© ComNews
15.07.2019

15 июля стартовал эксперимент по маркировке готовой молочной продукции. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 836 от 29 июня он продлится до 29 февраля 2020 года.

Оператор проекта — Центр развития перспективных технологий. Пилотный проект предоставит оптимальную возможность для участников рынка обкатать технологию и в комфортном режиме подготовиться к обязательной маркировке.

Цифровой двухмерный код Data Matrix будет наноситься на отдельные категории продуктов. Среди них: молоко, сливки, сгущёнка, йогурт, кефир, сливочное масло, мороженое, сыры и творог. Работа внутри пилота будет построена таким образом, чтобы исключить дублирование функций систем ветсертификации "Меркурий", оператором которой является Россельхознадзор, и "Честного ЗНАКа" ЦРПТ. Для этого будет осуществлена интеграция двух систем. "Меркурий" будет контролировать сырье до завода, а "Честный ЗНАК" прослеживать каждую единицу готовой продукции до продажи на кассе. Обмен данными позволит осуществить полное прослеживание продукции и гарантировать ее безопасность для населения.

"ЦРПТ готов к официальному запуску пилота и к работе с готовой молочной продукцией. Опираясь на опыт успешно запущенных проектов в табачной и обувной отраслях, умение работать с различными форм-факторами упаковок на скоростях до 1200 нанесений кодов в минуту и результаты обследований производств ключевых участников рынка, мы уверены в позитивном прохождении эксперимента и стабильности нашей системы. ЦРПТ, также, как и представители бизнес-сообщества против дублирования функций двух систем. Мы выступаем за интеграцию с "Меркурием", которая позволит системам обогащать друг друга", - сообщил замгендиректора ЦРПТ Реваз Юсупов.

С 2018 года ЦРПТ работает с отраслью, в рабочую группу входит более 30 компаний, такие как производители Unilever, "Вакинское Агро", "Галактика", "Шахунское молоко", экологическое хозяйство "Спартак"; розничные сети "Лента", "Магнит", X5 Retail Group и интернет-магазин "Озон".

"В июне 2019 года на полях ПМЭФ мы подписали соглашение о сотрудничестве c ЦРПТ. У нас общая цель — забота о потребителе и обеспечение пищевой безопасности на российском рынке через полное прослеживание товаров. В код маркировки включена важная информация о продукте, благодаря чему торговая сеть может автоматически контролировать не только подлинность товара, но и исключить возможность реализации просроченного товара, что тоже важно покупателю", — прокомментировал учредитель компании "Галактика" Игорь Дю.

"Качество продукции — это приоритет для нас. Мы гарантируем, что в наших продуктах используется только натуральное молоко, и поддерживаем инициативу по введению обязательной маркировки, которая позволит покупателю отличить такую продукцию на полке магазина. На производстве используется самая современная техника. Безусловно, необходимо будет дооборудовать линии для работы с маркировкой, но мы видим в этом преимущество для бренда экологичных молочных продуктов", — заявил директор молочного завода "Вакинское Агро" Алик Мухамадеев.

В ближайшее время совместно с бизнес-сообществом будут разработаны методические рекомендации, которые позволят протестировать полную цепочку прослеживания молочной продукции во время эксперимента и подготовиться к обязательной маркировке. В рамках пилота производитель или импортёр наносит на продукт защищённый криптографией цифровой код. Его могут просканировать при проверке товара, а также при его приёме на склад и продаже в магазине. Помимо этого, система "Честный ЗНАК" интегрирована с кассами в рознице и создаёт систему общественного контроля. Это позволяет обезопасить потребителей от покупки просроченной продукции и даёт возможность проверять легальность товара с помощью мобильного телефона.

Досье "Цифровой экономики"

С 1 июля в России прекратился выпуск немаркированных сигарет. К нынешнему моменту все компании-производители, демонстрирующие деятельность на рынке табака, зарегистрированы и работают в системе: в сутки обрабатывается информация о 32 миллионах пачек, из розницы поступает 120 тысяч чеков. В промышленную стадию вступила маркировка лекарств для госпрограммы высокозатратных нозологий (ВЗН). Не дожидаясь старта обязательной регистрации с 1 июля, в систему внесли свои данные все российские и иностранные производители и дистрибьюторы, выполняющие поставки по программе высокозатратных нозологий в последние три года (2017-2019 гг.), а также 99% мест выдачи ВЗН. В июле также началась обязательная маркировка обуви. На этапе эксперимента его участниками стали более 23 тыс. компаний, выпущено более 75 млн цифровых кодов для маркировки и прослеживания обуви.