила уже €45 тыс.
В среднем в современном искусстве горизонт инвестирования составляет 10-15 лет, но новые технологии способны сократить этот период в несколько раз. Не случайно эксперты советуют, что если вы нацелились инвестировать в предметы искусства с тем, чтобы через два-три года продавать их с наценкой 15-20%, то лучше сосредоточиться на современном искусстве.
Как выбрать картину
Оценка творений современных художников не имеет четких критериев. Тон во всем задают галереи. Они же делают моду на художников и на определенный стиль. Именно от моды зависит доходность вложений в современное искусство. Можно найти талантливого современного художника, но если он будет выставляться в малоизвестной галерее, его произведения никогда не достигнут высокой цены. Покупатель платит за "бренд", за картину, которая стала известна и на которую есть спрос. Также успех определяет биография автора – если "художнику" однажды удалось удачно дебютировать, то велика вероятность того, что и все последующие его работы будут вызывать интерес у авторитетных галерей. Чтобы начать во всем этом разбираться, нужно постоянно быть "в тренде": посещать выставки, отслеживать новости в сфере digitalart, "ловить" работы прославившихся авторов на онлайн-торгах (современные картины продаются не только на специальных аукционах в ходе офлайн-торгов). Если на все это нет времени, можно нанять эксперта.
Как сформировать портфель
Утверждать, что в кризис лучше вкладываться в картины, нежели в акции, было бы неправильно. Лучше всегда грамотно диверсифицировать портфель. У обоих активов есть как свои плюсы, так и минусы. Акции могут упасть до нуля (в случае разорения компании, например), а картина всегда будет чего-нибудь стоить. С другой, стороны, в кризис акции некоторых компаний, напротив, взлетают, или же их можно купить по низкой цене, а потом продать по высокой. Главное - забыть о маржинальный торговле и хранить большинство активов до лучших времен. Многие компании переживают неблагоприятные времена, кризис для них – временное явление, поэтому инвестор должен набраться терпения и иметь соответствующий психологический настрой. В целом же, поскольку картины – довольно рискованный, сложно регулируемый долгосрочный актив, доля вложений в него должна составлять не больше 5-10% свободных средств.
Вывод: Если вы все еще сомневаетесь в том, что вложения в современное цифровое искусство могут окупиться сторицей, тогда делайте выбор в пользу традиционных инвестиций – в акции, облигации или недвижимость. Но помните: вы покупаете картину, которая вам нравится, и даже если вы не сможете ее продать, вам всегда будет приятно на нее смотреть. С акциями разорившейся компании таких эмоций вы не испытаете.