Мария Андреева
© ComNews
14.08.2017

С 1 сентября 2017 г. ФГУП "Почта России" полностью переходит на онлайн-систему франкирования. Во ФГУП отметили, что это позволит исключить нанесение поддельных государственных знаков почтовой оплаты, а также организовать надлежащий контроль и учет со стороны предприятия за отфранкированной письменной корреспонденцией, что поможет решить проблему "серой почты". Кроме того, в "Почте" добавили, что новая система заместит множество ручных процессов.

Как уточил корреспонденту ComNews представитель "Почты России", в 2012 г., на этапе планирования проекта по защите доходов франкировальных машин, стоимость создания системы была определена на уровне 3 млрд руб. Однако в результате ряда переговоров, проведенных с поставщиком в 2013-2014 гг., ее удалось снизить на 23% до 2,3 млрд руб. В эту сумму вошли расходы на разработку и внедрение программного обеспечения (ПО), а также предоставление в лизинг необходимого оборудования (1150 франкировальных машин, автоматизированные и ручные сканеры штрих-кодов, оборудование для взвешивания).

"Новые франкировальные машины поставлены итальянской компанией Selex. Реализуемая система защиты на основе матричного двухмерного штрих-кода - Data Max", - рассказали во ФГУП.

В разговоре с корреспондентом ComNews представитель "Почты" сказал, что в связи с полным переходом к единой системе онлайн-франкирования стоимость услуг для конечных пользователей повышаться не будет.

Представитель "Почты" уточнил, что в маркировку писем вводится уникальный двухмерный матричный штрих-код, содержащий информацию о машине (регистрационный номер), на которой формируется код, идентификатор клиента, информацию о статусе оплаты и т.п.

"Где бы ни стояла франкировальная машина, она должна быть подключена к единой информационной системе "Почты России". По факту оплаты система вносит деньги на баланс этой машины и контролирует соответствие оплаты количеству франкированной корреспонденции - количеству напечатанных уникальных матричных кодов). Формируемый уникальный двухмерный штрих-код повторить уже нельзя, так как подлинность кодов контролируется в процессе сортировки писем", - пояснили в пресс-службе "Почты России".

В пресс-службе "Почты" рассказали, что в настоящее время к единой системе было успешно подключено более 700 новых высокопроизводительных франкировальных машин "Почты России", установленных по всей стране. Совокупная мощность установленных машин кратно превышает суммарные объемы письменной корреспонденции, пересылаемые в России, и может удовлетворить потребности всего рынка.

"Переход "Почты России" на единую систему онлайн-франкирования позволит исключить нанесение поддельных государственных знаков почтовой оплаты, а также организовать надлежащий контроль и учет со стороны предприятия за отфранкированной письменной корреспонденцией", - считает генеральный директор ФГУП Николай Подгузов.

В пресс-службе "Почты" отметили, что новая система замещает массу ручных процессов - ввод денег производится в онлайн режиме без выезда специалиста к клиенту, отпадает потребность вести архаичный журнал франкирования, а процедура сверки и выставления актов проходит на основе данных единой системы и является прозрачной для клиентов.

По данным "Почты России", в настоящее время свыше 70% франкировальных машин, используемых государственными и коммерческими организациями, выработали свой ресурс и должны быть списаны. При этом на рынке появляются новые современные модели франкировальной техники. Специалисты "Почты России" провели испытания семи различных моделей и признали их соответствующими предъявляемым требованиям.

Так, для принятия окончательного решения 5,3 тыс. организаций-пользователей франкировальной техники был предоставлен калькулятор для расчета полной текущей стоимости нанесения франка с учетом расходов на приобретение франкировальной машины, расходных материалов, стоимости оплаты труда персонала и картриджей с краской, чтобы они могли сами оценить экономическую целесообразность выбора того или иного сценария.

В результате данных расчетов выяснилось, что из-за низкой загруженности собственных франкировальных машин отправителей организации несут существенные издержки. "Так, средняя стоимость нанесения оттиска франка на собственных машинах отправителей может составлять 5-7 руб., что существенно выше, чем средневзвешенный тариф на франкирование "Почты России" в размере 1,3 руб.", - отметил представитель "Почты".

Во ФГУП добавили, что по итогам консультаций 94% всех пользователей (около 5 тыс. организаций) решили отказаться от собственного франкирования, сочтя его экономически нецелесообразным. "Данные организации, в том числе государственные, в настоящее время либо уже заключили договор с "Почтой России", либо находятся в стадии его оформления", - рассказали в пресс-службе "Почты".

Представитель ФГУП уточнил, что незначительная часть организаций-пользователей (327 организаций, или 6% от общего количества) рассматривают приобретение собственных франкировальных машин в связи с особенностями хозяйственной деятельности.

В связи с тем, что среди таких организаций большая часть являются государственными органами и подпадают по действие федерального закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Минкомсвязи России в согласовании с экспертным советом при правительстве РФ и "Почтой России" приняло решение о введении дополнительного переходного периода до 1 февраля 2018 г. "Это позволит государственным организациям провести соответствующие закупочные процедуры и перейти на единую онлайн-систему франкирования. В настоящее время, не дожидаясь вступления приказа в силу, пользователи франкировальной техники активно отказываются от собственного франкирования и переходят на обслуживание в "Почту России", - резюмировал представитель ФГУП.

Отвечая на вопрос корреспондента ComNews, может ли вырасти стоимость услуг "Почты" для конечных пользователей в связи с переходом к системе онлайн-франкирования, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко сказал, что расходы отправителей не вырастут до тех пор, пока не будут повышены тарифы.

"В этом году повышение не запланировано. Борьба с "серой почтой" актуальна, она идет давно и успешно, объем удалось сократить почти на 20%. Это даст эффект примерно 1 млрд руб. без учета затрат на обслуживание онлайн-системы", - заметил финансовый аналитик.

Финансовый аналитик группы компаний "Финам" Леонид Делицын отметил, что для тех конечных пользователей, которые использовали "серую почту", стоимость услуг, увеличится в совокупности приблизительно на ту сумму, которую теряла "Почта".

"Переход "Почты" к системе увеличит выручку ФГУП на 1,5%. Однако с учетом того, что вся прибыль предприятия в 2016 г. составила 1,7 млрд руб., эффект может составить значительный процент прибыли", - резюмировал аналитик.

Как ранее сообщала газета "Ведомости", в результате реализации мер по борьбе с "серой почтой" в 2016 г. отмечено более чем двукратное сокращение оборота неучтенной корреспонденции (см. новость ComNews от 5 апреля 2017 г.).

В пресс-службе "Почты России" отмечали, что объем "серой почты" в прошлом году сократился по сравнению с 2015 г. на 55%, составив 154 млн единиц, или 18% от общего годового объема письменной корреспонденции. Для сравнения, в 2015 г. объем "серой почты" достигал 342 млн и составлял 36% от общего количества писем. В деньгах потери государства в 2016 г. по сравнению с 2015 г. сократились с 5,8 млрд руб. до 3 млрд руб.