© ComNews
30.10.2017

Группа ВТБ в декабре внедрит биометрическую аутентификацию клиентов по внешности в 20 офисах розничной сети в Москве и области, Петербурге, Волгограде, Екатеринбурге и Владивостоке. В 2018 г. этот проект будет тиражирован на всю розничную сеть банка, которая включает более 1000 офисов. По данным ИТ-компаний, внедряющих биометрические решения, спрос на биометрию со стороны банков растет с каждым днем.

Как сообщили в пресс-службе группы ВТБ, ожидаемый экономический эффект от внедрения проекта биометрической аутентификации клиентов по внешности в офисах розничной сети банка составит около 1,8 млрд руб. на горизонте пяти лет.

В декабре 2017 г. новая технология будет внедрена в первых 20 офисах банка в Москве и области, Петербурге, Волгограде, Екатеринбурге и Владивостоке. Тиражирование проекта на всю розничную сеть группы ВТБ запланировано в 2018 г. В настоящий момент у ВТБ 1086 офисов в 75 регионах страны.

Технология биометрической аутентификации по внешности предполагает, что при посещении отделений клиенты подписывают только электронные версии документов. Помимо традиционной идентификации по паспорту банк предлагает пройти аутентификацию на планшете. Она позволит подтвердить, что именно этот человек подписывает документ. Пройти этот процесс удаленно невозможно. Технология будет применяться при оформлении кредитов наличными, кредитных карт и депозитов, а также при операциях в рамках обслуживания физических лиц.

В дальнейшем механизм использования биометрии по внешности будет следующим: при посещении офиса клиент проходит аутентификацию на планшете банка, самостоятельно сделав фото. Система автоматически осуществит проверку на совпадение биометрических данных клиента с эталонным снимком, который был принят ранее при оформлении электронной подписи клиента для обслуживания в банке. В случае успешной проверки появятся документы, которые необходимо подтвердить полученным на мобильный телефон кодом. Далее они будут отправлены в личный кабинет интернет-банка или на электронную почту клиента.

Представитель пресс-службы группы ВТБ не раскрыл в беседе с корреспондентом ComNews подробностей реализации проекта. Отметим, что в августе текущего года представитель пресс-службы ВТБ24 (входит в группу ВТБ) рассказывал о пилотном проекте биометрической идентификации по внешности в новом типе офисов с безбумажным обслуживанием. "В ВТБ24 проведен пилот, по итогам которого проект признан успешным. За его внедрение отвечает компания "Техносерв Консалтинг", а за биометрию - компания "Центр речевых технологий". В настоящий момент в стадии разработки находится целевая технология, которую мы планируем запустить в ноябре текущего года. До марта 2018 г. мы намерены перевести на эту технологию всю офисную сеть", - рассказывал представитель пресс-службы ВТБ24 (см. новость ComNews от 31 августа 2017 г.). 

Руководитель направления продаж в финансовом секторе ООО "Центр речевых технологий" (ЦРТ) Алексей Минеев в разговоре с корреспондентом ComNews отметил, что биометрические технологии продолжают набирать популярность. "В последний год мы не только проводим множество пилотных проектов по внедрению биометрических систем в финансовых организациях - сейчас у нас началась стадия активных внедрений в промышленную эксплуатацию. Примечательно, что флагманами в этом процессе стали крупнейшие игроки рынка, такие как группа ВТБ или Сбербанк. Последний недавно анонсировал внедрение голосовой биометрии от ЦРТ в контактном центре", - сказал Алексей Минеев.

По его словам, ЦРТ работает с биометрией по лицу и голосу - это наиболее удобные модальности для очного и дистанционного банковского обслуживания. Для верификации не требуется дополнительных устройств вроде сканеров отпечатков пальцев. Достаточно встроенных камеры и микрофона смартфона или, как в случае с ВТБ, планшета.

Многие банки уже активно используют биометрические технологии идентификации в розничных офисах, а также рассматривают возможность их внедрения.

Руководитель направления оперативного анализа и противодействия мошенничеству банка "Хоум Кредит" Алексей Манеркин отметил, что риск того, что кто-то придет под видом известного банку клиента с отличной кредитной историей и попробует получить большой кредит, действительно существует.

"К счастью, мы уже очень давно используем биометрические технологии, которые в том числе помогают нам защищать наших существующих клиентов. При этом сравнение текущего фото клиента осуществляется не с одним эталонным фото, а со всеми имеющимися у банка фотографиями. Это помогает не только математически уменьшить ошибку распознавания, но и в целом лучше понимать пришел ли к нам настоящий клиент, а не какое-то иное лицо, которого мы раньше видели с другими данными. В целом биометрия очень эффективна для борьбы с мошенничеством с поддельными паспортами, и мы ее используем не только в наших собственных офисах, но и по всей партнерской сети выдачи POS-кредитов", - говорит Алексей Манеркин.

По словам представителя пресс-службы ПАО "Промсвязьбанк", банк ведет работу в направлении развития биометрической идентификации. "Во-первых, это участие в государственном проекте Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Во-вторых, мы не исключаем возможности тестирования и развития собственных проектов в этом направлении. Нам интересна голосовая биометрия в силу ряда причин - в том числе за счет популярности в использовании зарубежными банками, которые успели накопить интересный опыт. Идентификация по голосу считается одной из самых надежных: на нее не влияют такие факторы, как физическое состояние человека или его возраст", - отметили в пресс-службе Промсвязьбанка.

Как ранее сообщал Почта Банк, система биометрического распознавания лиц Luna (продукт компании VisionLabs) позволила Почта Банку в 2016 г. предотвратить совершение потенциально мошеннических сделок на сумму около 1,5 млрд руб. Благодаря этой системе банк также предотвратил 4,5 тыс. нарушений, связанных с некорректным использованием фотографии клиента, и распознал более 9 тыс. мошеннических кредитных заявок (см. новость ComNews от 31 августа 2017 г.).

Исполнительный директор VisionLabs Алексей Нехаев в разговоре с корреспондентом ComNews рассказал, что с продуктами для распознавания лиц VisionLabs сейчас работает несколько десятков банков - как напрямую, так и через партнеров. "Мы видим все больший интерес как со стороны банков, так и со стороны компаний других сфер в использовании технологии. В зависимости от бизнес-задач технология распознавания лиц внедряется в процессы обслуживания - от идентификации клиента в мобильном приложении до работы в отделениях и банкоматах. Все банки, которые видят себя на рынке через пять лет, либо уже используют биометрию, либо планируют ее внедрять в самое ближайшее время", - отметил Алексей Нехаев.

По словам представителя пресс-службы "Вокорд" - еще одной ИТ-компании, внедряющей биометрические решения, - распознание лиц - одна из технологий, вызывающих сегодня наиболее острый интерес. "Компания "Вокорд" является пионером в этой области: мы занимаемся технологиями распознавания более семи лет и предлагаем полную линейку решений. Конечно, банки представляют для всех игроков особый интерес, так как применение этой технологии в финансовой сфере дает ощутимый эффект. Заказчики это отлично видят и готовы работать по этому направлению. Вместе с тем многие из проектов носят скорее пилотный характер, что вполне объяснимо, учитывая относительную новизну технологии. Мы рассчитываем, что таких проектов будет становиться все больше как по количеству вовлеченных банков, так и по полноте бизнес-процессов, которые они охватывают", - отметили в пресс-службе "Вокорд".

Генеральный директор NtechLab Михаил Иванов также отмечает, что финансово-кредитные организации и банки проявляют интерес к использованию лицевой биометрии, поскольку это надежный, бесконтактный и простой способ идентификации человека. "Мы общаемся с большинством российских банков и являемся технологическими партнерами основных разработчиков банковских систем. У нас есть проекты в России, но мы также активно продвигаем свое решение за рубежом", - прокомментировал он.  

Основные надежды банковского сектора в области применения биометрических технологий идентификации связаны сейчас с инициативами на государственном уровне.

Напомним, сейчас в Госдуме в процессе принятия находится законопроект, который разрешит банкам открывать счета для физических лиц на основе информации из ЕСИА и на основе биометрических данных, которые появятся в этой системе. Как ранее отмечал председатель Национального совета финансового рынка (НСФР) Андрей Емелин, есть все основания полагать, что к середине ноября законопроект будет принят и банки начнут жить в новых условиях, максимально приближенных к цифровой экономике.

По его словам, все, что необходимо сделать с точки зрения нормативной базы, сейчас прорабатывают Банк России, Минкомсвязи и "Ростелеком". Функционируют три рабочие группы, и они ведут интенсивные консультации. Технологическая сторона биометрических решений пока не ясна, и банковское сообщество ждет окончательных технологических параметров систем, которые будут применяться в ЕСИА (см. новость ComNews от 3 октября 2017 г.).

Алексей Минеев из ЦРТ отмечает, что на фоне анонсированного пилота по удаленной идентификации частных лиц, который обещают провести уже к 2018 г., наблюдается всплеск интереса к биометрии со стороны банков. "В рамках проекта регулятор планирует создать единую базу биометрических данных россиян, которые можно будет использовать для удаленной верификации клиентов - например, при открытии счета в банке", - говорит он.

В пресс-службе Промсвязьбанка указывают на то, что до недавнего времени банковская система не использовала решения по биометрической идентификации клиентов. "В значительной степени на развитие этого направления повлияло участие государства как драйвера проекта, так что в ближайшее время мы вполне можем ожидать прорывных примеров использования биометрии, в том числе для удаленного открытия счета в банке", - отмечают в Промсвязьбанке.

Генеральный директор ИТ-компании "Abbyy Россия" Дмитрий Шушкин говорит о том, что спрос на биометрические решения в России и в мире в целом растет, и это касается не только банков, но и других компаний. Со ссылкой на данные аналитиков J’son & Partners, он указывает на то, что Россия вместе с Индией и Мексикой входит в первую тройку стран, где прогнозируется быстрый рост рынка биометрических технологий в ближайшие пять-семь лет.

"Денежные переводы, выдача кредитов, оформление страховых полисов, краткосрочная аренда автомобилей - все эти сервисы можно сделать более быстрыми и удобными, а главное - предоставлять их удаленно с помощью таких технологий, как идентификация по лицу, отпечатку пальца или голосу. Но мы считаем, что такие решения более безопасны для компаний и клиентов, если использовать их в связке с распознаванием и извлечением данных из документов, удостоверяющих личность - например, паспортов и водительских прав", - отметил Дмитрий Шушкин.

Как ранее сообщал ComNews, несколько банков уже начали пилотировать решение Abbyy для удаленной идентификации пользователей с помощью смартфона. Компания создала его в партнерстве с VisionLabs. Решение Abbyy позволяет при помощи смартфона распознать данные паспорта и подтвердить личность клиента по селфи (см. новость ComNews от 20 сентября 2017 г.).