Обзор сервисов для создания маркетплейсов

2018 год эксперты в области электронной торговли назвали прорывным для сектора e-commerce. За прошедшие 12 месяцев российский рынок показал рекордный рост практически в 30%, а в денежном соотношении объем составил 1250 млрд рублей. К 2023 году сотрудники АКИТ прогнозируют рост рынка e-commerce до 51,5 млрд долларов. На волне такой популярности маркетплейсов о создании собственной площадки задумываются и крупные финансовые, сервисные или торговые площадки, и отдельные бизнесмены, готовые выделить несколько миллионов рублей на открытие проекта.
Руководитель маркетингового отдела CDEK.MARKET (маркетплейс логистического оператора СДЭК, который начал работать в феврале текущего года) Артем Папсуев рассказывает об опыте использования сервисов для развертывания торговых площадок, а также делится секретами создания идеального маркетплейса.
С чего начать развертывание маркетплейса
Я всегда говорю, что начинать надо с начала. Что это значит? Это значит, что первоочередным этапом развертывания маркетплейса является не подбор сервисов для его организации, а постановка целей и задач, определение целевых аудиторий и способов монетизации. Подбирать платформу имеет смысл тогда, когда вы четко можете ответить на вопросы:
- Зачем мне нужен маркетплейс?
- Какие товары/группы товаров я хочу продавать?
- Какова моя цель на год, 5, 10 лет?
- Кто мой покупатель (возраст, пол, город проживания, род деятельности и т.д.)?
- Кто мои продавцы (профессиональные ритейлеры, предприниматели-инстаграмщики или и те, и другие)?
- За счет чего я получу прибыль (комиссия за оформления заказа, абонентская плата, реклама товаров и т. д.)?
Ответы на эти вопросы помогут понять, какой сервис вам нужен, какой функционал будет работать на достижение целей. Если вы пока слабо представляете стратегию маркетплейса, переходить к разработке рано. Нужно посвятить время планированию, описанию основных, а, в идеале, всех бизнес-процессов, подбору команды, способной реализовать поставленные цели и задачи.
Коробочное решение vs индивидуальная разработка
Когда вы успешно завершили этап планирования, можно переходить к выбору платформы для развертывания маркетплейса. И тут начинаются проблемы, вопросы и непонимания. На рынке существует порядка пятидесяти различных коробочных решений для организации интернет-магазина или полноценного маркетплейса. В то же время студии разработки ПО предлагают ритейлерам отойти от стандартов и создать уникальную площадку на основе самописной платформы, то есть программного обеспечения, которое будет создаваться программистами индивидуально под потребности конкретного клиентам. Выбор зависит от ваших временных и денежных ресурсов, но я бы рекомендовал не изобретать велосипед, а пользоваться готовыми решениями, подстраивая их под потребности вашего маркетплейса. Сравним оба варианта, которые предлагает рынок сегодня.
Коробочные решения |
Индивидуальная разработка |
Содержат базовый набор функций для запуска маркетплейса |
Функционал разрабатывается с нуля в соответствии со структурой маркетплейса и пожеланиями заказчика |
Содержат основные модули: прием платежей, документооборот и т.д. |
Нет таких функций. Необходимо подбирать платформу и прописывать программу взаимодействия платформы и платежных систем |
Время на разработку — от 1 до 3 месяцев |
Время разработки — от 2 до 6 месяцев и выше |
Необходимая команда для полного развертывания — 1–3 человека |
Необходимая команда — 3–5 человек |
Стоимость — 1–3 млн рублей |
От 3 млн и выше |
Если вы решили использовать коробочное решение, необходимо правильно выбрать сам сервис, оценить имеющийся функционал, а также возможности для добавления модулей и расширения функций.
Обзор технологических платформ
Рассмотрим основные платформы для развертывания маркетплейса, а также выделим основные плюсы и минусы их работы.
CS-Cart Multi-Vendor
Плюсы:
- 500 + функций в базовой коробочной версии;
- есть демо-версия;
- возможность подключить популярные платежные системы: "Яндекс.Касса", "Робокасса", "Вебмани" и другие;
- возможность подключить службы доставки СДЭК, "Почта России";
- есть функция конвертации валют;
- адаптивный дизайн;
- открытый доступ к коду и возможность расширять функционал.
Минусы:
- Ограничения по работе некоторых российских модулей.
CMS Tamaranga
Плюсы:
- наличие многих встраиваемых модулей для организации маркетплейса;
- готовый личный кабинет пользователя или продавца;
- возможность подключения 6 платежных систем;
- широкий функционал для SEO;
- возможность получить демо-версию.
Минусы:
- Работа только по предоплате.
Agora
Плюсы:
- интерфейсы для интеграции с ERP-системами позволяют использовать B2B-платформу Agora для оптовых компаний, дилеров, дистрибьюторов и производителей с учетными системами ERP "1С" версий 7.7, 8.1, 8.2, 8.3 (включая ERP 2.0), "МойСклад", SAP R3 и FOLIO;
- cистема управления товарным контентом;
- электронный документооборот.
Минусы:
- Не отмечены.
SAP Hybris
Плюсы:
- управление мастер-данными e-commerce. Сюда входит набор ПО по управлению мастер-данными интернет-коммерции — контентом, акциями и другими важными объектами e-commerce;
- веб-витрина;
- бизнес-процессы и документооборот;
- мобильное приложение поставляется в виде рабочего прототипа и набора API;
- версия для киосков и версия для мобильных устройств представляют собой дополнительные версии веб-витрины, использующие почти тот же функционал и те же данные, что и основной веб-сайт, но в другой "обертке";
- специальная функциональность. Сюда же входят возвраты, бракованный товар, частичная оплата, системы лояльности, расчет сроков, стоимости и возможности доставки, триггерные и массовые рассылки;
- поиск. Вобласти электронной коммерции поиск — один из важнейших компонентов системы, так как прямо влияет на конверсию посетителей в покупателей.
Минусы:
- Не отмечены.
Magento
Плюсы:
- более 50 функций в пакете;
- большое количество бесплатных и премиум-шаблонов;
- импорт прайс-листов из файлов CSV и др
- складской учет;
- наличие модулей оплаты и доставки (платные и бесплатные).
Минусы:
- Подходит только продвинутым пользователям, т. к. не всегда может помочь техподдержка
Выводы:
Итак, при выборе платформы для развертывания маркетплейса необходимо учитывать следующие факторы:
Стоимость и время разработки. Если проект не "горит", а финансов у вас достаточно, можете заказать индивидуальную разработку маркетплейса. Если ждать не хочется, а бюджет ограничен, выбирайте коробочное решение.
Аудиторию покупателей. Точное определение поможет выбрать платежные системы и сервисы конвертации валют. Особенно актуально, если маркетплейс продает или собирается продавать товары за границу.
Модуль подтверждения на обработку персональных данных 152-ФЗ. Без этой функции маркетплейс могут оштрафовать.
Способы доставки и перечень логистических операторов, с которыми вы намереваетесь сотрудничать.
Установка модуля метрики. Он позволит отслеживать поведение клиентов, а также выстраивать эффективные рекламные кампании.
