Тема нехватки ИТ-специалистов в России не нова: в последние годы их дефицит оценивается в среднем в 1 млн человек. До недавних пор, с учетом мощности российской системы высшего образования, срок ликвидации этого дефицита составлял 10-12 лет. Однако благодаря новым мерам правительства РФ, которые реализуются по национальному проекту "Цифровая экономика", этот дефицит будет сокращен за ближайшие четыре года.
В середине 2021 г. Минцифры России оценивало нехватку кадров в отечественной ИТ-индустрии в 500 тыс. – 1 млн человек. В апреле 2022 г. первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак заявил, что в России фиксируется нехватка около 1 млн программистов. При этом он сказал, что по итогам 2021 г. в России работало 1,7 млн айтишников. И, наконец, в июне 2022 г. вице-премьер Дмитрий Чернышенко, курирующий в правительстве вопросы развития информационных технологий, сообщил на Петербургском международном экономическом форуме, что в начале 2022 г. нехватка ИТ-кадров для российской экономики составила 1 млн человек.
До 2022/2023 учебного года во всех вузах России было 80 тыс. бюджетных мест по ИТ-специальностям, и такое же количество молодых специалистов-айтишников университеты страны выпускали ежегодно. Нетрудно посчитать, что при таких темпах поставки новых ИТ-специалистов на рынок труда дефицит в 1 млн человек можно было бы ликвидировать за 12,5 лет – а скорее всего, даже дольше, так как с нарастанием процессов цифровой трансформации во всех отраслях экономики спрос на айтишников растет нелинейно.
Однако два новых проекта, которые правительство РФ запустило по нацпроекту "Цифровая экономика" - "Цифровые профессии" и "Цифровые кафедры", - позволят закрыть вопрос нехватки ИТ-специалистов в экономике страны в два раза быстрее.
Проект "Цифровые профессии" предполагает обучение по программам дополнительного образования в сфере цифровых технологий. При этом от 50 до 100% стоимости обучения для льготных категорий граждан оплачивает государство. В частности, скидку на обучение в размере 100% могут получить инвалиды и безработные, 75% - безработные, не состоящие на учете в центре занятости, а также заявители с детьми до трех лет. Студенты, бюджетники и люди с доходом ниже среднего по региону - 50%. Принять участие в проекте "Цифровые профессии" могут только те, у кого есть высшее или среднее профессиональное образование, либо студенты. Как следует из страницы портала Госуслуг, посвященной этому проекту, к 25 октября 2022 г. На различные курсы внутри этого проекта уже записалось почти 90 тыс. человек, а максимальное количество мест в этом году составляет 113 тыс.
В проекте "Цифровые профессии" представлены курсы для людей с разным уровнем подготовки и опыта в сфере информационных технологий и смежных областей. В каталоге есть курсы по искусственному интеллекту, системному администрированию, разработке на различных языках для людей с опытом и без, дизайну, моделированию и управлению промышленными манипуляторами и других. Продолжительная тоже разная: самый короткий курс длится 250 академических часов, самый длинный – почти 720. Каталог постоянно обновляется. Выпускники курсов смогут применять полученные знания в своей работе или полностью изменить сферу деятельности.
В проекте "Цифровые профессии" уже представлены 135 курсов, самые популярные направления – программирование и аналитика. Причем образовательные курсы предоставляют как частные компании, так и государственные университеты: Нетология, ИнфоТеКС, Яндекс, Skillbox, GeekBrains, SkillFactory, Университет ИТМО, Университет Иннополис, РЭУ им. Г.В. Плеханова, СберУниверситет, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Skypro, Центр образовательных компетенций НТИ, Академия АйТи, "1Т", "Мобильное электронное образование", Учебный центр 1С, Финансовый университет при Правительстве РФ, Университет Синергия и Многопрофильный центр квалификации "Цель". По окончании курса участники получают диплом о профессиональной переподготовке.
Средняя полная стоимость курса составляет около 90 тыс. рублей, при этом участник проекта "Цифровые профессии" может претендовать как минимум на 50%-ю компенсацию со стороны федерального бюджета, а в пределе – на покрытие 100% расходов на обучение. К примеру, полная стоимость курса "Искусственный интеллект" от GeekBrains составляет 220 тыс. рублей, курса "Дизайнер UI / UX" от ООО "1Т" – 98 тыс. рублей, курса "Frontend-разработчик" от СберУниверситета – 95 тыс. рублей, курса "Анализ больших данных" от Финансового университета – 90 тыс. рублей, а курса "Программирование игр" от Центра образовательных компетенций НТИ – 75 тыс. рублей.
Оператором проекта "Цифровые профессии" выступает Университет 2035. По его текущей статистике за 2022 г., количество заявлений от студентов колледжей, техникумов и вузов не превышает 6% от общего количества претендентов. Доля участников проекта с высшим образованием превышает 70%, а со средним профессиональным образованием – 20%. Как сообщили в Университете 2035, наибольшую заинтересованность в получении ИТ-профессии проявили люди в возрасте 31-45 лет, а заявления на участие от граждан старше 45 лет составили почти 9% от общего количества желающих получить ИТ-специальность.
"Благодаря проекту "Цифровые профессии" освоить востребованную ИТ-специальность могут жители всех регионов России — начиная с 16 лет и до выхода на пенсию по старости. Ожидается, что до 2024 года обучение по проекту смогут пройти более 113 тыс. человек", - говорит ректор Университета 2035 Вадим Медведев.
"Как edtech-компания, мы стремимся обеспечить для рынка новые качественные кадры. Сейчас это задача усложнилась в связи с оттоком специалистов с российского рынка и выходит так, что новичков, пришедших в компании, порой некому обучать, так как middle и senior специалисты уехали. Поэтому наша задача сейчас выпустить на рынок таких специалистов, которые сразу смогут начать работать без продолжительного менторства со стороны старших коллег. Свои услуги мы предоставляем максимально широким слоям населения, в том числе благодаря участию в федеральном проекте нацпроекта "Цифровая экономика", — рассказала GR-директор ООО "Нетология" Валентина Куренкова.
"Проект "Цифровые профессии" открыл возможность людям с инвалидностью бесплатно получить новую цифровую профессию. Это способствует социальной адаптации тех, чьи возможности ограничены – особенно с учетом того, что многими цифровыми профессиями можно заниматься удаленно", - сообщил представитель Всероссийского общества инвалидов (ВОИ).
Антон Войтенко, который пять лет отработал инженером-конструктором в авиастроительной корпорации "Иркут", изменил свою жизнь, пройдя курс "Веб-разработчик" в "Яндексе". "Советую всем попробовать этот онлайн-курс, даже если никогда не кодили, - советует он. - Получите море впечатлений, и может даже решите освоить новую профессию". Сам Антон Войтенко после окончания курса уже нашел новую работу - фронтэнд-разработчика в "Авито".
Алина Семенова, прошедшая курс "Python-разработчик" в МЭО-Академии ("Мобильное электронное образование"), вспоминает: "Я работала в бюджетной сфере. Мне постоянно казалось, что я делаю чужую работу, а зарплата не растет. Решила что-то изменить в жизни. После курсов уволилась с работы и жизнь пошла в новом направлении!". Сейчас Алина Семенова занимается разработкой индустриальных приложений на языке Python в крупной российской промышленной корпорации.
Не менее значим для восполнения дефицита ИТ-специалистов проект "Цифровые кафедры", который стартовал с 2022/2023 учебного года. Директор ООО "1С" Борис Нуралиев, который возглавляет экспертную группу по мерам поддержки ИТ-отрасли "Электронные образовательные сервисы", рассказал о проекте "Цифровые кафедры". Его суть в том, что студентов, которые учатся на иных специальностях, например, на медиков, архитекторов или промышленных технологов, вузы будут доучивать по информационным технологиям - с тем, чтобы они самостоятельно могли разрабатывать алгоритмы и программы практического применения. "За счет этой программы мы к 2024 г. можем дополнительно получить до 250 тыс. ИТ-специалистов. Причем на выходе мы получим тех, кто будет знать и предметную область, и информационные технологии, ведь хороший айтишник - это не просто кодировщик: он должен понимать, что именно нужно улучшить, автоматизировать, цифровизовать", - пояснил Борис Нуралиев.
В конце сентября 2022 г. заместитель председателя правительства России Дмитрий Чернышенко сообщил, что на "цифровые кафедры" 114 российских вузов зачислено более 110 тыс. студентов. Он напомнил, что "цифровые кафедры" были созданы по федеральному проекту "Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли" нацпроекта "Цифровая экономика".
"По поручению президента Владимира Путина правительство РФ проводит комплексную работу по повышению качества подготовки ИТ-специалистов и цифровой грамотности россиян. От этого напрямую зависит обеспечение информационной безопасности страны и достижение технологического суверенитета. Мы видим, что молодые люди заинтересованы в развитии цифровых компетенций. В рамках приемной кампании на "цифровые кафедры" было подано более 140 тыс. заявлений, а зачислено свыше 110 тыс. студентов. Сейчас - на старте обучения - проходит мониторинг их цифровых компетенций, который будет регулярно отслеживать качество подготовки ребят", – отметил Дмитрий Чернышенко.
Вице-премьер добавил, для молодых людей разработано свыше 500 образовательных программ дополнительной профессиональной переподготовки. Все они прошли независимую экспертизу и получили высокую оценку представителей ИТ-отрасли.
Если вспомнить, что в 2021 г. вузы страны приняли на бюджетные места уже 113 тыс. будущих ИТ-специалистов, то с учетом "цифровых кафедр" ежегодный выпуск айтишников из университетов России составит около 230 тыс. человек. С учетом проекта "Цифровые профессии" и подготовке в его рамках до 113 тыс. ИТ-специалистов в 2022 г. – начале 2023 г., искомый миллион айтишников Россия получит не позднее весны 2026 г.