© ComNews
28.03.2019

На территории университета ИТМО состоялось заседание Совета по развитию цифровой экономики на тему "Человеческий капитал как основной актив цифровой экономики" под председательством вице-спикера верхней палаты парламента Андрея Турчака. Президент НП "Руссофт" Валентин Макаров выступил на пленарном заседании совета.

На заседании рассматривались вопросы подготовки и переподготовки кадров в рамках реализации национального проекта "Цифровая экономика", развития системы непрерывного профессионального образования для цифровой экономики, онлайн образования. Активно обсуждалось участие регионов в проекте цифровой экономики, важность повышения цифровой грамотности населения, стирание границ между высшим и дополнительным образованием в сфере ИТ.

В ходе обсуждения вопросов подготовки кадров для цифровой экономики основное внимание экспертов было уделено подготовке кадров в вузах. Российские вузы формируют основу всей экосистемы подготовки кадров в России и играют критическую роль в подготовке ИТ-специалистов.

Валентин Макаров выступил с сообщением на тему "Использование потенциала учебных центров ИТ-компаний для массовой переподготовки и повышения квалификации ИТ-специалистов" и в своем выступлении поддержал предложение Евгения Ковнира из АНО Цифровая экономика по формированию в рамках Экспертного Совета при Совете Федерации пакета мер по стимулированию привлечения учебных центров ИТ-компаний для повышения квалификации и переподготовки ИТ-кадров для Цифровой экономики.

"Свидетельством уровня подготовки студентов в ведущих российских вузах являются успехи наших студентов на чемпионатах мира по программированию (ACM ICPC) и высокие позиции российских программистов в рейтингах, составленных на основе мнений работодателей в США (программисты из России и Китая разделяют 1 и 2 места в рейтинге FossBytes, 2017). Тем не менее, экосистема подготовки ИТ-специалистов не ограничивается исключительно подготовкой студентов в вузах. Она включает также подготовку по математике и информатике в школах, подготовку учащихся по ИТ-специальностям в средних технических заведениях, а также повышение квалификации и переподготовку ИТ-специалистов как в вузах, так и в учебных центрах коммерческих компаний.

Причем в части переподготовки и повышения квалификации вузы и учебные центры компаний имеют вполне сравнимые позиции. В частности, в ходе выступлений экспертов прозвучали такие цифры – в течение года через вузы провели переподготовку и повысили квалификацию по ИТ 270 тысяч человек. Крупные ИТ-компании через свои учебные центры за тоже время переобучили 170 тыс. человек, еще около 100 тыс. человек прошли обучение в центрах средних по размеру компаний. То есть ИТ-индустрия полностью за свой счет провела повышение квалификации и переподготовку такой же массы ИТ-специалистов, что и вузы за счет государства. Поскольку учебные центры компаний работают исключительно с целью подготовки специалистов для своих организаций, они только частично используют свой образовательный потенциал.

По нашей оценке, учебные центры компаний  НП РУССОФТ способны проводить обучение гораздо большего числа ИТ-специалистов при наличии мер стимулирования со стороны государства (по нашей оценке, учебные центры могут проводить переподготовку и повышение квалификации в 2, а то и в 3 раза большего числа ИТ-кадров). Пока речь шла исключительно о том, чтобы готовить ИТ-специалистов для своей индустрии, с отсутствием господдержки в реализации потенциала учебных центров еще можно было как-то мириться. Но на фоне постановки задачи цифровой трансформации российской экономики, государственного управления и социальной сферы, когда дефицит необходимых для этой цели ИТ-специалистов оценивается в 1 миллион человек, отказ государства от стимулирования вовлечения учебных центров компаний и коммерческих учебных центов в подготовку кадров для цифровой экономики был бы недопустимой роскошью", - рассказал Валентин Макаров.