Дизайн-система: как она помогает бизнесу экономить ресурсы
Бреусова старший продуктовый дизайнер "Яндекса"
Главная задача дизайн-системы — предоставить общий набор принципов и стандартов для создания единого визуального языка продукта и его масштабирования. Она объединяет описание ценностей, стилей и компонентов для дизайнеров и разработчиков, сокращая тем самым процесс и трудозатраты при запуске новых продуктов. Дизайн-системы ускоряют разработку, создают визуальную согласованность и повышают качество коммуникаций внутри команд, считает Виктория Бреусова — Senior Product Designer "Яндекса".
Терминология
Дизайн-система — это набор подходов, методов и инструментов, обеспечивающих последовательное и быстрое создание цифровых продуктов. Они охватывают широкий спектр вводных данных, включая бренд, рекомендации по UX, компоненты пользовательского интерфейса, дизайн-документацию, гайдлайны анимации и многое другое.
Дизайн–системы создаются для того, чтобы обеспечить команде единое окно для разработки продуктов и услуг. Обычно они строятся на классическом атомарном подходе, сформулированным консультантом, веб-дизайнером и писателем Брэдом Фростом в книге Atomic Design. Суть подхода состоит в делении любой сложной системы на мелкие сущности — атомы. В контексте продуктового дизайна это чаще всего цветовые палитры, шрифтовые стили, кнопки, иконки. Далее из атомов комбинируются более комплексные сущности — молекулы, например, поле ввода плюс кнопка. Далее из них формируются организмы, затем шаблоны и финально уже целые страницы. Такой подход позволяет вносить изменения на всех уровнях элементов и быстро собирать шаблоны из готовых компонентов.
Потребность бизнеса
Внедрение дизайн-системы позволяет сильно увеличить скорость отрисовки дизайна и разработки. Чем крупнее организация и чем масштабнее потребность в создании новых продуктов, тем больше будет экономия. Изменение философии, заключающейся в переходе от плана продукта, в котором для каждого отдельного проекта необходимо создавать компоненты с нуля, к плану, в котором компоненты могут постоянно переиспользоваться, принесет огромные дивиденды.
Скорость выхода на рынок имеет решающее значение в мире цифрового бизнеса. Возможность остается возможностью только в течение короткого периода времени. Промедление здесь критично. Вместо того, чтобы раз за разом создавать дизайн заново, у команд есть набор инструментов, которые доступны в один клик. Таким образом дизайн-системы помогают в масштабировании, с легкостью доводя продукт от MVP до тысяч пользователей. Поскольку медлить с выпуском продукта на рынок нельзя, а приоритеты постоянно меняются, появляются новые функции или фичи, не всегда можно каждую версию отрисовать отдельно в сжатые сроки. Дизайн-система делает это возможным, ускоряя запуск продукта или фичи на всех этапах.
Экономический эффект
Дизайн-системы помогают сократить издержки, рутинную работу дизайнера и позволяют ему сосредоточиться на более значимых задачах. Дизайн-системы, при правильном внедрении, могут принести вашей организации массу преимуществ:
- ускорение процесса разработки
При помощи дизайн-системы бизнес может значительно ускорить процесс разработки. Дизайн-системы предоставляют библиотеки готовых компонентов, таких как кнопки, формы, таблицы и другие составляющие интерфейса. Разработчики могут многократно их использовать без необходимости создавать их с нуля. Это существенно сокращает время, затрачиваемое на верстку и программирование.
- легкая масштабируемость и быстрая адаптация
Дизайн-системы позволяют легко масштабировать продукты и добавлять новые компоненты. А также упрощают внесение изменений и адаптацию к новым требованиям. Так представители бизнеса получают возможность быстро реагировать на изменения в индустрии и внедрять новые функции.
- упрощение сотрудничества внутри кросс-функциональных команд и между ними
Дизайн-системы способствуют более эффективному сотрудничеству между дизайнерами и разработчиками. Это может ускорить процесс разработки и снизить число факапов.
- визуальная согласованность
Дизайн-системы создают единообразие и согласованность интерфейса и его функционала. Это приводит к увеличению узнаваемости бренда и комфорту для пользователей, что повышает уровень лояльности к бренду.
Примеры внедрения и пользы
К эталонным дизайн системам безусловно относятся Material Design от Google и Human Interface Guidelines от Apple. Именно они в своё время задали современные стандарты проектирования цифрового дизайна, за счет подробного описания принципов взаимодействия с пользователем, компонентов и паттернов использования. Они и сейчас остаются золотым стандартом для дизайнеров и разработчиков всего мира. Также к топовым дизайн-системам от других крупных игроков можно отнести Carbon от IBM, дизайн-систему Atlassian, Base от Uber и другие.
Как это работает на практике: если, допустим, на проектирование одного экрана у дизайнера уйдёт 10 часов без дизайн-системы, то с ней это будет минимум в два раза быстрее. Также при внесении правок дизайнер экономит кучу времени: ведь без дизайн-системы ему придется вносить изменения в каждый макет отдельно вручную, а при ее наличии изменение вносится один раз только в родительский компонент и автоматически применяется ко всем макетам.
Как понять, что пора внедрять дизайн-систему
Понять, нужно ли внедрять в бизнес-процессы дизайн-систему, можно, если утверждения ниже характерны для бизнеса:
- Несколько команд одновременно задействованы в работе над одним проектом тогда дизайн-система помогает работать всем в едином окне и сокращать время на обсуждения. Также дизайн-система поможет сохранить визуальную целостность продукта и не плодить лишние сущности.
- Есть необходимость в большом количестве макетов и кратном масштабировании продукта, особенно, если продукт сложный, требуется хотя бы UI-кит, где будут собраны шаблоны, изображения, шрифты, которые можно использовать при верстке макетов.
- Также для внедрения дизайн-системы потребуются финансовые и человеческие ресурсы, и если у компании их нет, пытаться ее разработать — лишняя трата времени. Разработка дизайн-системы — не быстрый процесс и не сразу приносит дивиденды. Помимо этого руководить процессом должен профессионал, который понимает, какую пользу дизайн-система принесет бизнесу, а также имеет четкие критерии для оценки пользы от ее внедрения.