Мария Андреева
© ComNews
13.09.2017

Объем рынка интернет-торговли в России в первом полугодии 2017 года вырос на 22% по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. и составил 498 млрд рублей. Такие данные приводит Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). По прогнозам АКИТ, к концу 2017 г. объем рынка превысит 1,1 трлн.

Итоги и прогнозы на российском рынке интернет-торговли за первое полугодие 2017 г. вчера озвучили генеральный директор ФГУП "Почта России" Николай Подгузов и президент АКИТ Алексей Федоров, ссылаясь на исследование ассоциации. Ассоциация заявила, что Россия остается рынком номер один в Европе с точки зрения пользования e-commerсе.

АКИТ прогнозирует, что к концу текущего года рынок e-commerce вырастет на 25%. "В случае реализации этого плана рынок впервые превысит порог в 1 трлн рублей и составит 1,15 трлн рублей. Сейчас рынок интернет-коммерции составляет около 36% от всей цифровой экономики России", - заметил Алексей Федоров. Он добавил, что самыми крупными регионами по доле интернет-торговли на сегодняшний день являются Москва, Московская область и Петербург. Кроме того, значительная доля объема интернет-торговли приходится на Красноярский край, Свердловскую область, Тюменскую область, Самарскую область, Ростовскую область и др. По словам президента АКИТ, впервые Центральный регион не показывает рост и закрепился на одном показателе.

Алексей Федоров заметил, что, несмотря на увеличивающиеся темпы роста рынка, по-прежнему существенную долю этого роста составляет трансграничная торговля. "Объем этого сегмента в первом полугодии 2017 г. показал рост на 34% по сравнению с первым полугодием 2016 г. и составил 178 млрд рублей. Таким образом, доля трансграничной налогонеоблагаемой торговли по результатам первого полугодия 2017 г. составила 35,7%", - прокомментировал президент АКИТ. Кроме того, ассоциация прогнозирует, что по результатам 2017 г. доля трансграничной торговли в обороте e-commerce в России составит 37%, а ее объем – 420 млрд рублей.

В АКИТ отметили, что количество входящих международных отправлений с товарным вложением также продолжает расти колоссальными темпами. По результатам  I полугодия 2017 г. их количество увеличилось на 49% и составило 152 млн шт. Ассоциация ожидает, что в 2017 г. количество входящий отправлений с товарным вложением составит около 400 млн штук.

"Если сделать линейную аппроксимацию, то, глядя на график роста доли трансграничной торговли, становится очевидно, что российскому e-commerce осталось ровно два года. Рост количества зарубежных посылок на 49% однозначно указывает на то, что российское государство сделало ставку на наших зарубежных конкурентов и не желает ничего менять, глядя на завоевание китайцами российского рынка. В 2020 году мы не увидим ни одного магазина с российскими владельцами, торгующего бытовой техникой и электроникой, или одеждой. Видимо, кому-то это очень выгодно", - считает президент АКИТ.

 По словам Алексея Федорова, особой похвалы заслуживает работа ФГУП "Почта России".

В  первом полугодии 2017 г., по данным отчета АКИТ, доля "Почты России" на рынке доставки товаров e-commerce (включая отправления из иностранных интернет-магазинов и доставку на внутреннем рынке) выросла на 4,5 п.п. до 67,5%. Этот показатель значительно выше прошлогоднего. Как уточнил Николай Подгузов, в 2016 году доставкой ФГУП воспользовались 63% интернет-покупателей.

"Несмотря на кратный рост объемов входящих международных отправлений, нам удается сокращать сроки доставки и повышать качество оказания услуг в почтовых отделениях. Нам приятно, что граждане России и корпоративные клиенты все чаще доверяют доставку своих посылок нам", – сказал Николай Подгузов.

Он уточнил, что по итогам первого полугодия 2017 г. "Почта" обработала почти 38 млн внутренних отправлений с товарным вложением. "Это почти на 11% больше, чем за соответствующий период прошлого года", - заметил Николай Подгузов. При этом по данным АКИТ, общее количество заказов на внутреннем рынке в первом полугодии выросло на 8%.

По мнению АКИТ, "Почта России" является драйвером роста цифровой экономики России. На сегодняшний день ФГУП обеспечивает более 18% оборота цифровой экономики.

 Алексей Федоров заметил, что "Почта России" делает самый большой завоз товаров на территорию РФ. "Думаю, к 2019-2020 гг. можно будет строить новые логистические терминалы, чтобы суметь все это переварить", - поделился идеей президент АКИТ с главой "Почты".

Согласно исследованию АКИТ, самыми популярными товарными категориями, как на локальном рынке, так и на трансграничном являются электроника и бытовая техника, одежда и обувь. При этом, на локальном рынке доля одежды и обуви составляет 26%, в то время как на трансграничном – 38%. Кроме того, популярными категориями являются товары для авто, парфюмерия и косметика, спорттовары и другие.

Алексей Федоров, презентуя исследование, отметил, что по-прежнему больше всего зарубежных товаров россияне покупают в Китае. Доля отправлений из этой страны составляет 90%, из Евросоюза – 4%, США – 2%. При этом, в денежном выражении Китай составляет 52%, Евросоюз 23%, США – 12%. "Это говорит о невысоком среднем чеке покупок в Китае", - уточнил президент АКИТ.

В целом, добавил Алексей Федоров, более 64% покупок (транзакций) в зарубежных магазинах не превышают по стоимости 22 евро. Более 96% - не превышают по стоимости 150 евро.

"Локальный рынок интернет-торговли бытовой техникой и электроникой в первом полугодии 2017 г. вырос на 11% и составил 98,9 млрд рублей. Рост локального рынка снижается во многом из-за давления оффшорной торговли. По прогнозам АКИТ, в 2017 г. объем рынка составит около 230 млрд рублей", - рассказали в ассоциации.

Доля интернет-торговли на рынке БТиЭ составляет 19,1%. В АКИТ считают, что это является очень высоким показателем по международным меркам. "Данный сегмент является в высокой степени развитым с точки зрения электронной коммерции. Наиболее продаваемыми товарными категориями являются компьютеры и ноутбуки – 28%, и телефоны и смартфоны – 24%. В первом полугодии 2017 года продолжился тренд более ускоренного роста регионов по сравнению с Центральным округом, что говорит о постепенном возвращении потребительской активности", - резюмировал Алексей Федоров.

"В этом году мы, наконец, стали свидетелями "оживления" рынка, которое, безусловно, стало отражением усталости россиян после длительного периода "затягивания поясов". Потребитель довольно долго сокращал необязательные траты, перейдя к накопительной системе потребления. Еще в конце 2016 г. мы наблюдали некоторые признаки роста спроса, но первое полугодие 2017 г. показало, что это не сиюминутная ситуация, а вполне оформившийся тренд", - прокомментировал итоги работы рынка e-commerce в первом полугодии генеральный менеджер "Ситилинк" Михаил Славинский.

Он отметил, что за полтора года успел сформироваться отложенный спрос, и покупатели настроены его реализовывать. "Отмечу, что происходит это на фоне отсутствия роста доходов наших соотечественников. Первыми бенефициарами покупательской активности стал кредитный сектор и рынок бытовой техники и электроники. Кроме того, растет авторынок и DIY", - сказал Михаил Славинский.

Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов считает, что исследование АКИТ – довольно грубый фальсификат, смысл которого доказать, что интернет-торговля в России умирает "из-за китайцев".