Как спасти почти проваленный проект
Кудрявцев
генеральный директор ЗАО "Научно-техническая лаборатория "НЭКСТ ТЕХНИКА"
Разработки ЗАО "Научно-техническая лаборатория "НЭКСТ ТЕХНИКА" внедрены в 12 российских регионах, в том числе в Удмуртии. Генеральный директор компании Валерий Кудрявцев рассказал обозревателю проекта Vision Якову Шпунту о развитии "Системы 112" и специфике внедрения ее элементов в различных российских регионах.
Ваша компания существует уже почти 20 лет. С каких продуктов и решений вы начинали?
– Наша компания была создана в 2002 году. Начинали мы с автоматизации работы диспетчерских служб. Нашим первым заказчиком стало частное охранное предприятие (ЧОП) "Централизованная охрана". Это одно из первых ЧОП в России, которое появилось сразу после того, как частная охранная деятельность была узаконена. Это предприятие внедрило технологию радиоохраны. Применялись системы от израильской компании Visonic, которые включали как устройства, так и ПО. Как это часто бывает, со временем требования росли, и базовых возможностей ПО хватать перестало. Зарубежные разработчики были готовы реализовать новые функции, но за довольно большие деньги. Я лично, вспомнив прежние навыки, с помощью еще двоих программистов, смог решить эту задачу за куда меньшие время и деньги. В дальнейшем мы не стали ограничиваться только ПО, и начали разрабатывать и оборудование.
Что способствовало переориентации на автоматизацию экстренных служб?
– В 2001 году Противопожарная служба была выведена из состава МВД и переподчинена МЧС. Появились перспективы для создания рынка средств мониторинга пожарной безопасности, в том числе работающих по радиоканалу. Одна из первых в России систем противопожарного мониторинга была построена в Приморском крае. Она объединяла подсистемы мониторинга и диспетчерского управления. Как раз в начале 2000 годов разных городах России произошли пожары с большим количеством пострадавших и погибших, причем никто не имел объективной картины того, что происходит на объекте. Эти печальные события привели к появлению соответствующего регионального закона Приморья, который предусматривал в том числе и создание системы противопожарного мониторинга. Она строилась на базе наших разработок. В 2007 году эта система была построена. Каждая пожарная часть была оснащена системой диспетчерского управления, а социально значимые объекты, включая школы, больницы, детские сады, дома ветеранов – подключены к системе мониторинга.
Затем система была дополнена новыми функциями, ориентированными на другие экстренные службы – милицию, а затем полицию, а затем и скорую помощь, естественно, с учетом специфики их работы. Как раз в 2008 году началось создание "Системы 112", единой диспетчерской для вызова всех экстренных служб. Но тогда ее создание было похоже на попытки построить крышу дома с разрушенным фундаментом, что усугублялось тем, что тогда данное положение никто не осознавал. Часто в регионах какая бы то ни было автоматизация и вовсе отсутствовала, обходились бумажными журналами и проводными телефонами. Плюс ко всему, многие проблемы усугублял и кадровый голод. Часто функции диспетчеров возлагались на вахтеров или сторожей.
Проект создания единой диспетчерской обычно сводили к созданию центра обработки вызовов, мы же начинали "снизу", с фундамента, с автоматизации работы дежурных и диспетчерских служб, которые могли взаимодействовать между собой и контролировать то, как каждая из задействованных служб реагировала на тот или иной вызов. При этом для каждой задействованной службы мы предусмотрели не только межведомственный обмен информацией, но и формирование внутриведомственной отчетности. С началом широкого внедрения систем геопозиционирования, которыми оснащались автомобили экстренных служб и городской транспорт, наши системы начали интегрироваться и с ними. Если, например, водитель автобуса нажимал тревожную кнопку, об этом сразу становилось известно. Сейчас такой сигнал может подать водитель любого автомобиля, оборудованного "ЭРА ГЛОНАСС". А в случае ДТП это произойдет автоматически, причем сигнал пойдет во все службы сразу, а не только в 102. Служба 101 примет меры, если произошел разлив топлива или нужно вскрыть аварийный автомобиль, а 103 – для того, чтобы оказать помощь пострадавшим.
Построенная тогда система и стала основой для нашего решения "ИСТОК-СМ", которое в настоящее время используется в Амурской, Белгородской, Кировской, Новгородской областях, Хабаровском и Приморском крае, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, республиках Дагестан, Крым, Марий Эл и Удмуртия. Естественно, каждая из этих систем настраивается под специфику каждого из этих регионов, в итоге каждая инсталляция настраивается под конкретный субъект.
Кто является типичным потребителем вашей продукции? Ограничен ли перечень ваших покупателей и заказчиков одними только экстренными службами?
– Нашим потребителем являются те компании и службы, у которых есть свои диспетчерские службы. Они работают по единому принципу, вне зависимости от формы собственности и ведомственной принадлежности. Различаются лишь силы и средства, а также методы работы. Но, несмотря на это, функция диспетчерской сводится к тому, чтобы принять сигнал, будь то обращение в любой форме, срабатывание какого-то датчика или нажатия на тревожную кнопку, и передать эти данные ближайшему наряду (бригаде, экипажу, расчету, группе) для принятия мер. При этом тот же АПК "Безопасный город", который работает совместно с "Системой 112", охватывает не только экстренные службы 101, 102 и 103, но и предприятия сферы ЖКХ, энергетики, а также те промышленные компании, где авария может иметь серьезные последствия. Например, более-менее серьезная авария в энергосетях автоматически ведет к сбою еще и в водо- и теплоснабжении из-за того, что отключаются насосы. И аварийные службы, и местные власти объективно заинтересованы в том, чтобы иметь как объективную информацию о ситуации, так и оперативно привлекать силы и средства для того, чтобы как можно быстрее устранить возможную аварию и ее последствия. И если главы городов или регионов влиять на работу экстренных служб напрямую не могут из-за их федерального подчинения, а вот работой коммунальщиков они управлять уже могут, так что соответствующие функции в наших продуктах оказались востребованными после того, как администрации их, что называется, распробовали. Глава субъекта может, находясь в любой точке, увидеть всю картину на экране своего планшета или смартфона. Мы также разработали мобильное приложение с функцией видеозвонка, с помощью которого любой желающий сможет оповестить экстренные службы о том или ином событии, будь до ДТП, пожар, коммунальная авария или что-то еще. Пока у нас есть версия для Android, в ближайшее время появится и для iOS, которая пока находится на стадии тестирования.
При реализации проектов внедрения "Системы 112" раньше главной сложностью называли интеграцию разнородных систем. Так ли это?
– В "Системе 112" и АПК "Безопасный город" обязательным элементом является Единая диспетчерская служба муниципального образования. До нее доходят не только экстренные вызовы, но и вся информация, которая поступает в нижестоящие службы, в частности, по линии предприятий ЖКХ. Мы создали Web-интерфейс для передачи данных, который работает в любом браузере. Воспользоваться им может любой сотрудник в любой организации, будь то энергосетевые или газораспределительные компании, водоканалы, управляющие компании, другие предприятия ЖКХ. Естественно, автоматически поступают в единую систему все заявки, которые в эти предприятия поступают. Также как и данные систем видеонаблюдения, мониторинга транспорта, противопожарных датчиков, газоанализаторов и многих других. По ним ведется своя статистика и аналитика, и для этого нет необходимости выделять какие-то дополнительные ресурсы, ведь одна из служб может использовать ресурсы других.
Ваши продукты могут работать на разных программных платформах и разных СУБД. Насколько это осложняет работу над ними? Удлинился ли цикл разработки?
– Наше решение для Крыма работает под ОС Astra Linux. В итоге кроме нашего решения не могло использоваться больше ничего: системы наших конкурентов работают под Windows и используют поверх зарубежных платформ, а поставка практически любого зарубежного ПО в Крым запрещена. Очень много сложностей было и с телекоммуникационной составляющей, включая сетевое оборудование и IP АТС. Я в свое время почти 20 лет прослужил в спецслужбах и еще давно понял, что рано или поздно такой момент настанет, и он настал.
Наш программный продукт может работать на любом оборудовании и операционных системах, в том числе и отечественных. Он написан на языке JAVA и является аппаратно-независимым. Соответственно, на цикл разработки использование разных программных и аппаратных платформ оказывает минимальное влияние. Так что мы уже полностью готовы и к переводу на отечественные процессоры.
В итоге мы оказались готовыми к переводу "Системы 112" на Astra Linux, который сейчас начинается. МЧС переводит свой центральный аппарат на эту систему, то же самое рекомендовано и регионам.
Какие сложности в ходе проектов сложнее преодолевать: технические или организационные?
– Сложнее преодолевать организационные сложности. Прежде всего, связанные с тем, чтобы заинтересовать в том, что тот или иной продукт необходим. Если такой заинтересованности нет, проект внедрения обречен на неудачу. А вот программные и технические сложности обычно или отсутствуют, или легко разрешимы.
Что поменялось после выхода закона 488-ФЗ?
– Этот закон практически полностью повторяет положения Постановления правительства 958-П. Согласно ему, министерства и ведомства должны привести свою нормативную базу к единому алгоритму взаимодействия в рамках "Системы 112". До появления закона процесс выработки ведомственных актов шел очень медленно, при этом для каждого из ведомств, включая Минздрав и МВД, приоритетны собственные нормативные акты. Особенно это актуально для полиции, где действуют специфичные, по крайней мере, для гражданских, нормы служебной иерархии. 488-ФЗ устанавливает предельный срок для выработки всей нормативной базы, включай корректировки ряда федеральных законов, в частности, "О полиции", до конца текущего года. В итоге будут разрешены очень многие организационные проблемы, которые до того не удавалось преодолеть. И в целом даже если закон не совершенен, он задает какое-то направление, а когда его нет, то каждый действует так, как считает нужным.
Как проходило внедрение "ИСТОК-СМ" в Удмуртии?
– Первоначально там была попытка внедрения другой системы, созданной по заказу МЧС. При этом использовалась модель распространения, очень похожая на ту, которая используется в некоторых играх: базовая часть является бесплатной. И многие на это, по понятным причинам, попадались. С деньгами у регионов, за редчайшими исключениями, дело обстоит плохо. Однако бесплатным является решение лишь одной задачи, причем довольно специфической. Если нужны какие-то другие функции, то их реализация уже будет платной.
И в Удмуртии первоначально установили такую систему. Но с ней просто не смогли работать. Правительство республики начали искать решение, и мы предложили наше СПО. Мы безвозмездно передали им наше СПО, установили его на существующем оборудовании и обучили персонал. Спустя год был заключен договор на техническую поддержку. Тогда же система была запущена в промышленную эксплуатацию. Сейчас происходит модернизация раннее установленного оборудования. Также в республике идут мероприятия, направленные на создание АПК "Безопасный город", на базе "Системы 112", которая построена на нашем СПО "ИСТОК-СМ". Так как в СПО, есть модуль АПК "Безопасный город", то интеграция осуществляется только с внешними информационными системами, что не требует от субъекта дополнительных финансовых затрат. Все работы мы проводим в рамках существующего договора на техническую поддержку СПО, в том числе и работы, связанные с добавлением нового функционала в СПО и его модернизации. Тестируется мобильное приложение.
Насколько сложна ситуация с ИТ персоналом на местах, в частности, в Удмуртии, в тех организациях и компаниях, которые эксплуатируют ваши системы? Как вы помогаете эксплуатантам при устранении разного рода технических проблем?
– При работе с нашим продуктом низкоуровневую часть системы, причем любой, конечный пользователь просто не увидит. С функциями операционной системы никто из диспетчеров не работает. Они, что называется, сели в лодку и поплыли. Также на базе нашего продукта развернуты учебные классы в вузах МЧС России. На их базе происходит обучение представителей регионов.
В Удмуртии также на первом этапе были сложности даже с проведением элементарных операций вроде заполнения карточек, не говоря уже о том, как получать данные об оперативной обстановке. Но ведь обстановка при серьезном инциденте меняется буквально каждую минуту, и, если действовать по старинке, обзванивая каждую из диспетчерских служб, можно усугубить ситуацию! Пришлось бросить на обучение все ресурсы. Сначала это делалось в дистанционном режиме, затем с выездом на место. Но когда появляется критическая масса людей, которые хотят получать объективную картину того, что происходит, то скорость освоения продукта резко вырастает.
С администраторами сложнее. Подготовленных специалистов недостаточно. Даже просто тех, кто имеет хоть какие-то навыки работы в Linux и СУБД меньше, чем того хотелось бы. Специалистов надо обучать, и мы вкладываем в обучение персонала, в том числе и собственного, значительные средства. Развиваем мы и собственный учебный центр. Какую-то часть этой работы выполняет наша сервисная служба. В период пандемии поездки резко сократились, но сейчас жизнь постепенно возвращается в прежнее русло. Я сам начал ездить чаще, встречаясь с представителями заказчиков и демонстрируя им возможности нашего решения. Тем более, что заинтересованность со стороны региональных и муниципальных властей в том, чтобы получать данные о безопасности жизнедеятельности, которые аккумулирует "Система 112", начинает появляться.
Летом мы планируем провести конференцию пользователей нашего продукта, чтобы те, кто его эксплуатирует, смогли поделиться опытом. Ведь в каждом регионе свои природно-климатические условия, отраслевая специализация экономики, что оказывает влияние на многое другое, включая совершенно неожиданные сферы.
Как вы планируете развивать системы в Удмуртии? Что в ближайших планах?
– Прежде всего, в ближайших планах – перевод на российскую операционную систему Astra Linux. С технической стороны проблем нет. Все упирается в финансы, Astra Linux необходимо приобретать, и для закупки необходимо выделение финансирования. Как только будет проведена инсталляция, мы произведем переустановку нашего СПО. Начата работа по интеграции нашего модуля в СПО АПК "Безопасный город", с внешними информационными системами, включая такие его элементы как системы видеонаблюдения, мониторинга пожароопасных объектов, гидрометеослужбы, лесоохраны и ряд других, всего их около 10. В течение текущего года мы планируем эту работу завершить.