Минцифры подготовило законопроект, который вносит ряд ограничений для иностранцев и лиц без гражданства на оказание услуг связи. Приобрести SIM-карты они смогут только с помощью биометрии, причем им придется переоформить уже действующие контракты. Количество SIM-карт будет ограничено десятью.
Яков
Шпунт
© ComNews
02.05.2024

27 апреля в официальном Telegram-канале Минцифры появилось сообщение, что ведомство разместило законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Федеральный закон "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Документ предполагает, что договор на услуги связи иностранцы смогут заключать только после регистрации в Единой биометрической системе (ГИС ЕБС). При этом купить SIM-карту можно будет только в официальных салонах связи или точках продаж. Через интернет заключить договор будет нельзя, а в договоре будет указан IMEI - код идентификации устройства, в которое будет устанавливаться SIM-карта. Операторы будут отключать связь, если SIM-карта будет использоваться на других устройствах. При замене устройства иностранцам придется переоформлять SIM-карту в офисе оператора. На одного иностранного гражданина может быть зарегистрировано не более 10 номеров.

Операторы до 1 февраля 2025 г. должны будут оповестить всех иностранных граждан, с кем заключены договоры, об изменении правил оказания услуг связи. Документы с учетом новых требований должны быть переоформлены до 1 марта 2025 г.

Также законопроект предполагает оповещение российских граждан о том, какие SIM-карты оформлены на их паспортные данные, через портал "Госуслуги". Также номера, которые люди не оформляли или фактически не используют, можно будет отключить. Операторы при оформлении новых контрактов также будут обязаны уведомлять россиян через портал "Госуслуги" и SMS.

О разработке данного нормативного акта сообщило издание "Ведомости" 11 апреля. По данным его источников внутри Минцифры, новшества позволят однозначно идентифицировать личность иностранных граждан и лиц без гражданства в офисах продаж и у дилеров.

Глава ведомства Максут Шадаев 25 апреля официально подтвердил данную инициативу в Telegram-канале "Эфир Минцифры". Ее необходимость он мотивировал противодействием мошенничеству и обороту "серых" SIM-карт: "Основной фрод не в том, что SIM-карты оформляются на несуществующих людей, а в том, что их оформляют на настоящих людей, которые про это не знают, потом эти SIM-карты идут в "серый оборот". То есть каждый из нас увидит все договоры и все номера. Если вдруг в этом списке будет договор, который человек не заключал, то он по одному клику его в одностороннем порядке сможет расторгнуть".

Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин назвал ограничения жесткими: "Норм, которые ограничивали бы для иностранцев количество SIM-карт и привязывали их к устройствам, нет нигде в мире. Для операторов эти новшества означают дополнительные расходы на создание баз привязки устройств к SIM-картам. Кроме того, данные "услуги" потом можно будет распространить и на российских граждан. Возможно, чтобы вынудить россиян платить отдельные деньги за регистрацию устройств, купленных вне России, которые не значатся в базе Федеральной таможенной службы, как это сделано, например, в Азербайджане. А очень многие покупают дорогие смартфоны, например iPhone, за границей и не платят пошлину в 30%. Появление такой базы существенно упрощает выявление устройств, которые не были правильно растаможены. Как обратный результат введения данной меры может появиться черный рынок SIM-карт. Я лично не могу одобрить такие меры, поскольку ущемление в правах иностранцев будет угрожать и россиянам. Хотя в ограничении количества SIM-карт нет ничего плохого".

Основатель юридической компании Future Legal Павел Катков поддержал инициативу Минцифры: "На первый взгляд инициатива выглядит как попытка защитить граждан, причем сразу по нескольким направлениям. Первое - мошенничество. Часто оно совершается с использованием телефонных номеров, они могут быть зарегистрированы на подставных лиц, что затрудняет привлечение к ответственности мошенника. Если это иностранец, это осложняется еще и его меньшей подконтрольностью российским властям. Второе - защита самих граждан от регистрации телефонных номеров на них. Идея похожа на систему бюро кредитных историй - это неплохо. Операторы связи, конечно, будут недовольны, ведь это сдерживает продажи. Полагаю, нужно ждать от их GR-служб контрпозицию на предложение Минцифры".

Пресс-служба ООО "Т2 Мобайл" (Tele2) поддержала нововведения и заявила, что оператор уже реализовал часть мер: "Мы поддерживаем инициативы регулятора, направленные на повышение качества идентификации абонентов на рынке. Tele2 также положительно оценивает регулирование, направленное на информирование клиентов всех операторов связи о заключенных договорах по SMS и через портал "Госуслуги". При этом в личном кабинете пользователя уже реализован функционал отражения всех заключенных договоров".

Пресс-служба ПАО "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн") считает, что меры по усилению идентификации при продаже SIM-карт должны распространяться и на российских граждан, при этом использование Единой биометрической системы не является оптимальным: "Билайн" поддерживает инициативы, направленные на борьбу с распространением "серых" SIM-карт и каналами их сбыта. Процедура "Знай своего клиента" - ключевой элемент в процессах обслуживания нашей компании. При этом важно, чтобы повышение требований по идентификации касалось как нерезидентов, так и граждан Российской Федерации во избежание перекоса регулирования и риска развития мошеннических схем по оформлению SIM-карт на российские паспорта. Принимая новые меры по обязательной идентификации абонентов, также важно уделить внимание построению простого и понятного клиентского пути. Клиенты не должны столкнуться со сложностями в получении услуг связи, и, по нашему мнению, использование Единой биометрической системы не является оптимальным сценарием. При этом мы считаем, что абоненты должны быть верифицированы с помощью "Госуслуг". А те, у кого пока нет личного кабинета на "Госуслугах", могли бы использовать доверенный канал для идентификации - например, МФЦ".

Пресс-служба ПАО "МегаФон" назвала изменения в законодательстве ожидаемыми, хотя использование биометрических процедур чревато попытками их обхода со стороны иностранцев: "Изменения в законодательстве, действительно, назрели. Операторы связи несут ответственность за достоверность сведений абонентов, однако до сих пор не имеют возможности автоматизированной сверки данных иностранных граждан. При этом способы первичной идентификации абонентов при заключении договора должны быть максимально быстрыми и удобными - нужно обеспечить простой и надежный клиентский путь. Так, условие по использованию биометрических данных при заключении договора в случае наличия временного разрыва между прибытием нерезидента на территорию России и его регистрацией в ГИС ЕБС может создать дополнительные стимулы для недобросовестного обхода предусмотренной законопроектом процедуры".

МТС и Минцифры воздержались от комментариев.

Новости из связанных рубрик