© ComNews
13.12.2017

Частный российский авиационный холдинг S7 Group Владислава Филева и его жены, который в 2016 г. купил плавучий космодром Sea Launch ("Морской старт"), планирует осуществить с него первые коммерческие пуски ракет-носителей уже в 2019 г. До 2023 г. компания планирует запустить 12 ракет-носителей "Зенит", а после 2023 г. использовать новую ракету "Союз-5", причем S7 готова заказать у ее разработчика - РКК "Энергия" - сразу 50 таких ракет и подписать опцион еще на 35 носителей. Деятельность S7 Group в перспективе позволит увеличить долю России на глобальном рынке пусковых услуг.

"Мы хотели бы возобновить деятельность программы "Морской старт" и придумали новую бизнес-модель. Спасибо "Роскосмосу" и РКК "Энергия", которые поддержали нас в этом стремлении, а также спасибо руководству государства, которое дало нам такую возможность", - сказал совладелец S7 Group Владислав Филев, выступая на конференции "Космос как бизнес", которую 12 декабря организовали в Москве "Роскосмос" и ТАСС. В частности, эта бизнес-модель предусматривает опережающее изготовление ракет-носителей: от подписания контракта до запуска должно проходить 6-12 месяцев. 

Развитием проекта "Морской старт" занимается "дочка" S7 - ООО "С7 Космические транспортные системы" (бренд S7 Space), генеральным директором которого является Сергей Сопов. По планам S7 Space, первый запуск с космодрома "Морской старт" должен состояться в 2019 г., причем Владислав Филев надеется, что это произойдет в начале года. Совладелица S7 Group Наталия Филева говорит, что у компании уже есть заказы на запуски, причем, по ее словам, "люди выстраиваются в очередь". 

До 2023 г. S7 Space планирует заказать 12 ракет-носителей для пусков с "Морского старта", то есть запускать по две-три ракеты ежегодно. Напомним, в апреле 2017 г. S7 Sea Launch Limited и украинское предприятие "Южмаш" заключили контракт на поставку 12 ракет-носителей "Зенит" для пусков с плавучего космодрома. Контракт предусматривает изготовление ракет "для исследований и использования космоса в мирных целях в рамках международных космических проектов".

После 2023 г. S7 Space готова перейти на новую ракету "Союз-5", разработкой которой занимается РКК "Энергия". Владислав Филев перечислил некоторые характеристики перспективной ракеты, которые позволят сделать ее коммерчески успешной и в России, и в мире. Это будет двухступенчатая ракета, без разгонного блока. Она будет выводить полезную нагрузку массой до 5,5 тонн на геопереходную орбиту. Ракета должна быть совместима с космодромом "Морской старт". При этом индикативная себестоимость производства должна составлять не менее $600 за 1 кг "сухой массы" ракеты-носителя. "Это та цена, которая сделает ракету коммерчески успешной", - подчеркнул он. S7 Space готова подписать с РКК "Энергия" контракт на 50 новых ракет-носителей и опцион еще на 35 таких ракет.

Владислав Филев отдельно подчеркнул, что S7 Space - коммерческая компания, и "Морской старт" - коммерческий космический проект. Он привел в пример допуск частного сектора к космическим услугам в США, который повлиял на активное развитие отрасли. Основные космодромы мира контролируют шесть стран, однако большая часть запусков происходила с площадок в России, США, ЕС и Китае. В 2017 г. Россия осуществила 17 запусков, США - 27, Китай - 16, ЕС - 10. Всего, по подсчетам S7, в 2017 г. в мире было запущено 444 спутника, причем 300 из них были американские, 30 - китайские, 18 - российские и т.д.

По оценкам Владислава Филева коммерческий космический рынок в России по итогам этого года составит около $770 млн (из них $320 млн - услуги по выведению спутников, $150 млн - изготовление коммерческих спутников, а $330 млн - доход от продажи услуг двух российских операторов - ФГУП "Космическая связь" и АО "Газпром космические системы"). Задача, которую декларирует S7 Space, - занять на рынке услуг долю, соответствующую как минимум доле ВВП России в мировом ВВП (около 3,4%). 

Как ранее сообщал ComNews, в сентябре 2016 г. состоялась сделка по продаже плавучего космодрома "Морской старт" частному инвестору - S7 Group. В сделке участвовала ракетно-космическая корпорация (РКК) "Энергия" им. С.П.Королева, которой через "дочку" Energia Overseas Limited (EOL) принадлежит 95% консорциума "Морской старт". Причем после продажи "Морского старта" РКК "Энергия" продолжила участвовать в его судьбе и оказывать ему поддержку.

Задачу коммерциализации космоса разделяет и генеральный директор "Роскосмоса" Игорь Комаров. Он напомнил, что госкорпорация создавалась для того, чтобы произвести серьезную трансформацию отрасли. "Одна из основных задач госкорпорации - завоевание достойного для российской космической отрасли места на мировом рынке. Для решения этой задачи нам в том числе нужно развивать взаимодействие с частным бизнесом. Особое внимание в стратегии госкорпорации, которая в этом году была утверждена, играют коммерциализация, а также ориентация деятельности ГК на коммерческий сегмент, увеличение доли корпорации на мировом рынке", - подчеркнул он. Это возможно только при формировании целой сети глобальных партнерств. "Важно быстро двигаться в этом направлении и находить инвесторов. Нельзя же решать все за счет средств из госбюджета", - подчеркнул он.

Как отметил партнер и управляющий директор The Boston Consulting Group Николя Бутэн, космос все больше становится бизнесом для частных компаний. В связи с этим меняются бизнес-модели у игроков космической отрасли. Производство спутников становится более гибким и быстрым. Исполнительный директор Euroconsult Стив Бочинджер также обратил внимание на грандиозный сдвиг в производстве и запуске космических аппаратов. "Происходит ускорение производства. Например, если ранее на изготовление спутника уходило два-три года, то теперь - шесть-восемь месяцев", - говорит он. 

Тем временем помощник президента РФ Андрей Белоусов критично оценил итоги деятельности "Роскосмоса". "Роскосмос" с советских времен живет за счет бюджета и работает практически без прибыли. В госкорпорации заняты 220 тыс. человек, 20% из них - это люди в возрасте до 30 лет, причем не самые глупые люди. Из 90 организаций примерно две трети - это научные конструкторские организации. И вот эта огромная масса людей не может заработать деньги. Это нормально?" - вопрошал чиновник. Он привел в пример другую госкорпорацию - "Росатом". Ранее она тоже жила, ориентируясь на федеральную целевую программу. Однако после прихода в "Росатом" Сергея Кириенко все изменилось. Он отказался от ФЦП, попросив внести эти деньги в капитал предприятия,и оно стало зарабатывать деньги, строя по всему миру атомные электростанции и перерабатывая ядерные отходы. "Я все жду, когда "Роскосмос" придет и скажет: давайте ФЦП закроем, дайте деньги в капитал, я буду зарабатывать. Вот это будет действительно поворот", - сказал помощник президента.

По его словам, "Роскосмос" должен зарабатывать деньги не тактически, а стратегически, позиционируя себя в мире как крупная глобальная конкурентоспособная компания. Чтобы реализовать планы по коммерциализации деятельности, "Роскосмосу" нужно решить проблему качества. "Это изменение бизнес-процессов и в "Роскосмосе", и на головных предприятиях", - пояснил Белоусов.  Кроме того, нужно снижать количество нормо-часов. "При том количестве нормо-часов, которое есть сейчас, у нас нет даже конкурентоспособной линейки и нас даже выдавливают из рынка пусков, где мы всегда занимали одно из ведущих мест. При том количестве трудозатрат на одно изделие, которое определяет стоимость пуска, мы будем сдавать позиции на рынке", - посетовал он.

Андрей Белоусов считает нужным ускорить процесс принятия и реализации решений в ГК "Роскосмос". Он привел в пример акционирование ГКНПЦ им. М.В. Хруничева: решение об этом было принято три года назад, однако само акционирование произошло совсем недавно. "А это не просто смена организационно-правовой формы, это возможность нормализовать финансовое положение ключевого головного предприятия отрасли и сделать его реципиентом для инвестиций, в том числе и для частных. А с такими скоростями, как сейчас, мы не то что в космос не взлетим, мы от земли-то не оторвемся", - заключил он.