© ComNews
15.02.2017

Общественная организация по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" (ОПИ) в ближайшее время намерена обратиться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), Роспотребнадзор и Государственную Думу с инициативой о полном запрете мелкого шрифта в рекламе. Организация обращает внимание на то, что некоторые операторы связи продолжают использовать мелкий шрифт и за счет этого скрывать от потребителей важную информацию. В частности, в последнее обновление рейтинга недобросовестности операторов ОПИ внесла рекламу Yota (ООО "Скартел", 100%-ная "дочка" ПАО "МегаФон"), посвященную безлимитному трафику для мобильных приложений, в которой используется мелкий шрифт.

"Учитывая продолжающуюся практику обмана потребителей со стороны недобросовестных операторов, мы заканчиваем подготовку инициативы по полному запрету мелкого шрифта в рекламе, с которой в ближайшее время обратимся к ключевым регуляторам, отвечающим за вопросы рекламы и защиты прав потребителей, - в ФАС, Роспотребнадзор и Госдуму", - сообщил корреспонденту ComNews председатель ОПИ Олег Павлов.

Ранее ОПИ предложила ФАС и Комитету Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству  в десятикратном размере увеличить суммы штрафов за нарушения операторами мобильной связи законодательства "О рекламе" (см. новость ComNews от 21 сентября 2016 г.). Олег Павлов пояснил, что пока организация не получила ответ от ведомств, однако направила им письмо для уточнения статуса вопроса.

Операторы по-разному отреагировали на предложение полностью запретить мелкий шрифт в рекламе. "Мы выступаем за то, чтобы коммуникации были честными и понятными клиентам. Реклама должна соответствовать требованиям законодательства, не вводя никого в заблуждение и не формируя неоправданные ожидания пользователей. На наш взгляд, существующих мер для отслеживания достоверности рекламных сообщений достаточно", - считает PR-директор Yota Ольга Алексеева.

Как уточнил представитель ООО "Т2 Мобайл" (бренд Tele2) Константин Прокшин, Tele2 давно отказался от использования мелкого шрифта в рекламе. "У нас настолько простые тарифы, что нам не нужны огромные абзацы мелкого шрифта, которые уточняют их особенности и ограничения, - пояснил он. - И тем более, мы не прячем в сносках оговорки, которые существенно меняют условия использования тарифов или услуг по сравнению с основным рекламным сообщением. Мы надеемся, что наши принципы станут отраслевым стандартом".

Рекламные кампании Yota и Tele2  реже всего (три и один раз соответственно) попадали в рейтинг недобросовестности операторов, который ведет ОПИ. Тем не менее в последнем обновлении рейтинга ОПИ обратила внимание на рекламу опции Yota "Безлимитные мобильные приложения". По данным организации, оператор обещает пользователям безлимитные мобильные приложения, а это создает ложное впечатление о неограниченном трафике при установке и использовании программ в смартфонах.

"За счет мелкого шрифта и отсутствующих условий от абонентов скрыто, что трафик не расходуется только при использовании приложений социальных сетей и мессенджеров, то есть далеко не самых "прожорливых" программ. Более того, за подобную опцию придется доплачивать по 150 руб. каждые 30 дней, в дополнение к выбранному потребителем тарифу", - отмечается в сообщении ОПИ.

Как пояснила PR-директор Yota Ольга Алексеева, перед принятием решения о подключении к мобильному оператору Yota клиент может ознакомиться с полной информацией об условиях предоставления услуг на сайте Yota, адрес которого есть на рекламных материалах. "Кроме того, клиент принимает решение самостоятельно о том, необходима ли ему опция "Безлимитные мобильные приложения" или нет и стоит ли ее подключать. Менять сообщение в рекламных материалах мы не планируем", - заявила она.

Президент Ассоциации региональных операторов связи (АРОС) Юрий Домбровский считает, что реклама - не только двигатель торговли, но и двигатель российской сотовой связи. "Если бы не яркая, привлекательная реклама, мы бы по сей день не имели такого массового охвата сотовой связи, как нынешний  российский. Пользователи именно из такой броской рекламы узнают суть новинок, сущность доступных услуг. И прекрасно знают уже, что перед выбором надо ознакомиться с деталями предложения, - подчеркнул Юрий Домбровский. - ОПИ хочет вынудить операторов помещать на рекламные щиты и журналы десятки строк среднеразмерного текста? Это убьет рекламу, приведет к застою развития отрасли связи. На мой взгляд, это также противоречит "Закону о рекламе".

Напомним, ОПИ начала вести рейтинг недобросовестности операторов мобильной связи с июня 2016 г. В основе рейтинга недобросовестности лежит анализ допускаемых операторами нарушений, связанных с введением потребителей в заблуждение, предоставлением неверных или неполных сведений об услугах и товарах. Исследование проводится в отношении крупнейших федеральных операторов мобильной связи - МТС, "Билайна", "МегаФона" и Tele2. Лидером рейтинга недобросовестности операторов мобильной связи остается ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС). По данным ОПИ, этот оператор провел 31 рекламную кампанию, которая вводила потребителей в заблуждение либо скрывала от них важную информацию. "МегаФон" допустил 21 нарушение, а ПАО "ВымпелКом" - 17. В частности, "МегаФон" обещает связь по России без роуминга для тарифов "Все включено". "Традиционное использование мелкого шрифта позволяет скрыть от абонентов существенные ограничения: во-первых, установлены исключения по регионам, во-вторых, предложение действительно только для старших тарифов новой линейки "Все включено", - отмечается в сообщении ОПИ.

Как ранее говорил председатель ОПИ Олег Павлов, главный результат борьбы с нарушениями - это демонстрация потребителям и регуляторам реального масштаба проблемы. "Практически ни один рекламный ролик недобросовестных операторов не обходится без скрытых существенных условий. Причем все нарушения типовые, за которые операторов ранее уже неоднократно привлекали к ответственности", - подчеркивал он (см. новость ComNews от 21 декабря 2016 г.).