BIM это тотальная прозрачность процессов
Крылов
менеджер по развитию девелоперской компании ЮИТ
В развитии и стандартизации технологий информационного моделирования нужны наработанные практики, которые в свою очередь окажутся полезными не только в строительстве, но и в создании программных комплексов управления умными городами. О будущем low-code в строительстве, о подходе к выбору программного обеспечения и востребованных инициативах со стоны государства руководителю проекта Vision Антону Курашу рассказал менеджер по развитию девелоперской компании ЮИТ Алексей Крылов.
Существует в отрасли единое восприятие информационных моделей различными участниками: заказчиками, проектировщиками, экспертными организациями?
— Так сложилось исторически, что сколько ни задавай вопрос "что такое BIM?", столько разнообразных ответов и получишь. В далеком 2008 году Бью и Ричардс предложили схему "уровней зрелости информационного моделирования", в соответствии с которой процесс BIM проходит три ключевых этапа — от "зачатков" баз данных до полной интеграции и синергии всей цифровой информации.
Российская Федерация, как и другие страны Европы и мира, проходит трансформацию ко второму уровню зрелости: внедряет информационное моделирование на основе классификаторов. Лишний раз мы можем в этом убедиться, открыв основополагающий стандарт ИСО 19650, в котором так и сказано: "Данный стандарт применим на втором уровне информационного моделирования, однако может применяться на уровне зрелости 1 и уровне зрелости 3".
Правительство Российской Федерации расставило точки над "i" в аббревиатуре BIM с выпуском постановления №1431, рассказывающего о составе и правилах ведения информационных моделей. В настоящий момент — это совокупность строительных документов в цифровом виде, структурированных посредством классификатора строительной информации и скреплённых цифровыми подписями.
Подобное восприятие ново в первую очередь для участников, ранее разделявших понятия традиционной проектной документации и BIM как "формата нового представления проекта без плоских чертежей, в 3D виде". Теперь этой границы нет.
По факту, понятие "BIM" устарело, и новомодное "ИМ" встает на его замену, с чем в нашу строительную деятельность врывается куча нововведений и понятий, таких как "информационный контейнер" или "информационная модель актива".
Что самое сложное при внедрении технологий информационного моделирования (ИМ) в строительстве?
— Помимо традиционных сложностей в части подготовки и переквалификации кадров, основной трудностью считается недостаток технического регулирования со стороны государства и надзорных органов. Последнее, надо признаться, в настоящий момент перестает быть препятствием, государство делает очень большие шаги в части стандартизации. При этом осознание и применение новых стандартов ведения строительной информации растянется ещё на несколько лет, ввиду отсутствия наработанных практик ведения ИМ участниками строительства на всех жизненных циклах реализации проектов.
Ещё одна проблема — это инструменты, а именно программное обеспечение. В настоящий момент существует огромное количество разнообразных программных решений, обещающих решить вопросы сокращения человеческих ресурсов и внедрения лучших практик. Однако, зачастую эти решения не отражают действительных потребностей участников строительства. Это также добавляет скептицизма в профессиональном сообществе при внедрении информационного моделирования.
И напоследок, конечно же, тотальная прозрачность всех процессов и документов. Хоть это и основное преимущество, она так же может являться препятствием для тех, кому есть что скрывать. Благо, в нашей деятельности таких вопросов никогда не стояло.
Как вы относитесь к инициативе государства утвердить классификатор строительной информации (КСИ), который обеспечит возможность обмена данными между различными информационными системами и однозначную идентификацию элементов ИМ?
— Внедрение КСИ влечет наведение порядка во всех документах всех участников рынка: от чисто государственных СП и ГОСТов до документации строительного бизнеса — проектов, актов, журналов работ и тд. Все документы должны будут структурироваться, то есть будут создаваться "информационные контейнеры", в совокупности представляющие сам процесс информационного моделирования.
Несомненно, стандартизация в части налаживания структурирования документов –преимущество для всех. Это новый язык общения в строительстве, призванный наладить взаимодействие между участниками на машинном уровне, например застройщик-проектировщик, застройщик-государство или государство-государство. Тут есть много возможностей для получения преимуществ, таких как автоматизация проверок, автоматизация передачи данных между системами. В том числе и создание нового поколения программных комплексов управления умными городами и т. д.
Мы наблюдаем аналогичные процессы цифровой трансформации в других отраслях производства. Также примечательно, что принятая структура классификатора идентична классификаторам других стран, что, несомненно, упрощает общение на межгосударственном уровне.
Какие инициативы и меры сейчас наиболее востребованы от государства для развития технологии BIM и ее повсеместного применения?
— Так или иначе, технологии BIM применяются повсеместно. На этапе проектирования BIM берет начало там, где проектировщик отказывается от черчения на кульмане, переводя документацию в цифру. Этап строительства и документооборот уже давно переведены в цифру. Этап эксплуатации очень сильно представлен производственными объектами.
Сейчас государство использует все возможные ресурсы: разрабатывает новые стандарты, проводит обучение и организовывает курсы переквалификации кадров. Не так давно на сайте Университета Минстроя было размещено приглашение для бесплатной переподготовки кадров различных сфер строительства: руководителей, BIM менеджеров, сметчиков, проектировщиков и прочих, с выдачей электронных сертификатов. Также уже не первый год Университет Минстроя организует замечательные лекции, в которых зачастую можно почерпнуть много нового.
Надеемся, эти тенденции по развитию закрепятся в практике на долгие годы.
С каким ПО для ИМ вы работаете? Есть ли в списке ПО отечественные решения? Какими руководствуетесь требованиями при выборе ПО для ИМ.
— ЮИТ является международной компанией со своими стандартами ведения информационного моделирования. ПО стандартизовано и соединено в общую базу данных всех стран.
Наша информационная модель представлена в виде совокупности трех основных баз данных — программные комплексы проектирования и архивации проектной документации, ITWO для ведения проекта 5D, в котором мы управляем планированием и экономикой проектов, и ERP системы, для России на платформе "1С". Также стоит добавить инструменты совместной работы на базе решений Microsoft Office 365.
При выборе программного обеспечения мы руководствуемся не только текущими возможностями применения, но и перспективами поддержки актуальности и модернизации непосредственно разработчиком данного ПО в долгосрочной перспективе.
Какая необходимость во внедрении внедрение единой государственной отраслевой цифровой платформы управления жизненным циклом объектов капитального строительства?
— Данная система называется ГИСОГД — государственная система обеспечения градостроительной деятельности. В одном из постановлений правительства говорится о дате запуска этой платформы — декабрь 2022 года. Эта система и будет инструментом государства для машинной обработки информации в строительстве. Подобная система грандиозна по своим масштабам, и её реализация в полном виде ознаменует полную цифровую трансформацию строительства в РФ. При этом можно констатировать, что цифровизация государства — это не облачное будущее, а вполне реальное настоящее.
На каких объектах строительства вы не применяете BIM и почему?
— ЮИТ в России применяет BIM абсолютно на всех проектах. Сейчас даже сложно представить причину, по которой можно отказаться от преимуществ сокращения ошибок проектирования или прозрачности процессов возведения зданий и сооружений.
Как вы оцениваете эффективность от применения BIM в строительных проектах?
— В некогда популярной книге "Черный лебедь" Нассим Талеб приводил замечательный пример "как измерить финансовую эффективность от внедрения бронированных дверей кабины пилота самолета". Тут то же самое: попытка измерить эффективность от внедрения информационных технологий сравнима с попыткой описать размер убытка от того, что никогда не произойдет. Зачастую мы так и говорим: BIM это система обеспечения прозрачности в строительстве — эффективности расходования денежных средств, применяемых решений, компетенций сотрудников и так далее.
ЮИТ занимается внедрением информационного моделирования уже не первый десяток лет. Ещё в конце 2000х годов проекты имели привязку проектной документации, построенной в 3D, к бюджетным сметам, что в разы повышало качество бюджетирования и планирования денежных средств. Сейчас проще описать предполагаемые убытки от неиспользования технологий: снижение качества проектной документации — возникновение риска дополнительных работ по исправлению ошибок проектирования; снижение качества сметной документации — повышение уровня отклонений от запланированных затрат; снижение эффективности сотрудников — повышение времени обработки отдельных документов для сопоставления искомых данных и так далее.
Как дальше будут развиваться технологии в строительной отрасли, какие новые методы и инструменты появятся в будущем?
— Не будем давать пессимистичных прогнозов по вытеснению человека искусственным интеллектом. В мире программистов не так давно было популярно понятие low-code технологий: платформ, в которых пользователи могут создавать программные продукты, не обладая навыками программирования. Это технологии визуального программирования, сравнимые с Dynamo от Autodesk, но нацеленные на обработку простых файлов и документов, "информационных контейнеров".
Введение КСИ в строительную документацию позволит с легкостью находить и обрабатывать искомую информацию, и использование low-code технологий позволит самим пользователям создавать уникальные бизнес-процессы, заточенные под решения конкретных задач, стоящих перед исполнителем.