© ComNews
20.09.2017

Несколько банков уже начали пилотировать решения российской ИТ-компании Abbyy для удаленной идентификации пользователей с помощью смартфона. Такие решения призваны помочь банкам быстрее перейти в удаленные каналы обслуживания и избавить клиентов от лишних походов в офис. Опрошенные ComNews игроки банковского сектора активно проявляют интерес к новым решениям российского разработчика и планируют их протестировать.

Решения российского разработчика пока пилотируются в нескольких российских банках, рассказал в ответ на вопрос корреспондента ComNews генеральный директор Abbyy Россия Дмитрий Шушкин, выступая на II конференции о трансформации клиентских операций для банков ABBYY Digital Banks. "Одно из препятствий для перехода компаний на полностью цифровые сервисы – необходимость хотя бы один раз увидеть клиента лично и проверить его документы, чтобы начать обслуживание. Наши продукты избавят клиентов от лишних походов в офисы", - подчеркнул он.

Одно из решений Abbyy позволяет при помощи смартфона распознать данные паспорта и подтвердить личность клиента по селфи. Компания создала его в партнерстве с российским разработчиком ПО для распознавания лиц VisionLabs. Клиенту необходимо сфотографировать сначала свой паспорт, а потом сделать селфи. Технология Abbyy извлекает фотографию и распознает текст из документа, а софт VisionLabs помогает выбрать лучший снимок лица в видеопотоке. Решение сравнивает лицо пользователя с его фотографией в документе. При положительном результате система отправляет уведомление об успешном прохождении проверки. Для верификации личности используется база данных VisionLabs, которая насчитывает около 50 млн фотографий лиц.

Другое решение Abbyy проверяет подлинность паспорта или других удостоверений личности. Для этого нужно навести камеру смартфона на страницу документа: технология за несколько секунд извлекает изображения и текст и отправляет их на проверку по ряду текстовых и графических параметров. "Вместе эти решения обеспечивают наиболее безопасную дистанционную проверку личности пользователя", - сообщила пресс-служба компании. Благодаря этому можно удаленно регистрировать клиентов, открывать счета, оформлять сделки и подтверждать транзакции, не рискуя совершить такие операции по поддельному документу.

"Мы создали универсальный инструмент для онлайн-проверки клиентов по документам, который позволит банкам быстрее перейти в удаленные каналы обслуживания", - говорит генеральный директор VisionLabs Александр Ханин. Как отметил Дмитрий Шушкин, помимо банковского сектора, решение Abbyy и VisionLabs может быть востребовано там, где необходимо удаленно идентифицировать человека. Например, при продажах SIM-карт, при краткосрочной аренде автообиля - каршеринге, при продаже алкоголя через интернет.

Как сообщил корреспонденту ComNews представитель пресс-службы Сбербанка, компания уже использует ряд продуктов Abbyy в некоторых процессах, в том числе при распознавании счетов и паспортов. "Новый продукт нам интересен с точки зрения улучшения пользовательского опыта при фотографировании паспорта в реальных условиях, когда из доступного оборудования есть только камера. Мы находимся в контакте с представителями Abbyy и планируем протестировать возможности их нового продукта", - сказал он.

Начальник управления цифровой трансформации банка ВТБ Алексей Чубарь напомнил, что технология VisionLabs уже используется в группе ВТБ. Например, "Почта Банк" внедрил систему биометрического распознавания лиц Luna (продукт VisionLabs) в 2014 г. (тогда банк еще назывался "Лето Банк"). Система установлена на более чем 50 тыс. рабочих мест сотрудников, она используется для подтверждения доступа к данным (см. новость ComNews от 31 августа 2017 г.). "Кроме того, мы постоянно проводим мониторинг рынка, отбираем перспективные технологии, которые могут быть эффективны для бизнес- процессов группы ВТБ. И решение Abbyy попадает в фокус наших интересов", - отметил Алексей Чубарь.

Директор по архитектуре и стратегии Альфа-банка Сергей Радул рассказал, что компания давно ведет пилотирование распознавания документов от Abbyy, SmartEngine и других. "Но проблема не в технике, а в законодательстве: требования личного присутствия клиента для идентификации", - посетовал он. По его словам, банкам очень не хватает единой законодательно разрешенной системы по идентификации клиентов.

По данным опроса, который провела компания Abbyy среди 38 банков, в среднем при подаче клиентом документов сотрудник банка тратит 45 минут для их принятия, рассказала директор по работе с финансовым сектором Abbyy Россия Ольга Морозова. От одного до двух дней уходит на проверки вопросов безопасности и финмониторинга. "Клиент же заинтересован в том, чтобы открывать счет быстрее и не ходить в офис, - пояснила она. - На этапе подачи документов в банки и на этапе проверки мы сокращаем 50% времени за счет автоматизации процессов при помощи технологий искусственного интеллекта. По нашему опыту можно в полтора раза сократить время обработки документов и высвободить время для привлечения новых клиентов".

Начальник Управления обработки клиентских данных ВТБ24 Светлана Дементьева рассказала, что только от внедрения электронного архива и технологий Abbyy, помогающих при открытии счетов юрлиц, банк за три года сэкономил 276 млн руб. Из них затраты на бумагу и картриджи составили около 59 млн руб. Банк также стал меньше тратить на строительство площадок для хранения документов и архивные шкафы. Часть документов банк теперь хранит только в электронном виде.

По оценке генерального директора Frank Research Group Юрия Грибанова, пока в банковском секторе можно отметить трех "инноваторов" - это Modulbank, Тинькофф Банк и "Точка". "Они задают стадарты. Но их главенство долго на рынке не продержится, так как другие банки подтягиваются и перенимают их опыт, - считает он. - Копируют технологии, покупают или делают сами - неважно. Самое главное, рынок меняется. В ближайшие три года мы увидим, что разделение на традиционные и цифровые банки перестанет существовать, и рынок станет единым".

Статьи по теме