C2C-торговлю ждет рост
Согласно исследованию "С2С в российском Интернете. Интернет-торговля между частными лицами", результаты которого представили Data Insight совместно с Avito, на 1 млн самых активных покупателей приходится почти половина (47%) C2C-покупок, и их доля будет расти. Опрошенные ComNews игроки рынка отмечают, что если начнется экономический подъем, то у традиционных онлайн-магазинов появятся ресурсы для рекламы и продажи новых товаров и рост уйдет в B2C. Но в период экономической депрессии, когда покупатели особенно чувствительны к ценам, наоборот, расцветает C2C. Темпы прироста обоих сегментов будут в первую очередь зависеть именно от доходов населения.
По данным исследования, на 1 млн самых активных покупателей приходится почти половина (47%) C2C-покупок. Треть C2C-покупателей не совершают покупки в интернет-магазинах. Примерно 10 млн человек сделают в 2017 г. хотя бы одну покупку у частного лица через Интернет. В сегменте C2C доминируют продажи б/у товаров, но 37% сделок приходится на другие типы товаров (в первую очередь на новые товары, не подошедшие владельцу). Причем 5% всех продавцов в сегменте C2C - это профессиональные продавцы, чей доход от C2C-продаж - основной или, как минимум, существенный.
"Объем С2С-торговли в Интернете в ближайшие годы будет расти. Этот рынок на 62% состоит из продажи б/у вещей и на 38% из новых товаров, хендмейда и т.д. Благодаря такому коктейлю он практически не подвержен влиянию экономических кризисов и подъемов. Как рост общего потребительского спроса во время подъема, так и падение спроса на новые и дорогие вещи во время кризиса приводят к росту С2С", - говорит руководитель исследований Data Insight Елизавета Хоботина. По ее словам, драйверами роста этого сегмента в ближайшее время станет появление удобных сервисов оплаты и доставки С2С-покупок.
Елизавета Хоботина уверена, что сегмент С2С не может быть угрозой для классических интернет-магазинов. "Это другой рынок со своими покупателями и мотивами. Треть С2С-покупателей вообще не делают покупок в интернет-магазинах, и вряд ли потому, что раньше делали, а потом отказались в пользу частных продавцов. Можно провести параллель: существование рынка подержанных машин не является угрозой для продажи новых", - подчеркнула она.
Ведущий аналитик финансовой компании Amarkets Артем Деев считает, что сегмент С2С продолжит расти за счет падения реальных доходов населения. "Часть граждан не могут позволить купить себе новый товар из магазина и ищут другие возможности. А основные операции на данном рынке - как раз перепродажа товара, бывшего в употреблении, по сниженной цене. Количество таких сделок с каждым годом будет расти. Развитие сегмента С2С мы можем наблюдать уже сейчас: это появление и улучшение таких платформ, как Avito, "Юла", выход в Интернет популярной офлайновой площадки С2С-торговли - газеты "Из рук в руки", появление различных тематических "барахолок" в Интернете и сообществ в соцсетях", - комментирует аналитик.
По его оценкам, если падение реальных доходов населения продолжится, то в ближайшие два-три года на этом рынке произойдет существенное увеличение числа покупателей - от 10 млн человек, которые сделают хотя бы одну покупку в 2017 г., до 18-20 млн человек, которые будут совершать более двух покупок к 2020 г.
Аналитик ГК "Финам" рассуждает, что если начнется экономический подъем, то у онлайн-магазинов появятся ресурсы для рекламы, скидок, продажи новых товаров и рост уйдет в B2C. В период экономической депрессии, когда покупатели особенно чувствительны к ценам, наоборот, расцветает C2C. Темпы прироста обоих сегментов будут в первую очередь зависеть именно от доходов населения. "Оба сегмента являются уже довольно зрелыми, поэтому высокие темпы, характеризующие начальную стадию роста, уже исчерпаны", - считает эксперт.
По его словам, сегмент C2C особенно остро конкурирует с B2C в период, когда у покупателей мало денег. Поэтому в условиях экономического подъема можно открыть онлайн-магазин, нанять сотрудников и конкурировать в статусе магазина. В условиях спада - торговать как физлицо на eBay или Avito.
Опрошенные ComNews интернет-магазины воздержались от комментариев.