Григорий
Урьев

генеральный директор компании "Синтерра Медиа"
© ComNews
07.11.2023

Настоящая цифровизация такой высокотехнологичной отрасли, как теле- и радиовещание предполагает структурированные изменения в подходе к бизнес-процессам, их автоматизацию и формирование современных моделей монетизации. Технический переход на цифровое ТВ – это лишь один, бесспорно, важный аспект цифровизации отрасли. Это позволило повысить качество доставляемых зрителям ТВ-сигналов, увеличить количество доступных каналов и обеспечить покрытие практически всей страны. Но все это должно стать только первым шагом.

В последние годы мы постоянно слышим о цифровизации всех сфер нашей жизни. Мы уже можем получить практически любую справку нажатием кнопки, купить товар (или услугу) не вставая с дивана, а ожидание такси более пяти минут или доставки еды домой более получаса вызывает у жителей мегаполисов негодование, быстро переходящее в раздражение. А что же тотальная цифровизация привнесла в сферу теле- и радиовещания?

Цель цифровизации заключается в повышении производительности труда или, иными словами, сокращении участия человека в создании продукта и повышение эффективности процессов. Цифровизация позволяет создавать новые сервисы и развивать бизнес на основе анализа больших данных, что дает возможность компаниям телевизионной отрасли больше зарабатывать, сокращать издержки и улучшать репутацию на рынке. Наконец, она помогает вещателям и производителям контента лучше защищать свою интеллектуальную собственность и уменьшать риски несанкционированного доступа к важным данным. Все это возможно при планомерном переходе участников рынка на новые стратегии и бизнес-процессы.

Вместе с тем цифровизация требует и внедрения соответствующих высокотехнологических решений, а также повышения компетенций сотрудников, которые будут их настраивать и обслуживать. С февраля 2022 года российская вещательная отрасль, как и многие другие, столкнулась с рядом негативных факторов. Самые очевидные – потеря доступа ко многим зарубежным технологиям и отраслевым решениям, а также проблемы с безопасностью передачи ТВ-сигнала.

Технологии искусственного интеллекта приведут к трансформации профессий и специальностей. Замена синхронных переводчиков системами ИИ уже реальность. Виртуальные ведущие перестают удивлять и становятся частью нашей жизни. Телеканалы и телекомпании открыто заявляют о внедрении систем искусственного интеллекта в производственный процесс. При этом вопрос авторских прав на созданный с помощью ИИ контент остается в серой зоне, юридический статус такого контента никак не определен.

Цифровизация и новые технологии порождают вопросы и вызовы, на которые каждый участник медиарынка пока отвечает в одиночку. Но по каким принципам будет жить и функционировать медиаотрасль в ближайшем будущем? Каковы наши глобальные цели, и к чему мы хотим прийти через 10 лет? Что придет на смену цифровому эфирному телевидению? По каким стандартам и с какими подходом мы будем "делать телевидение"? Ответы на эти вопросы могла бы дать "Стратегия развития медиаотрасли", которой на сегодня нет.

В эпоху импортозамещения и необходимости разработки отечественных решений для медиаотрасли стратегический взгляд становится еще более актуальным. Пока такие "дорожные карты" есть для развития мобильной и фиксированной связи, для магистральных и спутниковых операторов, но не для телевещания.

Участники медиарынка сами должны осознать, что им необходимо что-то менять в своем бизнесе, чтобы не отставать от времени и сохранять конкурентоспособность. Рынку и государству просто необходимо объединить свои компетенции в разработке "Стратегии развития медиаотрасли". Это поможет перевести из "аналога" в "цифру" не только вещание телеканалов, но и обеспечить технологический суверенитет медиаотрасли.