Фото: "Работа.ру"
Фото: "Работа.ру"
Владимир
Корицкий

коммерческий директор сервиса "Работа.ру"
В целом инструменты, которые можно приспособить для решения контроля и учета задач, есть в любом бизнесе
13.07.2020

Многие эксперты рынка труда уверены, что практика полного или частичного перевода сотрудников на удаленный режим работы не только сохраниться после снятия ограничительных мер, но и получит более широкое распространение. Среди них и коммерческий директор сервиса "Работа.ру" Владимир Корицкий, который поделился своими наблюдениями с обозревателем аналитического онлайн-проекта Vision Яковом Шпунтом.

Насколько широко практика удаленной работы была распространена до начала пандемии?

Такая практика существовала, хотя в России она не получила широкого распространения. На протяжении нескольких лет звучали прогнозы, что дистанционный способ взаимодействия между работником и работодателем ожидает взрывной рост. Но работодатели в силу целого комплекса причин проявляли консерватизм, да и у соискателей вакансии, предполагающие работу в удаленном режиме, также вызывали меньше доверия.

Наиболее широко среди вакансий, с возможностью дистанционной работы, были представлены такие позиции как графические и web-дизайнеры, ИТ-специалисты и разработчики, бухгалтеры, маркетологи, особенно работающие с цифровыми каналами, специалисты по связям с общественностью. Как правило, речь шла о профессиях, предполагающих решение периодически возникающих задач или проектную работу, а не выполнение каких-то операционных функций на постоянной основе.

Насколько выросло количество вакансий с удаленным режимом работы? В каких отраслях и по каким группам специальностей этот рост наиболее заметен?

В период локдауна на удаленную работу перевели всех, кого только возможно. В течение этих месяцев если не весь скептицизм в отношении удаленной работы, то значительная его часть улетучилась. Этому способствовало и усиление давления на работодателей со стороны надзорных органов. В итоге, как показывают наши исследования, 31% работодателей из тех, кто перешел на удаленный режим в ходе локдауна, оставят на удаленке весь штат или его часть. Полностью переходить на прежние условия работы рассчитывает 54% опрошенных. Остальные 15% опрошенных работодателей, и мы как компания в том числе, планируют работать по смешанному графику, сочетая очные и заочные формы. Тем более, что объективной необходимости в том, чтобы все одновременно находились в офисе нет.

Количество вакансий, которые предполагают работу в удаленном режиме, выросло значительно. Особенно увеличилось количество предложений по таким позициям, как маркетологи, ИТ-специалисты и программисты, бухгалтеры, переводчики, специалисты по связям с общественностью, менеджеры по продажам или операторы контакт-центров.

Для удобства поиска работы и сотрудников на удаленке в самом начале карантина "Работа.ру" запустила отдельную точку входа doma.rabota.ru. Сервис актуален и после снятия карантинных мер – количество вакансий и откликов на дистанционную работу только растет.

Как переход на удаленный режим сказался на эффективности сотрудников?

Опыт локдауна показал, что в удаленном режиме можно работать не менее эффективно, чем из офиса. По нашим данным, в этом уверены 75% работодателей. Тем более, что в арсенале у них есть все средства контроля и учета. У нас, признаюсь, были опасения по поводу результативности сотрудников отдела продаж.

Но оказалось, что они не стали работать меньше, а наоборот, начали работать эффективнее и даже перерабатывать, в итоге мы провели ряд изменений, чтобы установить баланс между работой и отдыхом. К слову, соблюдению баланса труда и отдыха уделяется значительное внимание в новом законодательстве, которое будет регулировать режим удаленной работы в России.

Что касается таких категорий, как маркетологи или разработчики, то у них, как правило, уже есть опыт работы в удаленном режиме и, соответственно, имеется достаточный уровень самодисциплины. И в целом проблема контроля выполнения задач оказалась несложной. Помогало и применение технических решений. Например, многим помог переход с традиционной на более гибкую IP-телефонию.

Во время пандемии для многих компаний из сфер логистики, доставок, транспорта, продуктового ритейла остро встал вопрос расширения штата. Мы в "Работа.ру" учитывали, как важно сейчас обеспечить бизнесу не только быстрый, но и доступный подбор сотрудников, поэтому наша компания не меняла и не планирует менять стоимость тарифов в ближайший год, а также увеличила лимит просмотра контактов соискателей.

Каковы основные мотивы работодателей, которые используют удаленный режим работы?

Сразу отмечу, что в целом работа в удаленном режиме не сказывается на зарплатных ожиданиях соискателя. Мы этого не наблюдаем. А вот второй волны пандемии осенью или зимой ожидают многие, что вызывает соответствующие опасения. Именно поэтому работодатели и не спешат возвращать сотрудников обратно в офисы.

Переход на дистанционный режим позволяет также существенно сэкономить на аренде офисных или торговых площадей. Это заметная статья затрат, особенно в крупных городах, прежде всего, в Москве.

Многие работодатели вынуждены сохранять удаленный или совмещенный режимы для того, чтобы выполнить требования Роспотребнадзора по сохранению социальной дистанции. До пандемии рассадка сотрудников была довольно плотной. Теперь же вместимость офисных помещений уменьшается.

Снижение количества сотрудников в офисе создает и побочный эффект – возникает экономия на оборудовании рабочих мест. Дома у сотрудников как минимум уже есть рабочий стол и стул. Хотя известны и примеры того, как компания приобретала предметы мебели для своего персонала. Это также можно рассматривать как доказательство, что компания дорожит сотрудником и его здоровьем.

Насколько широко применяются средства контроля удаленных сотрудников? Насколько возросла их популярность в ходе пандемии?

Многие и до коронакризиса использовали такие средства. Наиболее широко их применяли ИТ-компании, да и в целом все, кто связан с высокими технологиями, а также производственные организации. Так что для многих, и для нас в том числе, практически ничего не поменялось.

Но мы фиксируем тактические и стратегические задачи в информационных системах. Например, для моих подчиненных, которые занимаются продажами, это система CRM.

Кстати, на "Работа.ру" компании могут легко отследить продуктивность работы своих рекрутеров, а также эффективность размещения вакансий. Для этого мы бесплатно запустили на тарифах по всей России функцию колл-трекинга – она отслеживает и записывает в личный кабинет работодателя все звонки, которые поступают от соискателей в качестве откликов на вакансии.

В целом инструменты, которые можно приспособить для решения контроля и учета задач, есть в любом бизнесе. Помимо CRM или интранет-порталов, в этом качестве можно использовать любые средства коммуникации, включай электронную почту, мессенджеры, средства видеоконференцсвязи. Ряд вопросов все равно приходится решать с помощью голосовых средств коммуникации. Феномен Zoom вызван тем, что электронная почта или мессенджеры становятся неэффективными, если общение требует написания более одного-двух писем или сообщений. Таков мой личный опыт работы в удаленном режиме. Я считаю, что главный критерий эффективности – результат, достижение конкретных показателей.

Чем опасна гиперопека сотрудников?

Контроль не должен оставаться главной функцией руководителя. Гиперопека сотрудников – свидетельство недоверия к ним со стороны руководства. Другой вариант – это симптом отсутствия или недостаточности управленческой зрелости в компании. Но опыт, в том числе и российский, свидетельствует о том, что большего успеха добиваются компании, в которых больше доверяют работникам и фокусируются на результатах, а не на процессах выполнения работы. Также ключевым вопросом является целеполагание. Желательный результат при этом должен быть понятным и легко измеряемым.

Один из главных плюсов локдауна, причем не только в России, состоит как раз в том, что значительно вырос уровень зрелости управления. Те, кто доверяли своим командам, показали лучшие результаты.