Иркутская нефтяная компания решила проблему простоев оборудования
В июне 2019 года ИНК подвела итоги использования системы по управлению основными фондами и активами "1С:ТОИР". Освоение системы началось в конце 2014 года, за последние два года Иркутская нефтяная компания достигла экономического эффекта, который превышает средний прогнозируемый показатель.
"За 2 года использования "1С:ТОИР" коэффициент технической готовности насосного оборудования вырос с 65% до 98%, коэффициент технической готовности компрессорного оборудования — с 45% до 99%. Это означает, что мы практически решили проблему простоев. Кроме того, анализ статистики, получаемой из системы, не дал раздуть плановый бюджет на закупки оборудования — экономия составила 40%", - сообщил главный механик Иркутской нефтяной компании Василий Воронин.
С 2014 по 2016 год ИНК провела проект внедрения "1С:ТОИР" в сотрудничестве с "Деснол Софт" — компанией-разработчиком решения. В настоящее время система продолжает развиваться, наращивая функциональность и масштаб.
"Как зрелая система класса EAM (Enterprise Asset Management), "1С:ТОИР" может дать компании согласованное управление всеми основными материальными активами, техническим обслуживанием и ремонтами (ТОиР), материально-техническим обеспечением (МТО), складскими запасами, а также финансами, персоналом и документами (в области ТОиР). Бизнес-миссия системы — гарантировать прозрачность плановых и фактических затрат: вы не только видите, где можете сэкономить, вы понимаете, как сделать расходы минимально достаточными, не теряя производительности", - прокомментировал руководитель направления "1С:ТОИР" в компании "Деснол Софт" Александр Клименко.
ИНК — независимый производитель углеводородного сырья в России. Компания и аффилированные с ней юридические лица занимаются геологическим изучением, разведкой и добычей углеводородного сырья на месторождениях и лицензионных участках недр в Восточной Сибири — в Иркутской области, Республике Саха (Якутия) и Красноярском крае. Группа компаний участвует в геологическом изучении, разведке и разработке 41 лицензионного участка недр, в пределах которых расположены 18 месторождений. Проект внедрения "1С:ТОИР" в ИНК строился по следующей схеме: обследование, разработка технического задания, создание базы данных оборудования и нормативов пилотной зоны (паспортизация), создание базы данных оборудования и нормативов (паспортизация), адаптация типового функционала, опытно-промышленная эксплуатация на пилотном объекте УПН (установка подготовки нефти), расширение функциональности системы, расширение базы данных оборудования, тиражирование решения, ввод "1С:ТОИР" в промышленную эксплуатацию.
В компании свыше 30 производственных объектов и более 24 основных видов оборудования: механическое, энергетическое, КИПиА и АСУ ТП. Предстояло перевести в систему информацию об оборудовании, хранившуюся на разнородных носителях. На отдельных производствах учет велся в xls-таблицах, использовались MS Word и записи от руки. Нужно было стандартизировать огромный объем данных, созданных сотрудниками с разным уровнем инженерной подготовки и компьютерной грамотности — мастеров установок, механиков, энергетиков, инженеров по КИПиА и др.
"Процесс нормализации данных на старте проекта исключительно важен. Без этого мы не смогли бы двинуться дальше. Паспортизация — фундамент результативного управления в дальнейшем, её результатом должен быть свод точной информации о том, чем владеет компания. Поэтому мы привлекли внештатного специалиста по обработке и консолидации данных, который в силу опыта видел задачу в перспективе, на несколько этапов вперед, и помог нам избежать серьезных ошибок на старте", - сообщила ведущий специалист по ТОиР Иркутской нефтяной компании Наталья Маркевич.
Сбор информации по первым 10 000 единицам оборудования занял 3 месяца. В результате из внутреннего оборота компании была удалена масса разрозненных бумажных и электронных документов. Очищенные данные внесли в шаблон Excel, затем пакетной загрузкой ввели их в систему "1С:ТОИР". В сумме за 4 года (2014–2018) в систему внесены почти 42 000 единиц оборудования.
Формирование базы оборудования не исчерпывается паспортизацией (оцифровкой технических паспортов), главная задача — построение иерархической структуры объектов ремонта. На неё опираются все процессы в системе "1С:ТОИР". Сортировка и выстраивание соподчинений объектов ремонта в базе длились около 3 месяцев, в целом формирование базы объектов ремонта и базы нормативов на пилотном участке производства заняло около 8 месяцев.
Сейчас в базе данных 1С:ТОИР, используемой в ИНК, предусмотрены 2 вида иерархии: по технологической позиции и по типу оборудования. На всех уровнях иерархической структуры в электронные паспорта оборудования можно прикреплять любые документы, касающиеся того или иного объекта ремонта. Например, к объекту нефтяной установки можно приложить и технологическую схему установки в целом, и технологическую схему включения конкретного сосуда на конкретной производственной площадке. Отсканированные паспорта оборудования, сертификаты соответствия, другая разрешительная документация — всё хранится в системе и быстро извлекается при необходимости.
"1С:ТОИР" помогает нам проходить плановые проверки. Раньше потребовалось бы отсканировать огромный объем бумажных документов (их количество измеряется килограммами), отвлечь для этого персонал на всех объектах, оснастить все подразделения многофункциональными принтерами — это колоссальный расход времени и ресурсов. Сейчас мы выводим на бумагу любые документы из системы централизованно с помощью механизма пакетной печати", - отметила Наталья Маркевич.
Как предприятие добывающей отрасли, ИНК несет повышенную ответственность за эффективное управление рисками в области охраны труда, промышленной экологической безопасности. В связи с этим в компании введена интегрированная система менеджмента в сфере экологической безопасности и безопасности труда и охраны здоровья. Также принята и действует техническая политика в области обеспечения надежности производственных процессов. Предупреждение несчастных случаев, аварий и готовность к локализации их последствий для ИНК — базовая необходимость. Весь материальный фонд компании делится на 4 уровня безопасности, для каждого уровня существует свой регламент расследования.
Функционал для повышения надежности. "1С:ТОИР" был адаптирован для расследования отказов с учетом классификации оборудования по безопасности.
"В рамках политики безопасности мы приняли понятие "категоризация оборудования". Категории отражают разную степень влияния сбоев: а) на финансовые потери, б) на экологию, в) на репутацию компании. Мы разработали методологию оценки этого влияния и присвоили категории всем материальным активам. Это позволяет расставить приоритеты ремонтных работ и назначать административный уровень расследования отказов", - сказал Василий Воронин.
Основанная на матрице оценки рисков, категоризация облегчает планирование в краткосрочной перспективе, на месяц или квартал. В ситуации, меняющей обычный ход вещей или ограничивающей ресурсы — от внепланового ремонта до изменения законодательства, — выбор приоритета помогает выстроить очередность работ: что нужно сделать безотлагательно, а что можно перенести на следующий период с минимальными рисками. Накопление и анализ статистики сбоев в "1С:ТОИР" также помогает принять долгосрочные решения, связанные с надежностью оборудования. Сбой недостаточно устранить, нужно понять, как не допустить его впредь.
"Мы поняли, что расследование отказов оборудования — очень мощный статистический инструмент для управления надежностью. И поняли, что его можно и нужно развивать. В связи с этим "Деснол Софт" разработал для нас дополнительный функционал для регистрации отказов и формирования акта технического расследования. Регистрация отказов — один из первых внедренных блоков, он не зависит от нормативов, планирования и полноты базы данных, но позволяет сразу накапливать статистику", - добавил Василий Воронин.
Функционал "подтягивает" из системы весь объем информации по объекту ремонта: его локализацию, место в иерархии (подчиненность), ключевые параметры, данные по предыдущим осмотрам и ремонтам. Система запускает отсчет времени простоя. Регистрируя поломку, сотрудник использует специально созданный классификатор отказов по видам оборудования — последовательно отвечая на вопросы. Таким образом, все необходимые данные для технического расследования (вид отказа, вид дефекта, причина дефекта, корневая причина) собираются оперативно, не нужно описывать каждый случай отдельно. К акту могут быть приложены любые схемы и пояснительные документы.
К нынешнему моментув "1С:ТОИР" работают около 600 сотрудников ИНК, из них 62 куратора. Кураторы отвечают за иерархию базы данных оборудования, согласование документов и ведение справочников (виды дефектов, виду отказов и другие. Пользователей с высокой активностью — около 100 за одну вахту, остальные обращаются к системе периодически. Обучение сотрудников работе с системой происходило в несколько этапов: на стадии ввода системы в опытную эксплуатацию обучались сотрудники пилотного участка, при вводе в промышленную эксплуатацию – все пользователи, в ходе появления нового функционала обучение проводилось дополнительно.
В ходе проекта система управления ремонтами была интегрирована в структуру управления предприятием. Специалисты "Деснол Софт" объединили "1С:ТОИР" с "1С:Предприятие 8. MDM Управление нормативно-справочной информацией", "1С:Предприятие 8. МТО Материально-техническое обеспечение", "1С:Бухгалтерия 8 ПРОФ" и внутренним порталом компании.
"Интеграцию с большинством систем мы провели только на втором году использования "1С:ТОИР". И считаем это разумным решением. Сначала стоит отладить непосредственный функционал процессов ТОиР — ведение базы данных оборудования, планирование и учет работ. Когда это уверенно заработает, можно двигаться дальше. Сейчас мы уже легко делаем в системе всё необходимое, все процессы освоены. Плюс мы расширяем функционал системы с момента его освоения в 2016 году, сейчас вместе с "Деснол Софт" совершенствуем механизмы планирования. В настоящее время "1С:ТОИР" — опора для деятельности нашей компании в целом, - заключила Наталья Маркевич.