Подарочные карты уходят из пластика в блокчейн
Японская компания Amaten, торговая площадка продажи подарочных карт, начала работу над запуском производства токенизированных подарочных карт. Запуск платформы планируется в течение ближайшего года. Пока диджитализация индустрии подарочных карт развивается на рынках Юго-Восточной Азии, но в перспективе новые технологии распространятся на мировой рынок, в том числе и на российский.
В марте японская компания зарегистрировала нативный токен AMA на южнокорейской платформе Bithumb, крупнейшей в Азии бирже криптовалют. Партнером Amaten по проекту стал блокчейн-провайдер Aelf, один из тридцати поставщиков блокчейна, получившим сертификат Китайского института стандартизации электронных технологий. Таким образом, впервые в мире разработана эффективная экосистема на основе блокчейна для токенизированных подарочных карт. Сейчас Amaten является востребованным проектом в Японии в сегменте блокчейн, демонстрирующий практический пример использования технологии.
Сегмент подарочных карт – быстрорастущий рынок, его мировая емкость в 2019 году оценивалась в $340 млрд с перспективой роста к 2025 году до $506 млрд. Крупнейшим игроком на нем являются США, где, по оценкам CEB TowerGroup, общий объем выпущенных подарочных карт превышает $160 млрд. Второе место занимает Индия ($65 млрд), на третьем – Япония ($21 млрд). При этом, по подсчетам Technavio, темп роста мирового рынка подарочных карт составляет около 15% в год.
По оценкам ResearchAndMarkets, российский рынок подарочных карт в 2019 году составлял не менее $5,6 млрд и, с учетом прогнозируемой динамики роста в 8,5% в год, к 2023 году увеличится до $7,7 млрд. В последние несколько лет, отмечают аналитики, основным вектором развития рынка являются электронные подарочные карты: например, в России доля таких уже составляет 15-20%. Как показало исследование компании Digift, проведенное в 2018 году, виртуальные подарочные карты есть у 16 крупнейших торговых сетей России.
Токенизация подарочных карт позволит решить сразу несколько глобальных проблем, связанных с их использованием. Это касается как привычных массовому потребителю, в том числе и российскому, пластиковых подарочных карт, так и набирающих популярность электронных подарочных сертификатов. Физические подарочные карты нужно изготовить и отслеживать, а цифровые карты сложно проверить и защитить от злоумышленников. Кроме того, миллиарды долларов пропадают в неиспользованных картах: например, в Японии в 2018 году таким образом "потерялись" $1,2 млрд. AMA же поддерживает такие операции, как оплата транзакций на блокчейне обмена подарочных карт.
"Система и технологии, которые сейчас используются для подарочных карт, разработаны в 90-е годы XX века и катастрофически устарели. Индустрия подарочных карт с тех пор никак не развивалась, она не соответствует сегодняшним потребностям цифрового мира и поэтому очень неудобна в использовании и не защищена от мошенничеств. При этом индустрия подарочных карт может быть идеальным вариантом использования блокчейна, эти отрасли созданы друг для друга", - уверен руководитель Amaten Том Канадзава.