Эксперты стремятся к созданию блокчейн-решений в логистике
Blockchain-Клуб сквозных технологий АНО "Цифровая экономика" собрался 26 апреля в блокчейн-коммуне ВЭБ для обсуждения возможности объединения российских разработчиков в сфере распределенных реестров в целях развития глобального проекта для логистики.
Блокчейн-специалисты собрались в Клубе, чтобы поговорить о целесообразности формирования консорциума из российских организаций для преодоления возможного технологического разрыва с мировыми решениями в сфере логистики.
"Одна из задач цифровой экономики – формирование технологических заделов по прорывным цифровым технологиям работы с данными. В том числе программой "Цифровая экономика РФ" предусмотрено развитие технологий распределенного реестра. Думаю, мало кто сомневается, что блокчейн действительно принес в мир еще одну возможность обеспечить прозрачность, надежность и уверенность хранения ценных данных в сети. Это не значит, что нет других решений, которые и раньше справлялись (хуже или лучше) с этой задачей. И нельзя отрицать некоторых недостатков блокчейн-технологии", - сказал на встрече директор направления исследовательских компетенций и научно-технологических заделов АНО "Цифровая экономика" Сергей Наквасин.
Обсуждение объединения участников особенно важно в контексте постановки задачи технологического прорыва по направлениям сквозных технологий, одной из которых является блокчейн.
Эксперты поделились собственным опытом в развитии технологии. О квантовом блокчейне, о тех проблемах, которые решает квантовая криптография, рассказал научный сотрудник Российского квантового центра Алексей Федоров. По его словам, поскольку надежность шифрования классической криптографии в эпоху надвигающейся квантовой и постквантовой криптографии под вопросом, то ценность реализации блокчейна в его текущем виде представляется недолгосрочной, и нужно задуматься о запуске "квантовых" блокчейн-платформ, основанных на новой криптографии.
Генеральный директор КБ "Контракт" Михаил Чеканов представил проект внедрения технологий распределенного реестра в цепочках поставок. Эксперт считает, что для создания интересной для пользователей новой блокчейн-платформы в цифровой логистике нужно, например, решить проблему трансграничного перехода в цепочке поставок, в том числе перейти к практике внесения грузовых таможенных деклараций в распределенный реестр. Такой подход может облегчить экспортную торговлю для отечественных компаний. С другой стороны, через Россию идет значительный транзитный грузопоток и участникам логистического рынка может быть интересно создание блокчейн-решения для обеспечения информационной прозрачности транзита грузов. При разработке подобной универсальной блокчейн-платформы для разных участников рынка и сегментов цепочек поставок придется гармонизировать много непохожих локальных проблем в рамках единой платформы. В качестве одной из российских разработок участники клуба изучили возможности операционной платформы для логистики от компании Skyf chain.
По итогам Клуба участники представили общую картину российских блокчейн-возможностей в логистике и предложили обсудить тему на следующем заседании с участием представителей логистических компаний, профильных ассоциаций, РЭЦ, крупных ритейлеров, "Росавтодора", РЖД, Минэкономразвития, Минфина, ФНС и ФТС.