Фото: "Швабе"
Фото: "Швабе"
Иван
Ожгихин

заместитель генерального директора холдинга "Швабе" госкорпорации "Ростех"
Разработки и развертывание ИТС – это потенциально эффективный конкурентоспособный инновационный бизнес и стимул развития нового высокотехнологичного сектора промышленности, что является важным антикризисным фактором
21.09.2020

Предприятия холдинга "Швабе" накопили большой опыт в строительстве, модернизации и обслуживании интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Заместитель генерального директора холдинга "Швабе" госкорпорации "Ростех" Иван Ожгихин рассказал обозревателю аналитического онлайн-проекта Vision Якову Шпунту, о ключевых этапах строительства ИТС в России и мире, а также об особенности реализации проекты по внедрению таких систем.

Когда и где появилась и была реализована на практике концепция ИТС?

- Интеллектуальные транспортные системы появились в мире примерно 40 лет назад. История создания и развития ИТС берет свое начало в 1980-х годах в таких странах, как США, Япония и ряде стран зарубежного Дальнего Востока. В 1990-х годах решением транспортной проблемы занялись и европейцы. Еврокомиссия приняла концепцию развития ИТС, которая поддерживалась европейским парламентом. В рамках этой концепции стали развиваться национальные стратегии стран-участниц ЕС. Таким образом, в мире образовалось три крупнейших центра развития интеллектуальных транспортных систем. Это Азиатско-Тихоокеанский регион (Япония, Южная Корея, Китай, Малайзия, Австралия, Новая Зеландия), где Япония задает вектор развития, Америка (США и Канада) и Европа. Они и формируют глобальный рынок ИТС на протяжении последних 20 лет.

Япония одна из первых стран в мире, которая в 1973 году приступила к проведению исследований в области ИТС и реализации комплексной системы управления автомобильным транспортом. В 1970-е годы Токио уже устал от постоянных автомобильных пробок, из-за которых жители теряли огромное количество времени, ухудшалась экология, повышались аварийность, травматизм и смертность на дорогах. Причина состояла в том, что практически каждый японец обзавелся автомобилем. Где эти автомобили ставить, было непонятно, как их обслуживать тоже, существующая дорожная сеть не справлялась с такой нагрузкой.

Что касается нашей страны, то здесь активная стадия внедрения интеллектуальных транспортных систем начинается. Если в Москве уже работает одна из самых масштабных в мире ИТС, то в регионах только появляются отдельные подсистемы. Например, в транспорте Санкт-Петербурга и Кемерово "Ростех" установил системы наблюдения с функцией видеоаналитики, во многих городах работают "умные" светофорные объекты, датчики трафика и системы фотовидеофиксации.

Как эволюционировали ИТС? Какие процессы развития технологий, экономики и общества способствовали ключевым этапам развития таких систем?

- Нужно понимать, что большинство систем эволюционирует не только в зависимости от развития транспортных сетей, но и от развития ИТ-сектора. Сегодня многие системы, в том числе отечественные, могут функционировать самостоятельно, а еще 5-10 лет назад им были необходимы вспомогательные системы, которые занимались сбором "сырых" данных, их обработкой и хранением. Проще говоря, из трех-пяти систем сегодня остается одна-две, но совсем другого уровня развития.

В основу некоторых подсистем легли технологии, внедрение которых еще 10 лет назад считалось почти нереальным. Даже если разработки существовали, их применение на практике было слишком дорогим и трудозатратным. Но поменялись подходы, появились новые технологические решения, и ситуация изменилась. Наглядным примером является уникальная и передовая система адаптивного управления светофорными объектами компании "Спецдорпроект", входящей в холдинг "Швабе". Она построена на индуктивных петлях – использовать эти разработки на предыдущем уровне технологического развития было просто нерентабельно.

И, безусловно, нужно понимать, что развитие экономики напрямую влияет на использование транспортных ресурсов и сегодня сеть без интеллектуальной составляющей уже не в силах справляться с существующим количеством транспорта.

Что такое современная ИТС и как такие системы будут реализованы в ближайшем будущем?

- Если кратко, то все, что управляет дорожным движением и контролирует его, и есть ИТС. В числе основных функций: мониторинг дорожного движения, анализ данных и составление прогнозов, организация дорожного движения (управление транспортными потоками) и обеспечение безопасности движения.

Помимо базовых функций по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, в задачи данных подсистем входит еще целый ряд, включая функции по предупреждению, управлению, информированию, интеллектуальному регулированию и другие. Например, помощь при слиянии транспортных потоков и при наличии слепых зон, а также информационная поддержка во время аварий.

Одно из основных направлений развития ИТС в Европе, США и Японии — реализация концепции интеллектуального автомобиля. Работает международная программа "Транспортные средства повышенной безопасности". Уже первые опыты использования бортовых интеллектуальных систем показали, что они способны уменьшить общее количество ДТП на 40%, а число ДТП со смертельным исходом на 50%.

Под термином "бортовые интеллектуальные системы" в Европейской экономической комиссии ООН понимают системы, установленные на автомобиле в целях повышения его безопасности и использующие информацию, которая поступает как непосредственно от бортовых датчиков автомобиля, так и от дорожной инфраструктуры или от других источников.

Бортовые ИТС реализуют, как минимум, четыре функции: оказывают водителю помощь в предвидении дорожной обстановки; побуждают его к действиям по предотвращению опасной ситуации; снижают утомляемость водителя, принимая часть нагрузки по управлению автомобилем на себя; автоматически берут управление на себя, если водитель самостоятельно не смог выполнить необходимые действия по предотвращению ДТП, либо снижая тяжесть его последствий.

Есть ли примеры успешных ИТС-проектов в странах "второго" и "третьего" мира?

- Важно понимать, что ИТС внедряется, как правило, там, где существует повышенный транспортный спрос. Это всегда является показателем развитой или развивающейся экономики. Но есть и страны, в которых отсутствует, например, полноценная железнодорожная сеть и все грузы перевозятся при помощи автопоездов. Такой тип транспорта значительно воздействует на дорожное полотно, которое является очень дорогостоящим в ремонте и замене, в таких случаях внедряются системы весогабаритного контроля. Можно ли считать это полноценной ИТС для конкретной страны? Скорее нет, чем да, но это одна из подсистем, позволяющая контролировать один из основных транспортных процессов страны.

Исходя из вашего опыта, каковы основные препятствия и сложности в ходе внедрения ИТС?

- Очень хороший вопрос, который стоит рассматривать комплексно. На своем опыте мы неоднократно убеждались в том, что функции развития, эксплуатации и контроля работы ИТС необходимо отдавать в "одни руки", то есть единому заказчику. Когда все хозяйство находится под единым контролем, тогда система способна гармонично, тактически и стратегически правильно развиваться. Но сегодня такая модель встречается крайне редко.

Также важно понимать, что одновременно дешево, быстро и качественно сделать все работы по проекту нельзя. Если при внедрении ИТС существует стратегия внедрения, в которой запланирована установка апробированных решений и есть четкое понимание, какую задачу система должна решать на выбранной территории в первую очередь, то проблем, как правило, не возникает.

Возможно ли появление ИТС "из коробки"? Как в ходе внедрения таких систем учитывать специфику города или территории?

- Мировая практика в области ИТС предусматривает внедрение достижений телематики во все виды транспортной деятельности для решения вопросов экономического и социального характера – сокращения аварийности, повышения эффективности общественного транспорта и грузоперевозок, обеспечения общей транспортной безопасности, улучшения экологических показателей.

Разработки и развертывание ИТС – это потенциально эффективный конкурентоспособный инновационный бизнес и стимул развития нового высокотехнологичного сектора промышленности, что является важным антикризисным фактором. Механизмы реализации отличаются в разных странах, однако ключевые компоненты одинаковы. При наличии апробированной в мире общей концепции развития ИТС, все страны имеют свои национальные концепции и приоритетные программы развертывания таких систем, что зафиксировано в том или ином государственном документе.

Отмечу, что в мире существуют различные концепции уже апробированных ИТС. В зависимости от ряда политических и социальных особенностей той или иной страны, приоритеты в предоставляемых сервисах расставляются по-разному. Например, в КНР и Сингапуре государство обеспечивает развитие ИТС и зарабатывает на предоставляемых сервисах, а Европейский союз идет по пути развитию коммерческих ИТС с регулированием в основном социальной сферы и систем безопасности.

Исходя из опыта зарубежных стран, залог успешной реализации ИТС – синтез из взаимодействия государства, общества и бизнеса. В РФ, с точки зрения внедрения ИТС, есть все компоненты: социальный запрос, воля правительства, финансовые ресурсы. Однако остается еще один аспект, временной. Но и он не помеха, при грамотной работе. Уже в ближайшие 10–20 лет Россия ощутит все преимущества эпохи интеллектуального транспорта.

Насколько сложно масштабировать проекты внедрения ИТС?

- Сложность заключается скорее не в масштабировании как таковом, а в применении глобальных систем, созданных и эксплуатируемых в мегаполисах, на региональном уровне. Далеко не всегда для таких территорий может быть в полной мере необходим функционал мегаполиса, но базовые подходы, безусловно, едины.

Примеры такого масштабирования на данный момент есть по отдельно взятым подсистемам, и они достаточно успешны. Если перефразировать вопрос: "возможно ли?" ответ однозначно "Да". И у нас есть полное понимание как это реализовывать.

Насколько сложно наладить взаимодействие ИТС с другими системами "умного" города?

- Сегодня это достаточно просто, так как все передовые системы без проблем могут интегрироваться с себе подобными. Вопрос в другом – насколько это нужно и при решении каких конкретно задач? Одной из таких задач можно считать объединение всех существующих систем телеобзора. В ходе реализованных холдингом "Швабе" проектов мы такие задачи решали, и никаких проблем при этом не возникало.

Окупаются ли проекты внедрения ИТС?

- Реализация ИТС позволяет добиться существенного социального и экономического эффекта. Эти системы многие недооценивают, считая их внедрение убыточным. Однако пример ряда зарубежных стран, в частности Южной Кореи, где финансовая экономия от реализации данной технологии оценивается в $1,5 млрд в год, за счет сокращения времени простоя граждан в пробках, говорит об обратном. Действительно, если задуматься при сокращении затрат времени на транспорт формируется двойной эффект. Во-первых, снижается транспортная усталость, что позволяет увеличивать производительность труда, во-вторых, увеличивается непосредственно время работы, так как в условиях мегаполиса график сотрудника ежедневно корректируется из-за транспортных проблем. Иными словами, чем меньше люди стоят в пробках, тем большее они работают и как следствие больше зарабатывают, создавая позитивной фон для экономики в целом.