Наша задача перевести взаимодействие участников строительства в цифровой формат
Козлов
заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Строительная отрасль долгое время считалась одной из наиболее отстающих в плане внедрения цифровых технологий. Но буквально в последние месяцы данный процесс существенно ускорился. Каковы первоочередные задачи цифровизации отрасли с точки зрения профильного ведомства и какой результат планируется при этом достичь руководителю проекта Vision Антону Курашу рассказал заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Александр Козлов.
Минстрой много делает для поддержки технологии BIM в строительстве, какая сейчас общая целевая картина развития цифрового строительства?
— Исторически строительная отрасль относится к наименее оцифрованным. Конечным продуктом ее деятельности являются вполне конкретные материальные объекты. При этом их создание сопровождается сложными процессами обмена информацией, что делает возможным развитие цифрового строительства только при наличии соответствующего уровня технологического развития, попросту говоря – технологий, а также готовности участников эти технологии использовать. Задача цифровизации строительной отрасли стоит куда шире внедрения и поддержки технологии BIM в строительстве, хотя это конечно играет существенную роль. Задача, которая стоит перед нами – перевести все взаимодействие участников строительного процесса в цифровой формат, внедрить в отрасли процессы управления данными, обеспечить бесшовную интеграцию всех процессов, связанных со строительством. Ее решение приведет к появлению частных цифровых сервисов и решений, ускорит перевод государственных услуг в электронный вид, широкому внедрению машиночитаемых и машинопонимаемых документов. Все это должно быть аккумулировано в едином цифровом пространстве строительной отрасли (ГИСОГД РФ). Поэтому общая целевая картина развития цифрового строительства, четко заложена в Поручении Президента № 1235, – внедрение системы управления жизненным циклом объектов капитального строительства с применением технологий информационного моделирования.
Рассматривает ли министерство, какие-либо меры поддержки, в том числе финансовые для внедрения новых цифровых строительных технологий?
— Внедрение цифровых технологий предоставляет массу преимуществ, однако требует от участников процесса материальных и кадровых ресурсов. Задача государства при этом обеспечить нормативно-правовую и нормативно-техническую базы. Минстрой, естественно, не оставляет этот вопрос без внимания, чтобы сделать процесс перехода к использованию цифровых строительных технологий максимально удобным для отрасли. Так, уже сегодня утверждены правила формирования и ведения информационной модели, определен круг лиц, формирующих информационную модель и форматы передачи данных. Задан принцип однократности представления данных, определены сроки включения данных в модель.
В декабре в публичном пространстве появится Классификатор строительной информации (КСИ). Образно говоря, это единый язык общения участников, который станет отправной точкой для перехода на автоматизированную проверку сооружений в информационной модели. Классификатор строительной информации обеспечит возможность обмена данными между различными информационными системами и однозначную идентификацию элементов информационной модели.
Насколько рынок обеспечен решениями для применения цифрового двойника на всех этапах жизненного цикла объекта?
— Когда речь идет о цифровых двойниках, то чаще всего говорят про этапы строительства и эксплуатации, а на предшествующих этапах информационные модели являются не двойниками, а основным результатом деятельности. Это принципиальная разница.
Существует множество программных решений для проектирования, тут сложилась здоровая конкурентная среда. Рынок программного обеспечения для ведения цифровых двойников на этапах строительства и эксплуатации существенно менее разнообразен, но, все мы прекрасно знаем, что спрос рождает предложение. Но не только развитие технологий способствует цифровой трансформации, но также и государственная политика в этой области, которая должна стимулировать рынок.
На какой стадии развития находятся отечественные продукты для информ-моделирования, какова их степень зрелости?
— На рынке информационного моделирования представлены достойные продукты отечественных разработчиков. Их наличие позволяет с уверенностью внедрять BIM-моделирование, несмотря на существующие санкционные риски. Ни для кого не секрет, что большая часть используемого ПО от зарубежных разработчиков. Однако, в сложившейся в РФ ситуации, когда нормативные и правовые основы использования BIM-технологий только зарождаются, и отечественные разработчики принимают активное участие в процессе, есть уверенность что их позиции будут существенно укрепляться за счет понимания нормативно-правовой базы и готовности оперативно под нее подстраиваться.
Что препятствует повсеместному внедрению BIM технологий в проектировании?
— Внедрение новых технологий или решений на уровне государства всегда требует соответствующего стимулирования и регулирования, а в случае с BIM моделированием еще и уникальных цифровых инструментов, обеспечивающих не только внедрение самой технологии, но еще и возможности пользоваться различными программными продуктами. При этом должна быть обеспечена возможность единого восприятия информационных моделей различными участниками отрасли: заказчиками, проектировщиками, экспертными организациями. Очевидных препятствий к внедрению BIM-технологий нет, однако сама сложность технологии и совокупность множества ее аспектов требуют многоуровневого системного подхода, что делает внедрение данной технологии процессом поступательным.
Какие ближайшие инициативы готовит регулятор для роста цифровизации направления "умного строительства"? Какие еще будут приниматься документы, проводится мероприятия, что они позволят решить?
— Ближайшие инициативы Минстроя России относятся к технической стороне внедрения BIM-технологий. В декабре 2020 года планируется ввод в действие КСИ, а также утверждение в начале 2021 года сводов правил, задающих правила формирования информационной модели объектов на различных стадиях жизненного цикла и правила описания компонентов информационной модели. Эти документы должны связать нормативную правовую базу и классификатор строительной информации. Перспективные направления инициатив в области направления "умного строительства" – внедрение машиночитаемых нормативно-технических документов, которые должны обеспечить возможность автоматизации проверки информационных моделей на соблюдение ряда требований.
Какое отношение у Минстроя к концепции open BIM?
— Минстрой при формировании политики в отношении внедрения технологий информационного моделирования опирается на отечественный и зарубежный опыт. В частности, проанализирована концепция open BIM, положения которой учитываются при разработке нормативных правовых актов и нормативно-технических документов. Так, для информационных моделей предполагается передача при взаимодействии с государством в форматах IFC и XML. Одна из задач – развитие конкуренции в данной области, и применение открытых стандартов. Это позволяет различным программным продуктам развиваться, а специалистам дает возможность их использовать в зависимости от своих целей и задач.
Будет ли распространена норма обязательного применения BIM в строительстве объектов госзаказа на любые новостройки?
— Применение BIM не самоцель, а инструмент, помогающий достижению основных целей строительной отрасли. Профессионалы отрасли понимают, что в современной реальности без технологий информационного моделирования эти цели достичь очень сложно, поэтому норма обязательного применения BIM-технологий в строительстве будет распространена на все новые строительные проекты, выполняемый за счет бюджетных средств. Государство здесь не первопроходец. Сегодня редкие крупные коммерческие проекты обходятся без технологий информационного моделирования и получается, что государство помогает бизнесу развивать эти практики. На данный момент ведется работа над проектом документа, устанавливающим норму обязательного применения BIM-технологий для определенного перечня бюджетных объектов с 2023 года. По итогам принятия и апробации данного документа будут приниматься дальнейшие решения, в том числе с учетом экономической эффективности применения BIM технологий для различных видов объектов.
Должен ли "прижиться" BIM как инструмент не только проектирования, но и эксплуатации зданий?
— Применение BIM на этапе эксплуатации – одно из ключевых направлений применения данной технологии. Но максимальный экономический эффект достигается при ее применении для управления сложными технологическими объектами, такими как промышленные и энергетические предприятия. В том или ином виде BIM применяется и для социальных объектов, однако экономический эффект тут, конечно же, меньше. Несомненно, BIM будет применяться при эксплуатации социальных объектов в той мере, которая будет обеспечивать наибольшую экономическую целесообразность и эффективность. В подтверждение этому можно обратиться к мировой практике, таким странам как Сингапур или Дания.
Какие объекты и как будут сопровождаться на единой государственной отраслевой цифровой платформе управления жизненным циклом объектов капитального строительства?
— В рамках реализации федерального проекта "Цифровое государственное управление" запланирована масштабная работа по созданию единого цифрового пространства в сфере строительства, предназначенного, во-первых, для внедрения технологий полностью безбумажного документооборота участников градостроительной деятельности на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства. Во-вторых, для организации этого взаимодействия с использованием технологий информационного моделирования.
Создание Единого цифрового пространства невозможно без участия государства как нормативного регулятора большого количества критически значимых процессов, и владельца эталонных информационных ресурсов. Центральным элементом единого цифрового пространства является государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности Российской Федерации ГИСОГД РФ.
Создание ГИСОГД РФ сделает возможным накопление, хранение, анализ и обмен данными обо всех объектах строительства на всех этапах их жизненного цикла. Для решения этой задачи ГИСОГД РФ предусматривает интеграцию уже работающих в ряде регионов систем обеспечения градостроительной деятельности, федеральных государственных информационных систем, иных информационных систем, информационных систем заинтересованных юридических лиц.
Реализация мероприятий по созданию ГИСОГД РФ обеспечит условия для перехода к суперсервису "Цифровое строительство" с целью оказания государственных и муниципальных услуг в сфере градостроительной деятельности гражданам проактивно, по реестровой модели. Запуск суперсервиса позволит свести к минимуму использования бумажных документов и необходимости посещения гражданами государственных органов.